Промежуточная аттестация по химии учащихся 8 и 10 классов


Промежуточная аттестация по химии, 10 класс
Предмет: химия, 10 класс
Форма проведения экзамена: устныйПроцедура проведения экзамена:
а) время подготовки к ответу по билету ограничено – 40 минут, из них 15-20 минут на решение задачи
б) при входе в кабинет учащиеся берут экзаменационный билет, отмечают его у экзаменатора и садятся на свое место
в) в ходе экзамена не допускается использование учебных материалов, технических средств и средств связи. Также категорически запрещены любые переговоры между учащимися. В случае нарушения этих требований обучающийся получает оценку «неудовлетворительно» и удаляется с письменного экзамена
г) разрешено на экзамене пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; таблицей растворимости солей, кислот и оснований; электрохимическим рядом напряжения металлов; калькулятором
Спецификация:
В соответствии с обязательным минимумом содержания образования экзаменационные билеты ориентируются на проверку усвоения содержания ведущих - разделов (тем) курса химии в 10 классе общеобразовательной школы. К числу таких разделов относятся: теория строения органических соединений, углеводороды и их природные источники, кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе, азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе, биологически активные органические соединения, искусственные и синтетические органические соединения.
Объем содержания, проверяемый билетами соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 10 классе).
Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта.
Билет состоит из двух вопросов: первый - теоретический, второй – практико-ориентированный (задача или опыт).
Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:
• основных химических понятий: вещество, химический элемент, ион, изотопы,углеродный скелет, функциональная группа, изомеря, гомология;
• умений: устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов органических соединений.
Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи, ориентированые на проверку сформированности практических учений.
Нормы оценивания:
Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета.
Отметка «5» ставится, если:
• содержание ответа на вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов, рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений: степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки;
• содержание ответа на второй вопрос включает план решения расчетной задачи или проведение опыта, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта.
Отметка «4» ставятся в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем:
• отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания:
• присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов).
При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм проведения расчетов, но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведения опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат.
Отметка «3» ставится, если:
• в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;
• при решении расчетной задачи допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату.
Демонстрационный вариант
Билет №1
1. Предельные углеводороды, общая формула. Химическое строение, свойства и применение метана.
2. Задача. Через бромную воду пропустили 0,2 моль этилена. Какая масса 1,2-дибромэтана получается в результате реакции?
Билет №2
Непредельные углеводороды ряда этилена, общая химическая формула, химическое строение.
Свойства и применение этилена.
2. Осуществите цепочку превращений, укажите условия проведения реакций:
CH2=CH2  →CH ≡ CH  → C6H6
Билет №3
1. Алкины, общая формула. Ацетилен, строение, химические  свойства, применение ацетилена.
2. Какой объем кислорода расходуется при сгорании 15 л этилена (н.у.)?
Билет №4
1. Ароматические углеводороды. Бензол, строение, свойства. Применение бензола и его гомологов.
2. Опыт. Проведите реакции, характерные для уксусной кислоты.
Билет №5
1.Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекуле.
2. Задача. Вычислите массу уксусной кислоты, необходимой для получения 2 моль углекислого газа при взаимодействии с карбонатом кальция.
Билет №6
1. Изомерия органических веществ, ее виды.
2.Задача. Какое количество этилена можно получить при нагревании 5 моль этилового спирта с концентрированной серной кислотой?
Билет №7
1. Природные источники углеводородов: газ, нефть, каменный уголь. Их переработка и практическое применение.
2. Задача. Вычислите массу пропионата калия, если в реакцию с гидроксидом  калия вступило 300 г  14%-го раствора пропионовой кислоты.
Билет №8
1. Предельные одноатомные спирты, общая формула. Этанол, строение, физические и химические свойства, применение.
2. Осуществите цепочку превращений, укажите условия проведения реакций:
CH4    → C2H2 →С6H6 → C6H5NO2
Билет №9
1. Глицерин – представитель многоатомных спиртов. Строение, физические, химические свойства, применение.
2. С помощью термохимического уравнения С + О2 = СО2 + 393,5 кДж
вычислите, какое количество теплоты выделится при сгорании 1,2 г угля.
Билет №10
1. Фенол, строение, свойства, получение, применение. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере фенола.
2. Задача. Выведите формулу углеводорода, массовая доля углерода 75%. Относительная плотность углеводорода по азоту 0,572.
Билет №11
1. Альдегиды, общая формула. Химические свойства. Получение, применение муравьиного и уксусного альдегидов.
2. Задача. При сжигании 2,8 г газа было получено 8,8 г оксида углерода(IV) и 3,6 г воды. Плотность газа по водороду равна 14. Определите молекулярную формулу газообразного вещества.
Билет №12
1. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Общая формула.  Строение и свойства на примере уксусной кислоты.
2. Опыт. Проведите качественные реакции на альдегид.
Билет №13
1. Жиры, их состав и свойства. Жиры в природе, превращения в организме. Продукты технической переработки жиров. Понятие о синтетических моющих средствах.
2. Приведите уравнения реакций, указывающих на особые свойства муравьиной кислоты.
Билет №14
1. Крахмал и целлюлоза, физические и химические свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
2. Осуществите цепочку превращений, укажите условия проведения реакций:
CH4 →CH3Br → C2H6 → C2H4
Билет №15
1. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.
2. Задача. Определите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25% водорода. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2.
Билет №16
1. Аминокислоты, их состав и химические свойства: взаимодействие с соляной кислотой, щелочами, друг с другом. Биологическая роль аминокислот и их применение.
2. Задача. Какой объем ацетилена (н.у.) выделится, если в избытке воды растворить 12,8 г карбида кальция?
Билет №17
1. Анилин – представитель аминов. Химическое строение и свойства, получение и практическое применение.
2. Опыт. Докажите опытным путем, что глицерин – многоатомный спирт.
Билет №18
1. Белки - как биополимеры. Строение, свойства и биологические функции белков.
2. Осуществить цепочку превращений, указать условия проведения реакций:
CaC2 → C2H2 → CH3CHO → CH3COOH
Билет №19
1. Общая характеристика высокомолекулярных соединений: состав, строение, реакции, лежащие в основе их получения ( на примере полиэтилена).
2.  Осуществите цепочку превращений:
Cакт.,t?           + HNO3,H2SO4, t?         +Fe, HClАцетилен          Х1        Х2      Х3