Презентация к уроку по общей психологии


ГБПОУ КК ТСПКУрок по дисциплине «Психология общения»группа 3Д2016г.февральУчитель – Сабурова Т.Е. Тема урока Вербальные и невербальные средства общения.Цели изучения темы: теоритически рассмотреть вербальные и невербальные средства общения;дать характеристики вербальных и невербальных средств общения;развивать компетентностные навыки общения. Цель урока - формирование у обучающихся новых понятий в психологии общенияЗАДАЧИОбразовательная – формирование знаний о новых понятиях психологии общенияРазвивающая – развитие познавательности и самостоятельности, компетентности в области общенияВоспитательная – формировать мотивацию обеспечивающую интерес к будущей профессии, формирование внимания к окружающим. Ход урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Критерии оценки деятельности на уроке:«5» - за высокий уровень активности «4» - за средний уровень активности«3» - за низкий уровень активности ПРОБЛЕМАКакими современными средствами общения пользуются люди?Польза и вред от этих средств… «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок) Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии. Два основных вида коммуникации:вербальная коммуникация и невербальная коммуникация Коммуникации общенияВербальная коммуникацияпредполагает словесную передачу информации;в этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает;кто-то спрашивает, а кто-то отвечает.Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. происходит за счет осуществления оптико-кинетической системы знаков (Оптикокинетическая система представляет собой экспрессивно-выразительные движения лица и тела (мимика и пантомимика) и движения глаз (визуальный контакт);здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь (язык). Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается письменная и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей, выражается в следующих его функциях:Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности. Функции языкаЧтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей. Виды речиВнешняя – общение между людьми при помощи разговораВнутренняя – направлена на себя, носит свёрнутый, сокращённый характер Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения.8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Невербальное общение Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела». Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:Дополнение произнесенного сообщения.Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Выражение противоречия между словом и делом.Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:Жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Так же важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях.Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. Элементы невербального общенияДистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. Польза и вред от современных средств общенияПлюсы общения в СетиПолучение много новой информацииОткрытость и доступностьЭкономия времени для сбора нужной информацииАнимации, смайлики выручают когда нечего сказать или нет возможности выйти в скайпМинусы общения в Сети неумение работать с большим объемом информации человек, вроде бы не боится в онлайне, прячась за аватар, общаться, а вот в офлайне остается таким же неувереннымБолее того, может избегать общения вообще. Поэтому все же рекомендуется «выйти из тени» Есть, конечно, в Интернетизации населения и определенные минусы.Например, если не приучить себя работать с информацией, можно запросто утонуть в её изобилии или от её переизбытка — сон потерять.Или очень часто общение в Сети может создать иллюзию относительно собеседника. Ведь мы воспринимаем человека лишь по тексту, аватару, и по смайликам. А как человек ведет себя в других, реальных жизненных ситуациях, через экран монитора не видно.Хорошо, когда есть открытость, например, на том же блоге. А ведь есть ряд интернет-сетей, где люди общаются инкогнито. Поэтому, исход, как на картинке ниже, вполне вероятен. Общение развивает личность