Разработка урока по биологии Вклад ученых Казахстана в науку 9 класс



Тема:  Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин
 
Цели урока:
Обучающая: Дать основные понятия наук, методы исследования живой материи, о значении вклада    
                    ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин. Развивающая: Сформировать у школьников умение объяснять причины и следствия внутриклеточных
                    процессов, происходящих при митозе и мейозе. Воспитательная: Убедить старшеклассников в том, что деление клетки действительно является основой
                    размножения и индивидуального развития организма. Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин. Организационный момент. План урока. Основная часть  
     Казахстанские ученые внесли весомый вклад в развитие общей биологии. В первую очередь следует назвать академика Б.А. Домб-ровского. Он является основателем нового направления в биологии -эволюционной сравнительной морфологии животных. Им впервые установлена большая роль коррелятивных взаимосвязей между органами и тканями различных животных, что очень важно для понимания закономерностей эволюции живых организмов. 
     Крупнейший ботаник, академик Н.В. Павлов впервые провел систематическое изучение флоры Казахстана. Профессор СР. Шварцман впервые провел исследование грибов Казахстана. Академик Б. А. Быков является одним из создателей геоботаники. Весомый вклад в развитие биологической науки на посту вице-президента АН КазССР внес академик И.О. Байтулин, который основал новое направление ботаники — ризологию растений.

 
     Большой вклад в развитие биологии в Казахстане внесли зоологи. Так, член-корреспондент Академии наук А.А. Слудский заложил научные основы рационального использования запасов промысловых животных и разработал теоретические основы акклиматизации и реконструкции фауны республики. Он явился инициатором создания Красной книги Казахстана. Академики Е.В. Гвоздев и И.Г. Галузо провели важные исследования причин паразитарных заболеваний животных. Профессоры И.А. Долгушин и А.Ф. Ковшарь провели глубокие исследования видового состава и биологии птиц Казахстана. В соавторстве с другими зоологами ими создан фундаментальный пятитомный труд «Птицы Казахстана». - Наиболее перспективным направлением биологической науки является молекулярная биология. Это направление науки у нас в Республике было основано виднейшим ученым -академиком Муратом Абеновичем Айтхожи-ным. Об авторитете этого ученого говорит тот факт, что он являлся Президентом Академии наук КазССР. Основанный им в 1983 г. и носящий его имя Институт молекулярной биологии и биохимии в настоящее время возглавляет академик Н.А. Айтхожина, которая выполнила фундаментальные работы по изучению генома растений, животных и человека. Цикл важных исследований по изучению функционирования и регуляции белоксинтезирующего аппарата клеток выполнен доктором биологических наук Б.К. Искаковым. Основателем биохимической науки в республике является Т.Б. Дарканбаев, которым впервые осуществлен фундаментальный труд по изучению биохимии пшеницы Казахстана.

 
     Член-корреспондент Л.К. Клышев впервые изучил биохимию алкалоидов и фенольных соединений растений Казахстана. Он является пионером в области изучения биохимии со-леустойчивости растений. Больших успехов в изучении ферментов растений достигли доктор биологических наук.     В Казахстане проведены фундаментальные исследования по генетике растений и животных. Академик ВАСХНИЛ и академик АН КазССР В.П. Кузьмин и его ученики впервые создали адаптированные к жестким условиям Северного Казахстана сорта пшеницы. Член-корреспондент Н.Л. Удольская оздала продуктивные сорта яровой пшеницы, а академик Р.А. Уразалиев - целый ряд высокопродуктивных сортов озимой пшеницы. 
     Интересные работы по генетике сахарной свеклы выполнены академиком Г.З. Бияшевым. Основатель Института плодоводства и виноградарства академик А.Д. Джангалиев впервые провел систематическое изучение диких яблонь.     Важные работы по изучению гормональной регуляции функционирования генетического аппарата выполнены академиком Р.И. Берсимбаевым. Большой вклад в создание новых высокопродуктивных пород животных внесли академики Ф.М. Мухамедга-лиев и В.А. Бальмонт. Получили развитие и исследования по физиологии растений и животных. Так, академик Ф.А. Полимбетова выполнила важные работы по изучению физиологии засухоустойчивости растений. Основателем микробиологии в Казахстане является член-корреспондент Академии наук Д.Л. Шамис.
 
     Крупный вклад в развитие микробиологии внесли академик А.Н. Илялетди-нов, который заложил основы сельскохозяйственной и промышленной микробиологии, и академик М.Х. Шигаева, которая выполнила классические работы по генетике микроорганизмов и их применению в пищевой промышленности. Основателем вирусологии в Казахстане является академик Х.Ж. Жуматов. Большие успехи в изучении вирусов гриппа достигнуты академиками Н.Б. Ах-матулиной и М.Х. Саятовым. Весомый вклад в разработку методов диагностики вирусов СПИДа внес В.Э. Березин. Исключительно важное значение для развития медицины, сельского хозяйства и пищевой промышленности имеет биотехнология.
 
     Основателем биотехнологии в Казахстане является академик И.Р. Ра-химбаев, который впервые выполнил работы по культуре клеток растений. Им основаны практические и теоретические курсы по клеточной инженерии. В настоящее время он возглавляет Институт физиологии, генетики и биоинженерии растений. Очень важные работы по клеточной инженерии пшеницы выполнены академиком М.К. Ка-рабаевым. Глубокие исследования по иммунобиотехнологии проведены под руководством академика Н.Д. Беклемишева, по трансплантации зигот - под руководством академика М.М. Тойшибекова (Научно-экспериментальный центр по биотехнологии и воспроизводству животных им. Ф.М. Мухамедгалиева).
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин. 1. Какие научные подразделения Национальной академии наук Казахстана названы в тексте? 2. Какие направления биологии разрабатываются казахстанскими учеными? 3. Какие разработки вы считаете наиболее важными и почему? 4. Имена каких ученых уже знакомы вам из предыдущих курсов биологии? Итоговый контроль. Анализ урока.