Конспект занятия по общей психологии

Общее понятие о личности и путях ее формирования.
Тема: Понятие о личности. Направленность личности.
Цель: раскрыть сущность понимания личности, показать ее общественную природу, содержание направленности личности.
Оборудование: словарь терминов.
Ход занятия:
Опрос.
1. Понятие сознания как высшей формы развития психики.
2. Решение психологических задач.

Изложение нового материала.
1. Понятие о личности.
Человек- биологическое существо- индивид
- социальное существо – личность- индивидуальность

Человек как личность обладает не только сознанием, но и самосознанием.
Индивид – биологическое существо, принадлежащее к человеческому роду.
- Станет ли индивид личностью? При каких условиях?
Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Роль – социальная функция личности (роль матери, педагога, дочери).
Индивидуальность – личность в ее конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических особенностей.
Индивидуальность в проявлении вкусов, интересов, способностей, целей, устремлений и т.д.
Закрепление: кем являются дети, воспитывавшиеся в среде животных: индивидами? Личностями? Индивидуальностями? Объясните свой ответ.

2. Общественная природа личности.

Человек, развиваясь в обществе, по мере взросления вступает в разнообразные общественные отношения, которые формируют в нем его индивидуальность. При этом сам человек воздействует на общество через эти же отношения.

Л -
Производственные отношения и потребление материальных благ

И


Ч -
Политические отношения (права, свободы)

Н


О -
Идеологические отношения (к различным сторонам обществ. жизни)

С


Т -
Отношения в контактной группе (друзья, семья, коллеги)

Ь



Итак, между обществом и личностью существует непосредственная связь и взаимообусловленность.

3. Психологические характеристики личности.

а) устойчивость свойств личности – относительное постоянство ее психического склада. Позволяет предвидеть поведение данной личности в тех или иных ситуациях.
б) единство личности - взаимосвязь и взаимное влияние всех черт личности. Например: настойчивость – это хорошо или плохо? Смотря в чем и где проявляется.
в) активность личности – это ее постоянная и разнообразная деятельность. Например: игровая, учебная , любимое занятие во время досуга.
Закрепление : итак, кого можно назвать личностью?
4. Структура личности.

1. Направленность ( проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, мотивах, мировоззрении.

2. Знания, умения, ( приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
навыки

3. Индивидуально-типологические ( проявляются в темпераменте, характере, способностях
особенности.
- Что побуждает человека к активности? Потребности.
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-либо или недостаток чего-либо.
Виды потребностей:
Естественные (органические) –пища, вода, отдых, защита от холода и т.д.
Материальные - желание иметь предметы быта, роскоши.
Социальные – желание быть признанным, уважаемым, занимать опр. положение в обществе.
Духовные – характеризуют уровень развития личности: эстетические, культурные, нравственные потребности.
- Можно ли по преобладающим потребностям судить о направленности личности?
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. (проблема цели и средств ее достижения)
Потребности связаны с мотивами.
Мотив – побудительная причина к выполнению деятельности.
Например, 1 поступок (человек украл вещь) может побуждаться разными мотивами:
Желание присвоить себе эту вещь; подарить ее другому; продать ее и получить за это деньги и т.д.
В зависимости от мотивов один и тот же поступок может расцениваться по-разному.
Духовные, познавательные потребности проявляются в интересах.
Виды интересов:
По содержанию – к чтению, математике, биологии и т.д.
По широте – широкие и узкие.
По глубине – глубокие и поверхностные.
По устойчивости – устойчивые и неустойчивые.
По действенности –действенные (интересуюсь спортом и занимаюсь им) и пассивные (люблю посмотреть по телевизору спортивные передачи).
Прямые (интересуюсь русским языком) и косвенные (занимаюсь русским языком, т.к. собираюсь поступать в вуз, где надо сдавать экзамен по русскому языку).
Поведении личности в обществе регулируется моральными мотивами, которые проявляются в идеалах и убеждениях.
Идеал – образец, которому следует человек в своей деятельности и поведении.
Убеждения – определенные положения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается.
Если убеждения образуют определенную систему – это мировоззрение.
Мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным и т.д. Если у человека сложилась своя система взглядов на мир и свое место в этом мире, он не подпадает так легко под чужое воздействие, как те, у кого нет такого мировоззрения.
- Как вы думаете, хорошо это или плохо? В каком возрасте можно ожидать наличия определенного мировоззрения у человека?
Д/з: Немов, 1.ч. с.302-307 учить, выписать стадии развития личности по Эриксону.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15