«Психологическое сопровождение в рамках внедрения и реализации ФГОС начального образования»


МКОУ Бутурлиновская СОШ № 4«Психологическое сопровождение в рамках внедрения и реализации ФГОС начального образования» Педагог-психолог: Нагина Е.А. «Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС начального образования» Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Социально-психологическая особенность ФГОС: учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего. «Психологическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС начального образования»Цель: создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.Задачи:- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Этапы психологического сопровождения в рамках ФГОСI этап (0 класс) – поступление ребенка в школу.II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Уровень готовности обучающихся к регулярному обучению в школе (методика Семаго)  Энергетический баланс организма обучающихся (методика «Цветовой тест Люшера») Эмоциональный фон обучающихся (методика «Цветовой тест Люшера») Мотивация Оценка результативности психолого-педагогического сопровожденияЛичностные УУД- ценностные ориентации младших школьников;- личностные смыслы;-мотивы;- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли- «я и природа», «я и общество», «я и другие люди», «я и я») Оценка результативности психолого-педагогического сопровожденияРегулятивные УУДУмение учиться:- способность целеполагания;- учебная мотивация;-способность к рефлексии;- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;-критичное отношение к результатам собственной деятельности Оценка результативности психолого-педагогического сопровожденияПознавательные УУД-развитие творческого мышления;- развитие познавательной активности, учебного интереса;-сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение) Оценка результативности психолого-педагогического сопровожденияКоммуникативные УУД- развитие коммуникативных навыков;- формирование навыков общения( знание правил общения);- сформированность устной и письменной речи;- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.  Диагностика и формирование личностных УУДучастие в проектах;подведение итогов урока;творческие задания;зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;самооценка события, происшествия;дневники достижений; Диагностика и формирование познавательных УУД «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями; Диагностика и формирование регулятивных УУД«преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль;«ищу ошибки»КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).  Диагностика и формирование коммуникативных УУДсоставь задание партнеру;отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;«отгадай, о ком говорим»;диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.