Итоговая диагностическая работа по биологии, ФГОС (6 класс)


ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ
6 класс
Внимательно прочитай текст каждого задания и выполни его. Поясни свои ответы. Если не можешь ответить, напиши, в чем состоит твое затруднение, и какой именно информации тебе не хватает.
Задание 1.
Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы и объясни, как обмен веществ организмов разных «профессий» соединяется в единый круговорот веществ в экосистеме.

Какие газы поглощают и выделяют растения-производители в результате фотосинтеза?
Какими веществами питаются животные-потребители?
Какие вещества поглощают и выделяют разрушители?
Как связаны между собой производители и разрушители, потребители и производители?
Оцени свои учебные достижения по следующему алгоритму.
1. Какова была цель задания?
2. Выполнено ли задание?
3. Выполнено верно или с ошибкой?
4. Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Какую отметку можно поставить?

Задание 2.
Прочитай текст «Семейства класса Двудольные», выдели критерии сравнения семейств между собой и осуществи это сравнение, составь и заполни таблицу.
Семейства Класса Двудольные
Семейство Мотыльковые (Бобовые) насчитывает более 17 тысяч видов и включает однолетние и многолетние травы, кустарники и деревья. Формула цветка мотыльковых: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1. Цветки одиночные или собранные в соцветия кисть, либо головка. Плод – боб. Среди мотыльковых много пищевых растений (горох, фасоль, соя, бобы, чечевица, арахис), декоративных (люпин, карагана, душистый горошек), лекарственных (солодка, термопсис, софора), кормовых трав (клевер, клевер, люцерна, вика). В семейство Паслёновые входит около 3000 видов. В основном это травянистые растения, но есть среди них кустарники, а в тропических широтах – даже невысокие деревья. Формула цветка паслёновых: Ч(5)Л(5)Т5П1. Цветки одиночные или собранные в соцветия кисть или завиток. Плоды либо ягоды, либо коробочки. Среди паслёновых много пищевых растений (томаты, картофель, перец, баклажан), декоративных (петуния, душистый табак, физалис), ядовитых (белена, дурман), лекарственных (красавка-белладонна, скополия). Семейство Крестоцветные (Капустные) включает около 3200 видов растений. Среди них преобладают травянистые растения. Формула цветка крестоцветных: Ч4Л4Т4+2П1. Соцветие у крестоцветных – кисть. Плоды – стручки или стручочки. Среди крестоцветных – овощные и кормовые растения (капуста, редька, редис, турнепс, брюква), масличные (рапс, горчица, рыжик), лекарственные (желтушник), декоративные (левкой, алиссум). Некоторые крестоцветные – сорняки (сурепка, пастушья сумка, ярутка).
Задание 3.
Вставь пропущенные слова.
Что же происходит после того, как пыльца попадает на рыльце пестика? Должно произойти оплодотворение. Но мужские половые клетки цветковых растений (спермии) в отличие от сперматозоидов животных _____________ и сами добраться до яйцеклетки не могут. Их доставляет по назначению специальный «лифт» – ______________. По ней вниз двигаются два ________________. Один из спермиев и поджидающая его яйцеклетка сольются, дав начало_____________. А вот у второго спермия – необычная судьба. Второй спермий сливается с «соседкой» яйцеклетки, которую называют ________________. Получается клетка не с двойным, как обычно, и не с одинарным, как у половых клеток, а с ___________набором хромосом. Из неё разовьётся питательная ткань семени – _______________. Этот процесс получил название _______________ оплодотворения.
Задание 4.
Лист
Выскажи предположение, о чем говорится в рубрике с таким названием.
Чтобы проверить свое предположение, прочитай текст, ведя диалог с автором и к каждому абзацу:
задай вопросы к тексту;
найди ответ в тексте.
Лист – это та «волшебная фабрика», где под действием солнечных лучей происходит превращение, которому могли бы позавидовать средневековые алхимики. Из неорганических веществ (воды, углекислого газа) растение создаёт вещества органические. Помимо этого лист дышит, испаряет воду.
Каждый лист можно сравнить с чутким прибором. Он прекрасно чувствует небольшие изменения освещённости. Пока солнце движется по небосклону, черешки листьев непрерывно «работают», поворачивая каждый лист так, чтобы на него падало как можно больше света. Впрочем, иногда лист начинает избегать чрезмерного освещения. У эвкалиптов, например, в разгар дневной жары листья поворачиваются «ребром» к свету. Листья «стараются» не затенять друг друга. Это хорошо можно увидеть у плюща, который при небольшом количестве листьев может покрывать стену сплошным «зелёным ковром». Такое расположение листьев называется листовой мозаикой.
Природа немало потрудилась, создавая существующее разнообразие форм листьев. Учёные различают простые и сложные листья. Сложный лист состоит из нескольких листочков на общем черешке. Главное отличие его от простого – не в сильной рассечённости, а в том, что каждый листочек может опасть отдельно. Листья могут превращаться в колючки (у барбариса), усики (у гороха), ловчие аппарата (у росянки).

Задание 5.
Проведём опыт. Возьмём две большие стеклянные банки и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например, поставим в тёмный шкаф. Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки. В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Задание 6.
Прочитай текст и укажи в чём преимущество семенных растений перед споровыми? Каковы различия голосеменных и покрытосеменных растений? Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?
В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения. Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было. Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. Им на смену приходили более совершенные растения – сосна, ель, пихта, семена которых лежали голо или открыто на чешуйках шишек. Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным. Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад. Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли самые разнообразные местообитания.
Задание 7.
Выращивание сортовых плодовых деревьев обычно осуществляется только прививкой. Так, привитая яблоня начинает цвести и плодоносить уже в 5-6-летнем возрасте, тогда как яблони, выращенные из семян, к плодоношению приступают лишь в возрасте 15-20 лет. Составь план действий. Выбери из предложенных действий необходимые и расставь их по порядку. Выпиши номера действий в правильном порядке.
Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины.
С культурного плодового дерева срезают однолетний побег.
Вставляют почку под кору дичка в надрез.
У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез в виде буквы Т.
Место прививки туго обвязывают скотчем или мочалом.
С побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2-2,5 см.
С побега удаляют листовые пластинки, оставляя лишь черешки.

Ключи для проверки итоговой диагностической работы
по биологии
6 класс
Задание 1.
Растения-производители поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Животные-потребители питаются органическими веществами.
Разрушители поглощают органические вещества и выделяют неорганические.
Разрушители разлагают органические вещества производителей, потребители используют органические вещества производителей.
Самооценка.
Цель: Объяснить, как обмен веществ организмов разных «профессий» соединяется в единый круговорот веществ в экосистеме.
Выполнено задание или нет.
Выполнено с ошибкой или нет.
Выполнено самостоятельно или с помощью.
Отметка.
Оценивание: правильный ответ – 2 балла, ответ содержит 3 элемента правильного ответа – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос, как имеющиеся знания, так и предложенную информацию.
Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели; умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей; умение определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; умение критично относиться к своему мнению.

Задание 2.
Семейство Коли-чество видов Жизненные формы Формула цветка Одиночные цветки или соцветия Плод Значение
Мотыльковые
(Бобовые) Более 17 тысяч видов Однолетние и многолетние травы, кустарники и
деревья Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 Цветки одиночные или собранные в соцветия кисть, либо головка Боб Пищевые (горох, фасоль, соя, бобы, чечевица, арахис), декоративные (люпин, карагана, душистый горошек), лекарственные (солодка, термопсис, софора), кормовые травы (клевер, клевер, люцерна, вика)Паслёновые Около 3000 видов Травянистые растения, кустарники, невысокие деревья Ч(5)Л(5)Т5П1 Цветки одиночные или собранные в соцветия кисть или завиток Ягода, коробочка Пищевые (томаты, картофель, перец, баклажан), декоративные (петуния, душистый табак, физалис), ядовитые (белена, дурман), лекарственные (красавка-белладонна, скополия)
Крестоцветные (Капустные) Около 3200
видов Травянистые
растения Ч4Л4Т4+2П1 Кисть Стручок или стручочекОвощные и кормовые (капуста, редька, редис, турнепс, брюква), масличные (рапс, горчица, рыжик), лекарственные (желтушник), декоративные (левкой, алиссум), сорняки (сурепка, пастушья сумка, ярутка) Оценивание: правильный ответ – 2 балла, ответ содержит 18 элементов правильного ответа – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос, как имеющиеся знания, так и информацию из текста.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять логическое действие «синтез», умение выбирать признаки для сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД – умение кратко формулировать свои мысли; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Задание 3.
1 – неподвижны, 2 – пыльцевая трубка, 3 – спермии, 4 – зародыш, 5 – центральное ядро, 6 – триплоидный, 7 – эндосперм, 8 – двойное.
Оценивание: правильный ответ – 2 балла, ответ содержит 6 элементов правильного ответа – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос, как имеющиеся знания, так и предложенную информацию.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез» (составление целого из частей); умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Задание 4.
В рубрике «Лист» говорится о видах листьев и роли листа в жизни растения.
1-ый абзац:
Вопрос. Каковы функции листа?
Ответ. Создание органических веществ (фотосинтез), дыхание и испарение.
2-ой абзац:
Вопрос. Как лист реагирует на изменение освещённости?
Ответ. Черешки листьев поворачивают лист так, чтобы на него падало как можно больше света. В разгар дневной жары листья поворачиваются «ребром» к свету. Листья «стараются» не затенять друг друга. Такое расположение листьев называется листовой мозаикой.
3-ий абзац:
Вопросы. Чем отличаются простые и сложные листья? Каковы разновидности видоизменённых листьев?
Ответ. Сложный лист состоит из нескольких листочков на общем черешке. Главное отличие его от простого – не в сильной рассечённости, а в том, что каждый листочек может опасть отдельно. Листья могут превращаться в колючки (у барбариса), усики (у гороха), ловчие аппарата (у росянки).
Оценивание: правильный ответ – 2 балла, наполовину верный ответ – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос, как имеющиеся знания, так и информацию из текста.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез» (составление целого из частей); умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; умение вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); умение вычитывать все виды текстовой информации.
Задание 5.
Поддерживает горение только кислород. В первой банке лучинка горела, т.к. зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода. Во второй банке лучинка погасла, т.к. зелёные листья выделяют кислород только на свету.
Оценивание: правильный ответ – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос имеющиеся знания.
Познавательные УУД – умение извлекать информацию, ориентируясь в своей системе знаний; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; умение выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения.
Задание 6.
Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена голосеменных лежали голо или открыто на чешуйках шишек, а у покрытосеменных семена находятся внутри плода. У покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Оценивание: правильный ответ – 2 балла, ответ содержит 2 элемента правильного ответа – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания демонстрирует возможности использовать для ответа на вопрос, как имеющиеся знания, так и предложенную информацию.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез» (составление целого из частей).
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения; умение вычитывать все виды текстовой информации.
Задание 7.
2, 7, 4, 1, 6, 3, 5 или 2, 7, 6, 4, 1, 3, 5
Оценивание: правильный ответ – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов.
Интерпретация: выполнение задания связано с умением проводить элементарный эксперимент (опыт).
Регулятивные УУД – умение понимать последовательность действий.
Познавательные УУД – умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных признаков; умение осуществлять логическое действие «синтез»; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные УУД – умение формулировать свою точку зрения.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка 5 4 3 2
Первичный балл 13-12 11 10-7 6 и менее
% набранных баллов от суммарного балла за работу 100-86
Повышенный уровень 85-75
Повышенный уровень 74-51
Базовый уровень 50-0
Ниже базового уровня