Реферат Современное декоративно-прикладное искусство России


Реферат
на тему
Современное декоративно – прикладное искусство России
Казулино - 2016
         

 
 
План.
Введение. -------------------------------------------------------------------------стр. 4
Виды современного декоративно – прикладного искусства--------стр. 5
Батик--------------------------------------------------------------------------------стр. 5-6
Гобелен -----------------------------------------------------------------------------стр. 6-8
Печворк -----------------------------------------------------------------------------стр. 8
Текстильная скульптура -----------------------------------------------------стр. 9-10
Керамика -------------------------------------------------------------------------стр.10-12
Художественное стекло -----------------------------------------------------стр. 12-14
Художественная ковка и литьё ---------------------------------------------стр. 15
Бисероплетение ------------------------------------------------------------------стр.16
Заключение ------------------------------------------------------------------------стр. 17
Библиографический список ---------------------------------------------------стр. 18
Введение
Современные изделия декоративно – прикладного искусства сделаны с учётом народных традиций и моды сегодняшнего дня.
Городская культура современной России 1990-2000г сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными областями искусства XX столетия, направления творчества, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства – в сфере традиционных ремёсел и рукоделия .Многие направления декоративного искусства подверглись серьёзной эволюции, а творческий потенциал расширился за счёт участия в художественных процессах непрофессиональных исполнителей, а так же с переориентацией профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия и предметы для частного интерьера и арт-дизайн.
Знакомство с произведениями современного декоративного искусства, дают нам возможность сопоставить два склада мышления – народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале. Работая над данной темой мы узнаем какие новые черты несёт в себе современное искусство.
1.Виды современного декоративно – прикладного искусства.
Современное декоративно-прикладное искусство разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Широкую популярность приобрели пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, роспись пасхальных яиц и матрёшки, художественная кукла.
С распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе — полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой. Авторы в качестве художественных элементов начали использовать фотографические изображения и опираться при создании декоративных изделий на высокотехнологичные машинные процессы.
2.Батик.
Художественная роспись по ткани, при создании станковых форм и массовых фабричных изделий — товаров народного потребления, сохранила господствующую позицию среди декоративных искусств, получив при этом обобщенное современное определение «батик».
Современные художники работают в разных техниках батика. Одна из них холодный батик. Холодный батик — это роспись ткани специальными красками. Эта техника позволяет создать красоту из ничего. Почему же холодный батик? Дело в том, что при использовании техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни  цвета от других. 
«Яблоневый цвет» холодный батик
Более трудоёмкий способ росписи - горячий батик. Растопленный воск наносится на ткань точно по рисунку и постепенно им покрывают все цвета в соответствии с рисунком – художник работает по принципу «от светлого к тёмному».
«Тюльпаны» горячий батик
В настоящее время художники для создания станковых произведений и оригинальных модельных тканей начали использовать цветную принтерную печать по авторским рисункам и фотографиям, обработанным с помощью цифровых технологий.
Лучшие творческие образцы ежегодно представляются на международных текстильных смотрах.
3.Гобелен.
Гобелены — тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей. Создаётся гобелен за ткацким станком.

В настоящее время гобелен является одной из немногих областей декоративного искусства, базирующихся на ручной технике исполнения, одновременно включающих, наряду с текстильной нитью, разнообразные материалы: металл, стекло, пластики, керамику, бумагу, конский волос и другие. Такие гобелены получили название таписерия.
«На вершине чувства», ручная работа.
Компьютерная технология используется и для создания оригинальных текстильных большеформатных композиций, вытканных из шерстяных, шелковых и синтетических нитей, в основе которых лежат авторские проекты, использующие графические и живописные изображения, фотографии и цифровой монтаж. Эти композиции, близкие технике исполнения к машинным жаккардовым гобеленам и тканям, не получили еще своего окончательного определения и носят условное наименование «ком-пьютерных гобеленов».
Нетканый гобелен. Овсепян Ю.Н.
4. Печворк.
Классическое лоскутное шитье геометрического рисунка, характерной особенностью которого были скрытые швы и наличие внешней прострочки, дополнилось аппликацией из ткани и кружева, нашитой тесьмой, шнуром и другими элементами, что позволило авторам создавать разнообразные текстильные декоративные и тематические картины и панно. В настоящее время лоскутное шитье остается одной из популярных областей декоративного искусства.
Покрывало.
5. Текстильная скульптура.
К лоскутному шитью — объемному квилту примыкает текстильная скульптура, получившая признание в начале 2000-х годов. Ранее это направление развивалось в тесной связи с нетканым гобеленом, в котором рельефные и объемные элементы соседствовали с аппликацией, а также с текстильной художественной куклой. Сегодня скульптура из текстиля приобрела самостоятельный характер и стала одной из областей декоративного искусства, где наряду со станковыми формами, авторами создаются многофигурные композиции, трехмерные интерьерные объекты и текстильные инсталляции.
Текстильная скульптура Т. Овчинниковой.
Самым молодым направлением декоративного искусства России стала художественная кукла. До конца 1980-х годов кукла изготавливалась массовым тиражом и была игровой или сувенирной, а авторами ее выступали художники, работающие на фабриках игрушки и на предприятиях народных художественных промыслов. На рубеже 80-х–90-х годов в эту область пришли скульпторы, театральные художники и модельеры. Их усилиями в декоративном искусстве сформировалось самостоятельное направление,
которое в настоящее время представлено оригинальными авторскими работами из фарфора или специального пластика и текстиля, имеющими преимущественно выставочно -коллекционный характер, разнообразными текстильными (тряпичными) куклами и куклами из папье-маше.
Художественная кукла. Г. Алексеева
Фарфоровая кукла
6.Керамика.
Художественная керамика пережила за последние два десятилетия несколько периодов общественного интереса. В 1990-е годы с распадом крупных производств и организацией малых предприятий и мастерских, в условиях сравнительно дешевых энергоносителей, художники обратились к созданию разнообразной керамической скульптуры малых форм, декоративных панно, расписной майоликовой посуды, сувениров, глиняной игрушки, фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой росписью и
оригинальных авторских композиций, выполненных надглазурными красками по фарфоровому белью.
Керамика. Скульптура малых форм.
«Кислые щи» Панно. Терракота
Майолика.
Кобальтовая посуда.
Сохраняется популярность глиняной игрушки.

7.Художественное стекло.
Художественное стекло начала ХХI века остается одной из самых живых и развивающихся областей декоративного искусства. Пережив многочисленные утраты технологий, сложившихся за десятилетия, в связи с ликвидацией крупных производств и переходом к студийной форме изготовления авторских образцов, оно успешно продолжает играть ведущую роль в декоративном искусстве России. Работа художника – стекольщика сложна. Она требует высокого мастерства и чувства материала. Отдельные формы и целые декоративные композиции рождаются у раскалённой стеклоплавильной печи. Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называют – гутное стекло.
Гутное стекло.
«Корзина с птенцом». Композиция из стекла.
Рост интереса к частному интерьеру, желание владельцев придать ему индивидуальный характер за счет включения оригинальных декоративных
элементов, способствовал популярности росписи по стеклу, витража и техники цветного стекла — «тиффани».
Витраж художественное стекло в технике Тиффани.
Новыми развивающимися и совершенствующимися технологиями ХХI века стало спекание пластин стекла — фьюзинг с целью создания многослойных композиций и изготовление объемных художественных моделей по технологии Pate de Verre из стеклянных фритов, осуществляемые в специальных электрических печах.
Фьюзинг.
По-прежнему остается востребованным выполнение художниками оригинальных авторских настольных композиций, елочных украшений, бижутерии и сувенирной продукции.
8. Художественная ковка и литьё.
Работа с металлом требует «железного» характера мастера и твёрдой руки. Занимаясь художественной ковкой художник своими руками создаёт из раскалённого железа образы, которые рождает его фантазия.

Художественная ковка.
Существует ещё техника работы с металлом – литьё. Раскалённая масса заливается в специальные формы, в которых она, остывая приобретает форму будущего изделия.

9. Бисероплетение.
Этот вид рукоделия появился со времён Древнего Египта.
Вышивка бисером и стеклярусом являлась важнейшим декоративным элементом костюма XVIII столетия.
В 90-е годы бисероплетение стало самостоятельным направление в декоративном искусстве.

Из бисера своими руками можно создавать не только бижутерию и аксессуары. Сделанные в технике бисероплетения цветы, бонсаи, миниатюрные скульптуры могут послужить интересными интерьерными аксессуарами, сувенирами и подарками к праздникам.
Заключение.
Современное отечественное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает  мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. 
Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели  вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.        
Библиографический список
razvitiedetei.infotapestrist.ruprostodelkino.comyandex.ru/imagesbabiki.ru«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Н.А.Горяева Москва. Просвещение 2012г