Справка педагога-психолога Готовность первоклассников к обучению в школе (по результатам мониторингового исследования)


Справка педагога-ппсихолога «Готовность первоклассников к обучению в школе
(по результатам мониторингового исследования)»
Одно из важных требований ФГОС НОО - мониторинг возможностей и способностей обучающихся посредством массовой диагностики индивидуальных возможностей детей, обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения.
В этом учебном году в нашей школе в первичном комплексном обследовании приняли участие 90 первоклассников. Диагностический инструментарий был определен в соответствии с Основной образовательной программой учреждения.
Цель обследования: оценить психологическую готовность первоклассников к обучению в школе, уровень сформированности некоторых личностных и метапредметных УУД, адаптированность ребят.
Тестирование обучающихся началось в сентябре и проводилось в течение двух месяцев в несколько этапов, включая и групповое обследование, и индивидуальное собеседование.
Личностные УУД - мотивация учебной деятельности и внутренняя позиция школьника - исследовались с помощью анкеты по оценке уровня школьной мотивации Лускановой Л.С. и «Беседы об отношении к школе и учению» Нежновой Т.А.
Результаты опроса первоклассников по методике Лускановой Л.С. таковы:
- у более 40% ребят максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, при которой обучающиеся добросовестны и ответственны, отличаются стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования;
- у 22,7 % хорошая школьная мотивация, позволяющая обучающимся успешно справляться с учебной деятельностью;
- треть школьников положительно относится к школе, хотя пока познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени (школьная мотивация на среднем уровне);
- только у 3 чел. низкая школьная мотивация, при которой характерно состояние неустойчивой адаптации к школе; и у 2 чел. - дезадаптация, негативное отношение к школе.
Результаты индивидуальных бесед с первоклассниками по методике Нежновой Т.А. следующие:
- у большинства первоклассников (80,2%) положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе;
- 65,1% отказываются от школы, лишенной школьно-учебного содержания;
- 63,9% предпочитают уроки грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности (рисование, физкультура, пение) и прочему времяпрепровождению в школе;
-у 74,4% содержательное представление о подготовке к школе;
-81,4% предпочитают коллективные классные занятия индивидуальному обучению;
- 80,2% отдают предпочтение школе, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно;
- 81,4% предпочитают отметку как форму оценки учебной работы другим видам поощрения (игрушкам, сладостям);
- 60,5% признают авторитет учителя.
В целом, показатели оценки личностных УУД (школьной мотивации, внутренней позиции школьника) во всей параллели 1-ых классов на хорошем уровне развития.
Метапредметные УУД первоклассников исследовались с помощью диагностического комплекса «Готовность к школе» Ясюковой Л.А.
С помощью теста Тулуз-Пьерона были замерены скоростные характеристики психических процессов, объем и качество произвольного внимания, нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу. Согласно полученным результатам обследования, у большинства первоклассников скорость обработки информации на среднем уровне развития. Медлительных –20,5% ребят. При этом внимательных (регулятивное УУД – контроль и коррекция собственной деятельности) более половины обучающихся (55,4%). У большинства первоклассников нормальный объем кратковременной речевой памяти.
Лишь у 5% ребят отмечен слабый уровень развития речевой памяти, при которой трудно следить за объяснением учителя, обрабатывать воспринимаемую информацию, понимать инструкцию.
Зрительная память на слабом уровне только у 1 первоклассника, зато две трети ребят имеют высокий и хороший уровень развития кратковременной зрительной памяти, что делает возможным последующее переосмысление, понимание информации.
Обращает на себя внимание, что у более трети первоклассников речевое развитие на слабом уровне, что означает небольшой активный словарный запас, низкая осведомленность и способность к грамматически правильному построению предложений.
Понятийное мышление пока не сформировано у семилетних ребят, однако наличие хотя бы его зачатков абсолютно необходимы для того, чтобы первоклассник адекватно понимал и усваивал основы научных знаний, с которыми его начинают знакомить в школе.
Понятийное интуитивное мышление развито пока слабо у 15,5%. Эти ребята могут выучить материал, но понять суть его, использовать школьные знания в личном опыте не могут. У 60% первоклассников интуитивный компонент понятийного мышления, связанный с таким познавательным УУД, как анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, и целеполаганием (регулятивным умением), на среднем уровне развития. Для развития полноценного понятийного мышления ребятам необходима помощь.
Понятийное логическое мышление, «осознанное», на основе правил, характеризующее способность ребенка учиться (познавательное УУД – установление причинно-следственных связей, использование аналогий и регулятивное УУД – планирование), развито слабо у 7,7%. Фактически эти ребята не умеют работать по правилу, делают ошибки. У большинства первоклассников аналитические способности, способности понимать суть правил, законов, формул, умение применять их на практике на среднем уровне развития.
Абстрактное мышление у большинства обучающихся 1-х классов практически отсутствует. Между тем даже зачатки абстрактного мышления позволяют ребятам пооперационально планировать свою деятельность, гораздо быстрее формировать понятийные структуры и произвольно пользоваться ими.
Для изучения адаптационных резервов первоклассников был использован тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен и цветовой тест Люшера. По результатам обследования в группу с высокой тревожностью, при которой недопустимы резкость, авторитарные методы общения и необходимы поддержка, внимательное отношение, помощь, попали 17,3% ребят.
Переутомление, низкая рабочая энергетика, согласно тесту Люшера, отмечены у 10,7% ребят.
Преобладание отрицательных эмоциональных состояний показали 24 %.
Общий результат адаптированности первоклассников, согласно рекомендации, прописанной в диагностическом комплексе Ясюковой Л.А., оценивался по характеру самооценки, преобладающему эмоциональному фону, физиологической работоспособности (по наличию или отсутствию переутомления): если более 75% обучающихся имеют положительные показатели по данным обследования, то это принято считать нормальным уровнем адаптированности класса. По результатам нашего обследования:
- 78,6/% первоклассников имеют положительную самооценку;
- лишь у 10,7% отмечено переутомление, что свидетельствует об оптимальности нагрузок, о том, что объективно к нагрузкам ребята вполне адаптировались;
- у 76% нормальный эмоциональный фон;
- к школе в целом первоклассники относятся хорошо, некомфортно чувствуют себя в школе только 12%.
Вывод: ребята готовы к обучению, у первоклассников нормальный уровень адаптированности к школе, что подтверждается и результатами опроса родителей («Адаптация ребенка к школе» Битянова М.Р.), проведенного на классных родительских собраниях.
Наблюдения за характером протекания адаптации первоклассников продолжатся и во 2-ой половине учебного года. По результатам обследования ребят проводятся консультации для родителей и для педагогов.
Индивидуальные характеристики интеллектуальных способностей, характеристики самочувствия, учебной мотивации первоклассников представлены в сводных таблицах.
23.12.2016 Педагог-психолог: Шитикова Ф.А.