Тезаурус по дисциплине Искусство


Тезаурус по дисциплине «Искусство»
Возженникова Ф.Л.
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный
педагогический колледж»
Абстракционизм (с лат. отвлечение) – крайне формалистическое направление в живописи, скульптуре и графике ХХ века, для которого характерен полный отказ от воспроизведения форм действительности. Творения абстракционистов представляют собой сочетание отвлечённых геометрических форм, хаотических пятен и линий.
Абсурда искусство – одно из направлений авангардизма. В основе мировоззрения - тезис философии экзистенциализма об абсурдности бытия, бессмысленности существования.
Авангардизм (с франц. передовой отряд) – название ряда художественных течений, стремившихся к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию. Принципы абстракционизма восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.
Аве Мария (с лат. радуйся, Мария) – католическая молитва, а также музыкальное произведение, написанное на канонический или свободный текст, включающий обращение к Деве Марии.
Авиценна – ученый, философ, врач, музыкант. Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».
Акрополь – (с греч. верхний город) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. На Акрополе находились храмы божеств – покровителей города, хранилище для городской казны и оружия. Наиболее известен Акрополь в Афинах.
Акмеизм – течение в русской поэзии начала ХХ века, возникшее как реакция на кризис символизма. Акмеисты требовали вернуть поэтическому слову определенность, точность значения, конкретную образность.
Алеаторика - направление музыкального искусства, основывающееся на принципе случайности, на субъективном отношении исполнителя к нотному тексту.
Ампир (с франц. империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период правления Наполеона I. Для ампира характерно парадное великолепие, богатство лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и военную силу. В основе стиля лежит опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта. К самым знаменитым зданиям в стиле ампир относятся: арка Главного штаба (арх. К.И.Росси), здание Адмиралтейства (арх. А.Захаров) в Санкт-Петербурге.
Амфитеатр – 1. в древнегреческом театре - места для зрелищ, расположенные полукругом на склоне холмов. 2. в древнеримской архитектуре – круглая или овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме).
Амфора – древний глиняный или металлический сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками. Практическое предназначение амфор не мешало им быть и предметами искусства: они украшались росписями.
Андерграунд – художественные направления в современном искусстве. Для него характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций; нередко наблюдается эпатаж публики, бунтарство.
Античность – (с лат. древний) - история и культура Древней Греции и Древнего Рима.
Антропоцентризм – 1. наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, природы, предметов, а также представление богов в человеческом образе; 2. воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Апокриф – вероучительные писания первых веков христианства, которые не причислены к каноническим текстам.
Арабеска (с франц. арабский) – вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов, животных.
Арка (с лат. дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).
Архаика (с греч. древний) – ранний этап в развитии древних государств.
Балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет зародился во Франции в XVI веке.
Барды: –
1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (Ирландии, Уэльса и Шотландии);
2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен.
Барокко (с итал. причудливый) - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны: грандиозность, пышность и динамика; патетическая приподнятость; пристрастие к эффектными зрелищам; совмещение иллюзорного и реального; сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Батик – техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Роспись в этой технике издавна известна у народов Индонезии, Индии и других стран. В Европе – с ХХ века.
Биг-бэнд – характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определенным составом инструментов. Численность музыкантов – 10–20 человек. Развитие биг-бэнда началось в 1920-е годы, на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.
Блюз – первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в начале ХХ века, один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.
Боди-арт (с англ. искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.
Буддизм – наиболее древняя мировая религия, распространенная во многих странах Востока, названная по имени ее создателя Будды. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих. Каждый, кто исповедует буддизм, должен соблюдать пять обязательных условий: не лгать, не красть, не причинять вреда ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств и алкоголя. В буддизме сильно развит индивидуальный культ. Он заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.
Вазопись – декоративная (орнаментальная или изобразительная) роспись сосудов, выполняемая чаще всего керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.
Ваганты (с лат. бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII–XIII века – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.
Ватикан – государство-город в пределах Рима. Население около одной тысячи человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы – Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры и искусства.
Веды – древнейшие памятники индийской литературы; состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.
Веризм – реалистическое направление в искусстве XIX века, близкое к натурализму. Характерно правдивое изображение повседневной жизни, темных сторон жизни бедноты, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнут эмоциональный стиль.
Викинги – участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце VIII–середине XI века в страны Европы. На Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами. В IX веке захватили Северо-Восточную Англию, в X – Северную Францию (Нормандия).
Витраж (с франц. оконное стекло) – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Вишну - в ведической религии – божество; в брахманизме и индуизме - великий Бог-охранитель.
Вольтерианство – термин появился в XVIII веке, означает скептическое или отрицательное отношение к господствовавшей официальной религии, а иногда и к политическому строю.
Гаудеамус – (с лат. будем радоваться) – название студенческой песни на латинском языке, возникшей в Средние века.
Гедонизм – направление в эстетике, утверждающее наслаждение, удовольствие как основной мотив человеческого поведения, как высшую цель деятельности.
Гиппократ – древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В его трудах отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей (Клятва Гиппократа).
Гомер – древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.
Готика (от названия германского племени готов) – художественный стиль (преимущественно архитектурный), зародившийся в 12 веке во Франции, позднее распространившийся по всей Западной Европе: готическое зодчество характеризируется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму.
Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже XIV–XV веков. Гравюра подразделяется на выпуклые (ксилография, линогравюра) и углублённые (акватинта, меццо-тинто, офорт и др.).
Граффити (с итал. царапать) - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Даосизм - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основатель – Лао-Цзы.
Девальвация культуры – оценочный термин, употребляется при рассмотрении кризиса или кризисных явлений в культуре (падение авторитета национальной культуры по отношению к культурам других стран или народов).
Деизм (с лат. бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. в «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII – XVIII веках.
Декаданс (с фр. упадок) – общее наименование кризисных явлений в искусстве конца XIX–начала ХХ веков, для которых характерны настроения безнадёжности стремление к ничем не ограниченной свободе личности и творчества, уход от общепринятых моральных норм и реальной жизни.
Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI веке до н.э., и сохранившаяся до наших дней. Джайнизм отвергает авторитет вед, отрицает божественную предопределенность каст. Для джайнизма характерны: аскетизм, отказ от причинения вреда любым живым существам.
Джаз - вид музыкального искусства, сложившийся в начальных формах в конце ХIХ века в США в результате процесса профессионализации и урбанизации негритянского музицирования под влиянием разнонациональной музыки европейского происхождения. Прошел несколько этапов художественно-стилевой эволюции, достигнув уровня высокопрофессионального искусства, перешагнувшего национально-этнические рамки и получившего распространение во всем мире.
Дизайн (с англ. замысел, проект, чертёж) - вид художественно-технической деятельности по проектированию предметной среды, при котором будущему продукту придаются нужные качества: красота, целесообразность, экономичность, функциональность, а также удобство в эксплуатации.
Ересь (в религии) – отклонение от церковных догматов; нечто ложное, противоречащее обшепринятому мнению, пониманию.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Подразделяется на станковую, монументальную и декоративную. Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.
Жрец - в древних религиях служитель божества, совершающий жертвоприношения и другие обряды.
Золотое сечение (термин придуман Л. Винчи) – деление размера в такой пропорции, при которой отношение малого отрезка к большому равно отношению большого отрезка к целому. Принцип золотого сечения используется в архитектуре и изобразительном искусстве.
Зороастризм – древнеиранская дуалистическая религия, распространившаяся в Средней Азии и Азербайджане. Её основателем считают пророка Заратустру (с иран. Заратуштра) – создателя священной книги «Авесты». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
Идиллия – изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).
Импрессионизм (с фр. впечатление) - направление, возникшее во второй половине XIX в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления подвижного и изменчивого окружающего мира, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (пленэре) и комнатным освещением, импрессионисты стали стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов.
Илиада – древнегреческая эпическая поэма, памятник мирового значения, приписываемая Гомеру. Главный герой – Ахилл. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе.
Индуизм – распространенная в Индии религия, главные течения которой основаны на культе богов Вишну и Шивы.
Интерпретация – необходимый элемент процесса художественного творчества и восприятия произведений искусства. Художественное отражение действительности в искусстве обязательно включает момент ее истолкования. Также является существенной характеристикой исполнения художественного произведения.
Ислам (с араб. покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII веке. Основателем является Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому богу (всемогущему Аллаху) и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы;
3) милостыня в пользу бедных;
4) пост в месяце рамадан;
5) паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы единожды в жизни.
«Ицзин» («Книга перемен») - наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы (1-я половина I-го тысячелетия до н. э.), использовавшаяся в гадательной практике. Состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими инь-ян, и их различных истолкований.
Кааба – мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба.
Каллиграфия (с греч. красивый почерк) - искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.
Камея – резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым рельефом.
Карма – одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий.
Карнавал – вид народного гуляния, истоки которого в древних языческих празднествах аграрного типа. Проводился в средневековой Европе в последние дни перед Великим постом. Карнавал не знал никаких привилегий, норм или запретов. Сопровождался уличными шествиями, состязаниями, маскарадами, массовыми театрализованными играми, особым праздничным карнавальным смехом, направленным на все и на всех, в том числе и на участников карнавала, на котором не было ни гостей, ни зрителей, где все сословия и возрасты становились равными. Обязательным атрибутом карнавала был «ад» в виде шара, извергающего пламя. В некоторых странах в конце карнавала устраивались пиры.
Каста – замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию. В общении между кастами есть строгие ограничения. В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер.
Католицизм – одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Европе. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054–1204 годах; в XVI веке в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером: центр – папство, глава – Римский Папа, резиденция которого – Ватикан. Источник вероучения – Священное писание.
Квадривиум (четыре пути знания) – вторая ступень «семи свободных искусств», состоящая из изучения геометрии (сведения об измерении пространства, знание фигур и чертежей, необходимых для строительства храмов), астрономии (умение пользоваться календарем и вычислять даты христианских религиозных праздников), арифметики (знание правил счета и умение толковать значение чисел) и музыки (пение и сочинение церковных гимнов).
Кватроченто – итальянское наименование XV века. Эпоха Кватроченто отмечена расцветом культуры Раннего Возрождения.
Кельты (галлы) – древние индоевропейские племена, обитавшие во второй половине первого тысячелетия до н. э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. К середине I века до н. э. покорены римлянами. Внесли в мировую культуру образ феи, любовную линию в сюжетах и новый образ женщины – нежной, влюбленной.
Кинетическое искусство – направление авангардизма, использующее для создания произведений искусства эстетические возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, оптических эффектов, создаваемых средствами кинематографа, телевидения, видеокино, лазерными лучами и электрическим освещением.
Киноискусство – вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусства в ХХ веке. Относится к так называемым техническим искусствам, так как предпосылкой его явилось возникновение кинематографа – системы фотографического запечатления реальности в ее движении, предназначенного для проекции на большой экран, в расчете на совместное восприятие многими людьми одновременно.
Китч – специфическое явление, относящееся к самым низшим пластам массовой культуры, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивизмом, рассчитанным на внешний эффект.
Классицизм (с лат. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство; опирались на традиции Высокого Возрождения; стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных «законах разума». В XVIII веке классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Клерикальное мировоззрение – система взглядов, общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества.
Комедия масок – вид итальянского театра XVI–XVII веков, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария.
Колизей (или амфитеатр династии Флавиев) - культурное значение Колизея обусловлено прежде всего его многофункциональностью. Он был создан для развлечений и стал прообразом и современного цирка, и театра, и просто зрелищного учреждения. Колизей был самым большим амфитеатром не только Рима, но и всего античного мира. Он представлял собой гигантский спортивный стадион, который вмещал 50000 зрителей!
Коллаж – технический прием, широко использовавшийся в практике кубистов, дадаистов, футуристов, который заключается в введении в произведение изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету предметов: обрывков газет, афиш, обоев и так далее. В расширенном смысле – это включение с помощью монтажа литературы, театра, кино, живописи, музыки, разностилевых объектов или тем для усиления общего эмоционального воздействия.
Комедия (с греч. - песня коммоса – весёлой компании) – жанр драмы, в которой действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии
Константин – римский император с 306 года н.э. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324–330 годах основал новую столицу Константинополь.
Контркультура – употребляемое в литературе общее обозначение разнородных ценностей определенных групп молодежи (новые левые, хиппи, битники и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; “не приобретательский” образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.
Конфуций (Кун-цзы, около 551– 479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета.
Концептуализм (с лат. мысль, представление) - возник в середине 60-х годов ХХ века и очень скоро сделался ведущим направлением современного искусства. Концептуалисты утверждают, что единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций. Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано придумать ее. От художника не требуется вечных творений. Главное – передать ощущение настоящего времени. Поскольку важно не само изображение, а его смысл, иногда концептуализм вообще отказывается от экспоната, лишь рассказав об идее.
Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине.
Кришна – бог в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в двух образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха.
Ксилография - самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (непременно продольного распила) загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.
Кубизм – направление в изобразительном творчестве, отказавшееся от сюжетного подхода в искусстве, ограничившись разработкой формальных задач. Были разработаны новые формы многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающих плоскостей, сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных, диагональных осей. Объект изображается одновременно с многих точек зрения, как композиция геометрических форм.
Культура личности – ассоциативный фонд памяти, художественный вкус, эстетическое чутье, этический выбор личности.
Культурология – наука, занимающаяся изучением явлений культуры.
Лабиринт – сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле – запутанные положения, отношения.
Лао-цзы – легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления - даосизма.
Лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. Кануть в Лету – быть забытым, бесследно исчезнуть.
Либерализм - политическое направление, противостоящее консерватизму и реакции. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX– начале XX веков сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.
Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения
Мавзолей – монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (IV век до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в Средние века на Востоке.
Магия - совокупность обрядов и заклинаний, считающихся чудодейственными и призванными воздействовать на природу, животных, людей.
Мадригал –
1) в XIV и XVI– начале XVII века небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2–3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4–5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии;
2) с XVI века – небольшое стихотворение-комплимент.
Маньеризм – направление в западноевропейском искусстве в XVI веке. Маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).
Массовая культура – разновидность культуры ХХ века, синоним поп-культуры, индустрии развлечений. Сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.
Махабхарата – эпос народов Индии. Современный вид приобрел к середине первого тысячелетия. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний фольклорного характера. Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах стран Азии.
Медея – волшебница. Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно. Когда он задумал жениться на дочери коринфского царя, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице.
Мезолит – переходный период от Древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту), то есть от XΙΙ до VΙ тысяч лет назад.
Месса - многоголосное циклическое хоровое произведение католической литургии. Основные части литургического цикла: Кирие (Господи помилуй), Глория (Славься), Кредо (Верую), Санктус (Святой Боже), Агнус Деи (Агнец Божий). Музыкальная основа средневековой мессы – григорианское пение (хорал), с XIV века – хоровое полифоническое многоголосие без сопровождения.
Мечеть – мусульманское культовое сооружение. С VII–VIII веков мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в X веке появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные мечети.
Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
Миф – рассказ о событии, где объективное сливается с субъективным, реальное с фантазией.
Мифология – 1) совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Древней Греции. 2) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).
Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е годы ХХ века как отражение противоречия массового и индивидуального сознания.
Мозаика (с лат. посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов.
Мольер Жан-Батист - французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Монастырь – община монахов или монахинь, объединенная единым уставом. Первый монастырь (Табеннизи) возник около 328 года. У каждого монаха была своя келья, день начинался с пения псалмов. Автором первого монашеского устава был Пахомий Великий. Он создал нормы общежития монашества. Во главе монастыря стоял аббат, которого избирала вся братия. Избрание аббата утверждалось епископом. Экономическое развитие монастырей превратило их в крупных земельных магнатов. Монастыри были и культурными центрами. В них хранились монастырские архивы, рукописи, документы крестьянских общин и отдельных лиц. Здесь находили приют вдовы и сироты. В монастырских школах готовили клириков, обучали «семи свободным искусствам».
Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в XII веке. В основе раннего мотета – литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются другие голоса, часто с вариантом того же текста или с другим текстом. Высшие образцы принадлежат Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.
Музы – в греческой мифологии богини, покровительницы искусств и наук: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания. Их покровитель – Аполлон. Место обитания – Парнас.
Музыка средневековья - рассматривалась как помощница Божьему слову. В музыке ценилось не индивидуальное, а типовое начало. До VI века шло формирование церковной музыки, основными жанрами которой были гимны, псалмы, антифоны. В конце VI – начале VII веков при участии папы Григория I были систематизированы и собраны хоралы на весь год, получившие название григорианских. Большинство текстов этих хоралов заимствованы из Библии. В VII веке в католическое богослужение вводится орган, с которым были связаны постепенная драматизация богослужения, появление литургической драмы и процесс гуманизации церковных жанров. Вплоть до XI века музыка была связана с христианской церковью и текстами богослужения. Перелом произошел в XI веке, когда появились первые композиторы и тип фиксации звучания был заменен нотным станом, введенным Гвидо д’Ареццо.
Мухаммед (европейское - Магомет) – основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 (или 610) года откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.
Натюрморт (с фр. мертвая натура). В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также цветы, плоды, снедь и др.
Некрополь – «город мертвых», большое кладбище на окраине древних городов. Кроме гробниц в некрополе находились и колумбарии – хранилища урн с прахом умерших.
Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм) – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 года (Жорж Сёра, Поль Синьяк). Используя выводы научного цветоведения, придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Картины систематически заполнялись мазками правильной формы.
Неолит – поздний период каменного века (VIII–III тысячелетия до н.э.)
Ника – в Древней Греции персонификация победы. Ей соответствует римская Виктория.
Нирвана – центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира. В джайнизме — совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей.
Одежда средневековья – указывала на социальное положение в обществе. Белые и черные монахи, нищенствующие ордена носили мешковину, доктора – замшевые перчатки и береты, рыцари – шпоры. Большую роль в средневековой одежде играли не только фасон, ткань, но и цвет и блеск, который подчеркивался звоном колокольчиков или монет. Самым красивым считался красный цвет, затем зеленый и голубой (наиболее неприемлемый коричневый). Одежду с преобладанием желтого цвета носили военные, пажи и слуги. В повседневной жизни использовалась одежда серого, черного или лилового цветов. Странствующие рыцари одевались в зеленое. Синий цвет сначала обозначал верность, затем обман или неверную жену («синий плащ», «синяя юбка»).
Одиссея – древнегреческая эпическая поэма о странствиях царя Итаки, участника осады Трои Одиссея, приписываемая Гомеру. Написана гекзаметром (около 12 100 стихов). В основе «Одиссеи» — всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.
Омар Хайям – персидский и таджикский поэт, математик и философ. Всемирно известные философские четверостишия-рубаи проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнений до третьей степени включительно.
Олимп – в греческой мифологии и поэзии не связан с каким-либо конкретным местом. Недосягаемо высокая, всегда покрытая облаками гора Олимп, является мифическим обиталищем верховных греческих богов.
Ордерная система – заслуга архитектуры Древней Греции, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Такая четкость позволила создать универсальный архитектурный язык, пригодный для выражения различного художественного содержания. Главные ордера в Греции: дорический, ионический, коринфский. На их основе был создан тип греческого храма.
Офорт - вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают штрихам особую бархатистость; многократное травление создает богатую фактуру.
Пагода – «башня сокровищ». Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме. Пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной). В многочисленных этажах пагод, соединенных между собой внутренними лестницами, обычно хранились рукописи, свитки живописи и статуи божеств.
Палеолит – ранний период каменного века (примерно до Х тысячелетия до н.э.)
Палестрина (около 1525–1594) – итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Его мессы, мотеты, мадригалы и др. — вершина хоровой полифонии строгого стиля; вобрав достижения нидерландской школы, наметил переход от полифонии к гомофонии
Паноптикум – собрание (музей) необычайных разнообразных предметов (например, восковых фигур), причудливых диковинных существ, выставленных на обозрение.
Пантеон (с греч. место, посвящённое всем богам) – совокупность всех богов того или иного культа. В Древнем Риме «храм всех богов» - величайшее античное купольное сооружение, сохранившееся до наших дней.
Папирус – жизненно необходимое растение древних египтян. Он был строительным материалом для изготовления обуви, одежды, веревки, циновки и др. Но мировую славу папирусу принесло его применение в производстве писчего материала. Слово бумага на языках многих народов сходно по звучанию со словом папирус.
Парсуна – портретная (русская, украинская, белорусская) живопись 16-17 веков, сохраняющая приёмы иконописи.
Парфенон – мраморный храм богини Афины на Акрополе в Афинах. Его название исходит от имени богини Афины Парфенос (то есть дева) Является величайшим памятником греческого искусства.
Пастораль – жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV–XVIII веков (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием сельского быта.
Пегас – крылатый конь, символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»).
Перикл – правитель (главнокомандующий) полиса Афины, вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства Парфенона.
Персонализм – философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.
Перспектива – (с лат. ясно вижу) – способ изображения в изобразительном искусстве объёмных тел на плоскости. Перспектива позволяет запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.
«Песня о нибелунгах» – немецкий героический эпос (около 1200 года). Состоит из 39 песен и рассказывает о подвигах Зигфрида. Сюжет был использован немецким композитором Р. Вагнером, создавшим тетралогию «Кольцо нибелунга».
«Песнь о Роланде» – памятник французского героического эпоса (около 1100 года) о походе Карла Великого в Испанию (778). Основные темы поэмы - подвиг во имя родины, служение сюзерену и осуждение феодальной анархии.
Пигмалион – легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. В переносном смысле - человек, влюбленный в свое творение.
Пинакотека (с греч. картина, хранилище) – картинная галерея.
Пирамида - монументальное сооружение, имеющее геометрическую форму пирамиды (ступенчатую или башнеобразную). Пирамиды являлись гробницами древнеегипетских фараонов. Они выражали идею величия фараона как живого воплощения бога на земле. Наиболее известны пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина близ Гизы. Самая большая из них (пирамида Хеопса) имеет высоту 146 м., а длина одной из сторон основания – 230 м. Пирамиды были описаны греческим историком Геродотом и названы одним из семи чудес света.
Помпеи - древнеримский город, расположенный у подножия горы Везувий. 24 августа 79 года в результате извержения вулкана был залит лавой, засыпан камнями и пеплом. При этом погибло две тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие не успели покинуть свои дома.
Прикладное искусство – область искусства, охватывающая ряд отраслей, которые создают художественные изделия, имеющие утилитарное назначение и вместе с тем отличающиеся эстетическими художественными качествами.
Примитивизм - направление в искусстве рубежа XIX–XX веков, которое следует нормам искусства «примитивов» (первобытное или народное творчество, традиционное искусство культурно-отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства проявился в творчестве Поля Гогена, что выразилось в отказе от устоявшихся норм традиционной культуры.
Поп-арт – одно из течений в искусстве модернизма. Возникло, претендуя заменить непонятный массовому зрителю абстракционизм. Распространялось во всех сферах массовой культуры.
Постимпрессионизм (после импрессионизма) – общее название течений в живописи конца XIX–начала ХХ веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму принадлежат Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.
Просвещение – идейное течение XVIII–XIX веков, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
Прометей – титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. В переносном значении употребляется как символ бескорыстия и героизма.
Пьета (с итал. - милосердие) – в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа Богоматерью.
Рамсес II – египетский фараон. Провел на троне 66 лет и построил больше городов и храмов, чем кто-либо другой до него.
Рамаяна – древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Приписывается легендарному поэту Вальмики. Современный вид приобрела ко второму веку. Посвящена подвигам Рамы. Источник сюжетов и образов многих литературных произведений в Индии и за ее пределами.
Ратуша – здание городского Совета, увенчанное башней с часами и набатным колоколом. В ратуше размещались городская казна, арсенал и тюрьма.
Регулярный (французский) парк – стиль планировки и оформления парка, характеризующийся строгой геометричностью композиции, господством прямых линий, стрижкой деревьев и кустов в форме шаров, конусов, кубов, обрамлением аллей стенками-боскетами, обилием скульптур и т.д.
Реквием (по начальному слову латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» – «Вечный покой даруй им, Господи») – заупокойная месса.
Розетка (с франц. розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы). С древности широко распространена в декоративном искусстве.
Рок-музыка – тип современной молодежной музыкальной культуры, сложившейся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Возникла в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде молодежи, а затем была интегрирована коммерческой поп-культурой. Ведет свое происхождение от негритянского городского фольклора, ритм-энд-блюза, музыки кантри.
Рококо (с фр. осколки камней, раковины) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом.
Романтизм –
1) направление в искусстве конца XVIII–первой четверти XIX веков, выступающее против канона классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств;
2) направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека;
3) умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.
Романский стиль - стиль средневекового западноевропейского искусства X–XII веков (в ряде стран и XIII века). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера, архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
Рубаи – (с араб. - учетверённый) – в поэзии народов Востока афористическое четверостишие с рифмовкой а а б а, а а а а:
В детстве ходим за истиной к учителям,
После – ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем – прахом. Вот смысл этой сказки.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640) – фламандский живописец. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Проявил себя и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Благодаря таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века. Современники называли его королем художников и художником королей.
Рыцарство – сословная организация военно-феодальной знати со своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.
Саркофаг – массивный гроб, гробница.
Свободное воспитание – направление в педагогике, восходящее к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Его сторонники отрицали целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивали саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий.
Секуляризация - процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной, ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты – экономику, политику, образование и др.
Сентиментализм (с фр. чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII–начала XIX веков. Сентиментализм объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910 годов, сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Основные представители символизма в литературе – П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк; в изобразительном искусстве – Э. Мунк, Г. Моро; близко к символизму творчество П. Гогена и работы многих мастеров стиля модерн.
Символика средневековья – вся природа, ее животный и растительный мир были наделены символическим смыслом. Среди наиболее почитаемых животных были ягненок (агнец), собака, сопровождавшая феодала на охоте (символ верности), конь. Олицетворением зла, дьявольского начала был страус – символ грешника, так как он откладывал яйца в песок, но не высиживал их; козел – сластолюбие, скорпион – лживость, олицетворение евреев; все фантастические звери (василиски, грифоны, кентавры, драконы). Символика лежала в основе средневековых архитектурных форм: круглая форма – завершенность, совершенство; квадратный план здания означал не только крест, распятие, но и четыре основных направления как символ Вселенной.
Синкретизм – главная особенность первобытной культуры, слияние всех явлений жизни, единое образное познание мира и его религиозное толкование.
Сонет - стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трехстишия-терцета (4+4+3+3). Возник в XIII веке в Италии.
Сонорное направление в музыке – возникло на рубеже 50-60-х годов ХХ века и утверждает важность не высоты звука, а его тембра, ищет новые музыкальные краски, новые способы звукоизвлечения.
Сорбонна – богословский колледж и общежитие для студентов и преподавателей в 1257–1554 годах в Латинском квартале Парижа (от имени основателя); с XVII века – распространенное второе название Парижского университета.
Стиль – совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора и т. д., которые проявляются как в темах, идеях, характерах, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении и т. д. Стилевое единство существует в культуре определенной эпохи, страны, а также в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства.
Сюрреализм – направление в искусстве ХХ века, опирается на философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные учения, фрейдизм. Сюрреалисты провозгласили своей задачей бесконтрольное, автоматическое воспроизведение сознания и особенно подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), что порождало причудливо-искажённые сочетания реальных и нереальных предметов и явлений.
Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.
Ступа – буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже – колокольнообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.
Суфизм (грубая шерстяная ткань, отсюда – власяница как атрибут аскета) - мистическое течение в исламе. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
Схоластика –
1) средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви;
2) знания, оторванные от жизни, построенные на отвлеченных рассуждениях.
Табу – запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Тадж-Махал – памятник индийской архитектуры, мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал (около 1630–52 гг.) на берегу реки Джамна, в городе Агра, пятикупольное сооружение (высота 74 м) на платформе. К Тадж-Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Театр (с греч. место для зрелищ, зрелище) - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра – в массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Тривиум – первая ступень «семи свободных искусств»: грамматика, риторика (искусство составления проповеди), диалектика (умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с помощью формальной логики).
Трагедия (с греч. песня козлов) - основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид).
Треченто (с итал. – триста) - итальянское название XIV века, периода интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре.
Университет (с лат. - совокупность) – высшие школы, появились в Западной Европе в XII веке. Как правило, в университетах было четыре факультета: «младший» (артистический, где преподавалось «семь свободных искусств») и три «старших» - медицинский, юридический и богословский. Обучение велось на латинском языке в форме лекций, читаемых профессорами (магистрами), которые комментировали труды церковных и античных авторов, диспутов по теологическим вопросам. В университетах были библиотеки.
Утилитаризм – принцип, согласно которому любой феномен культуры рассматривается сквозь призму пользы или выгоды, получаемой при его производстве и употреблении.
Философия (с греч. – мудрость) – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
Фовизм - направление в живописи ХХ века, характерные черты которого – повышенная светоносность, выразительность цвета, организация художественного пространства только с его помощью. Отсутствие традиционной светотеневой моделировки, стремление к гармонизации выразительных и декоративных средств цвета в единой композиции.
«Чистое искусство» - название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для искусства» оформились в теорию к середине XIX века.
Церковная символика. Символическим смыслом были наделены числа как мера вещей; роза, олива, ландыш, фиалка как олицетворение Девы Марии; гроздь винограда означала Иисуса Христа, пролившего кровь за людей; орех – символ Христа, божественности, покрытой плотью; пепел – раскаяние; дерево – закоренелость греха; зажженная свеча во время процессии – символ Христа, фитиль, воск и огонь – душа и смирение, плоть и целомудрие, божественность и любовь; колокол – уста проповедника. У середины хора вешался кусок пакли, которую епископ зажигал на глазах верующих, – напоминание о втором пришествии. Женщины не снимали в христианском храме головного убора – в знак того что Ева погубила людской род и т.д.
Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Шедевр – образцовая работа, которую выполняли подмастерья, чтобы получить звание мастера.
Шива – один из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание.
«Шицзин» («Книга песен») – памятник китайской литературы. Содержит 305 песен и стихотворений, созданных в XI -VI веках до н. э., и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни Китая; отбор и редакция приписываются Конфуцию.
Шоу - спектакль в широком смысле слова, который нередко сопровождает проведение больших мероприятий в общественной или культурной жизни, например конкурсы красоты, вручение премий и т.д. В них смещены акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание.
Шпалера – вытканный вручную ковер-картина (гобелен).
Экзегетика – то же что герменевтика (с греч. - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации. В философских течениях конца XIX–XX веков – учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Экзистенциализм - философское направление, которое стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененность субъекта и объекта в процессе переживания, экзистенции.
Экспрессионизм - направление в искусстве ХХ века, отразившее глубокий кризис сознания, одно из проявлений авангардизма. Провозглашал целью искусства не изображение современной действительности, а выражение ее сути.
Эллинизм - период античности (323–30 годы до н.э.). Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.
Этикет - установленный порядок поведения где-либо (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).
Элитарное искусство - искусство, ориентированное по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они оцениваются как лучшая часть общества, его элита.
Эмпиризм – учение о теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что всё знание опирается на опыт
Эстетика – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII веке у А. Баумгартена, введшего термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании».