Конспект открытого урока в 6 классе Повторение изученного по теме Имя существительное


«Повторение по теме «Имя существительное»
Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2006.
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока:
Урок - путешествие
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
- работа над орфограммой;
- работа по развитию устной и письменной речи;
- расширение словарного запаса;
- особенности учебной деятельности;
- активность, осознанность, системность;
- психологические особенности школьников 12 лет
Исходя из этого была поставлена триединая дидактическая цель урока со следующими аспектами:
Образовательный аспект:
Систематизировать и обобщить знания по теме «Существительное», повторить теоретические сведения о данной части речи, оценить степень усвоения знаний учащимися, познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
Развивающий аспект:
Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных, развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь учащихся, совершенствовать мыслительные операции.
Воспитательный аспект:
Расширить кругозор ребят, воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, воспитывать эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем.
В соответствии с темой и целями урока было отобрано содержание урока:
- задания, формирующие орфографическую зоркость, т.е. слитное и раздельное написание НЕ с существительным; другие попутные изученные ранее орфограммы;
-задание, формирующее культуру речи (орфоэпию
- Задание, обогащающее лексический запас, т.е. анализ и разбор предложения и словосочетания;
На уроке использовались такие виды работы:
Коллективная, индивидуальная, классификация, анализ, наблюдение, самоанализ.
Форма организации занятия
Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:
1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.
2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний
3 этап– решение учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (от простого к сложному)
4 этап– рефлексия
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.


Ход урока.

. Организационный момент.
Слайд № 1
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Меня зовут Виолетта Сергеевна, я учитель русского языка и литературы. Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на паровозике из Ромашкова. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний. Итак, давайте определим наш маршрут. В страну какой части речи мы отправляемся?
Слайд № 2
Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я ..
Правильно, ребята, вы отгадали. Без имени существительного нельзя составить ни одного предложения. Без него мы не можем выразить свои мысли. Речь без существительного была бы не понятной, ведь она бы состояла только из глаголов , прилагательных и т.п. На существительном держится все . Потому что большинство  частей речи образовано от имени существительного. Именно поэтому имя существительное является главным из всех частей речи!
Сайд № 3 Строгий кондуктор даст билеты тому, кто правильно отгадает загадки, в которых есть слова этой части речи.
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, хвостатая, а не мышь.
Золотое решето черных домиков полно.
Носик стальной, хвостик льняной.
Молодцы вы правильно отгадали все загадки. По пути нам будут встречаться разные препятствия, где нужно будет продемонстрировать умения, знания материала по русскому языку. Возьмите маршрутные листы – и в путь!

Слайд № 5

Слайд № 6 Мы прибываем на первую станцию – Книгочитайкино. Ребята, а вы любите читать? Я – очень. Моя любимая книга – комедия Д. Фонвизина «Недоросль». Главный герой комедии – Митрофанушка, совершенно не хотел учиться. Однажды в библиотеке мне довелось подсмотреть, как Митрофанушка рассказывал о своих успехах в изучении грамматики.

Слайд № 7 Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Ну и знания у тебя!
Митрофан. И ведомо.

- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя существительное, да и мы с вами повторим все об этой части речи.

Слайд № 8
Сейчас вы сможете применить свои знания, потому что мы прибываем на станцию Ознакомительную. И вот первое задание. Что же обозначает имя существительное?

Слайд № 9

Ребята, а с какой частью речи дружит имя существительное? Да, с именем прилагательным. А как? В каком роде, числе или падеже стоит имя существительное, такие формы принимает и прилагательное. Найдем же
словосочетания «Имя прилагательное + имя существительное».

Слайд № 10
Мелкие росинки на заре
Всю планету держат в серебре,
Но внезапно отблеск золотой
Вспыхнул над серебряной землей.
Выйди в этот час и собери
Серебро и золото земли.

Слайд 11. Ребята, наш Митрофанушка совсем запутался. Дверь – если она существительна – отвечает на вопрос кто? Или что? Давайте вспомним правило определения одушевленных существительных и неодушевленных.

Слайд 12. Выполните задание.

Слайд 13. Откуда произошли имена собственные и нарицательные?  Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".       Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.

Слайд 14. Игра «Собери пару»: газета
писатель
море
собака
мультфильм
машина
«Волга»
«Лунтик»
Жучка
«Александровская жизнь»
Чёрное
Лермонтов



Слайд № 15 Ребята, Митрофанушка прислал мне письмо, но я не успела прочитать его , помогите мне, пожалуйста. К тому же, наверное, там очень много ошибок, ведь Митрофанушка – грамотей известный.

Слайд № 16 На пути станция «Грамматика». Как определить род и число имен существительных?

Слайд 17 Пословицы – это мудрость народа. Они пришли к нам из глубокой древности и по сей день не утратили своей необходимости. Из данных пословиц выпишите имена существительные и определите их род.
Куй железо, пока горячо. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. У работящего в руках дело огнем горит.


Слайд № 18 Ребята, здесь наш паровозик сделает небольшую остановку. Все, кто не проезжает мимо, должны сделать небольшую разминку. Выйдем на перрон и посмотрим, что нужно сделать.

Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь! А вот и следующая станция.

Слайд № 19 Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята? Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)

Слайд 20 Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.

Слайд № 21 В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно:
а) (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
б) (Не)грамотность среди учеников уменьшилась.
в)Один в поле (не)воин.
г)(Не)работа сушит, а забота.


8. Согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. Имена существительные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.

Слайд № 22 Наш паровозик прибывает на станцию «Нечитайлово». Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы имен существительных! Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться . Правда, ребята?

Слайд № 22 Образуйте имена существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик- (Работа с карточками)



Слайд № 23 Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Конецурочная». Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени существительном. Какие правила мы сегодня повторили?
Ну что, Митрофанушка, запомнил ли ты что-нибудь об имени прилагательном?

Слайд № 24
Слайд № 25 Рефлексия









13PAGE 15


13PAGE 14515







15