Конспект по общей психологии. Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность


Конспект урока по общей психологии
Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность
Рабочая программа: Программа учебной дисциплины «Психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с примерной программой общепрофессионального цикла , утвержденной Экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области.
Учебник: Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2008.
Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить студентов с понятиями психическое развитие и деятельность.
Задачи урока:
• обучающая: знакомство студентов с понятиями психического развития, ведущей деятельности;
• развивающая: развивать интерес к изучаемому предмету, логическое мышление студентов, коммуникативные навыки;
• воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимоподдержки.
Длительность урока: 2 часа. (На данную тему отводится по программе 4 часа, на 1-2 уроке изучают психическое развитие, на 3-4 –ведущую деятельность)
Возраст обучающихся: 18-19 лет.
План урока:
1)Приветствие. Сообщение цели урока (3мин)
2)Проверка домашнего задания. (15 мин)
3)Изучение нового материала: обсуждение основных понятий «психическое развитие», «ведущая деятельность», знакомство с теорией деятельности А.Н.Леонтьева.(45 мин)
4) Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».
Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.(12мин)
6)Подведение итогов урока (4 мин)
7)Домашнее задание (2 мин)
Методы обучения:словесный, аудио-визуальный, деловая игра, наглядные (учебники, презентация).
Необходимое материально-техническое обеспечение:
§компьютер, проектор;
§электронная презентация;
§таблица “Ведущая деятельность;
§карточки с ситуациями.
Используемая литература:
1. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2008.
2. Википедия
3. Туревская Е.И. Возрастная психология. – М., 1996.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1996.
5. www.psulist.net
6.http://www.uchportal.ru/
Ход урока:
1. Организационная часть урока:
- приветствие студентов;
- проверка оснащённости рабочих мест;
- сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Повторение темы «Факторы психического развития». Анализ психологических ситуаций по теме.
А)Устный опрос студентов по предыдущей теме (2 человека):
- Рассказать о факторах психического развития?
-Рассказать, что принято считать факторами психического развития?
Б)Работа по карточкам (3 человека).
Задание: Письменно проанализировать психологические ситуации.
1.Ситуация:
Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные "пределы". Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.
(Ответ: Наследственность)2.Ситуация:
Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.
К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте. (Среда)
3. Ситуация:
У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.(Активность)
3. Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний.
На прошлом уроке, рассматривая факторы психического развития, мы затронули проблему определения условий, способствующих этому развитию. Вспомним, что такое «психическое развитие»?
- Кто из отечественных психологов занимался изучением данной проблемы? (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.В. Гальперин).
Сегодня мы рассмотрим основное условие психического развития ребенка – ведущую деятельность.
Б) Выступление студента.
Вас просили узнать значение термина ведущая деятельность в Википедии.
(Выступление студента, который дает справку о ведущей деятельности). Выступление студента оценивается.
В)Пояснение и дополнение преподавателя.
Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
Г) Самостоятельная работа в группах.
- Какие виды деятельности Вы знаете? (игра, учеба, труд).
В каждом возрасте выделяется один ведущий вид деятельности, который определяет развитие человека.
Сейчас разделимся на 6 групп, каждая из которых будет обсуждать основные виды деятельности в каждом возрасте.
1 группа – «младенцы»- 0-1 год 4 группа – «младшие школьники»-7-10
2 группа – «малыши» - 1-3 года 5 группа – «подростки»- 11-15 лет
3 группа – «дошкольники»- 3- 7 лет 6 группа – «старшеклассники» -15-17
Дается 10 мин на обсуждение каждой группе. Подводятся итоги.
Проверка выполнения задания.
Выделяют следующие ведущие деятельности:
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
4. Учебная деятельность школьников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
Д)Пояснения преподавателя.
1.Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
2.Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3.Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением,
имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
4.Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
6.Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте.
4. Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».
Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.
Для эффективного запоминания учебного материала по данной теме, используем прием «Кластеры». Вспомните все термины, понятия, о которых шла речь на уроке и нарисуйте гроздья-кластеры к нашей теме.
5. Подведение итогов урока.
Подведение итогов и формулирование выводов:
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
-Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
Заключительное слово педагога:
Сегодня мы рассмотрели важные проблемы возрастной психологии, расширили свой словарный запас новыми понятиями и научились их анализировать и классифицировать.
6. Домашнее задание
Подготовить выступление о роли ведущей деятельности в развитии личности.