«Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе»


Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Буденновска








«Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе»





учитель: Онипко В.И.








г. Буденновск, 2010г.
Тема опыта: «Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе»
Автор опыта: учитель начальных классов МОУ СОШ №5 города Буденновска Онипко Валентина Ивановна.
Условия становления опыта. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических аспектов образования.
Особо остро для меня встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы видеть учеников не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и были активными субъектами его. Самостоятельно владели знаниями и свободно использовали их для решения жизненно важных зада, т.е. справлялись с проблемами в любой ситуации.
Достичь того, чтобы ребенок стал активной, смелой, решительной личностью помогла мне технология проблемного обучения. В связи с этим возникла необходимость использовать в учебном процессе эту технологию т.к. проблемное обучение формирует гармонически развитую личность, способную творчески мыслить, систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Актуальность опыта заключается в формировании у ребенка потребности учиться, т.е. определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности и активизации познавательных интересов учащихся. Изменившееся качество жизни требует от ученика не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).
Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируется также умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Собственно ради достижения этих целей и применяется проблемное обучение.
Ведущей идеей своего опыта считаю развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - задач - пути активизации обучения, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и четко выявляются мотивы познавательной деятельности.
Преимущества проблемного обучения:
- в ходе решения проблемы учащийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;
- повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения;
- результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в нестандартных ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Длительность работы над опытом. По данной проблеме я работаю в течение четырех лет, начиная с 2006 года.
Теоретическая база опыта. В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов: М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения). Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения на основе идей М.И.Махмутова и по Е.Л.Мельниковой. М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
Проблемное изложение знаний.
Частично-поисковый метод.
Исследовательский метод обучения.
Диапазон опыта. Применение элементов проблемного обучения строится в системе урочной и внеклассной работы.


Технология опыта

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, когда усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учащимися. Сущность проблемного обучения заключается во фразе: «тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний».
Технология использования элементов проблемного обучения в моей работе – это комплексная поддержка и помощь учащимся в решении задач развития, обучения и воспитания.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
Провожу диагностику поведения учащихся в процессе проблемного обучения;
Повышаю познавательную активность в процессе овладения знаниями.
Развиваю творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся при решении проблемных задач.
Перед тем как ввести технологию проблемного обучения в своем классе я провела три формы диагностики:
1) диагностика на основе наблюдения, позволяющая выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемного вопроса.
2) наблюдение за познавательной активностью детей.
3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению.
Следуя вышеназванным пунктам, выделила два этапа работы по применению проблемного обучения в учебном процессе.
1 ЭТАП.
Прежде чем приступить к применению проблемного обучения в классе, а также к диагностике его эффективности, необходимо было выяснить, готовы ли дети к возможным трудностям в обучении и их отношение к учению.
На этом этапе проводила диагностику поведения ученика в проблемной ситуации на основе наблюдений.
Цель этой диагностики заключалась в следующем:
- проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;
-обнаруживает ли учащийся проблему вообще и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий и помощь наблюдателя.
Для этой диагностики выбрала четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин. Ученикам предлагалось для решения две проблемные ситуации по порядку. Внимательно следила за деятельностью и рассуждениями ученика, отмечая результат наблюдений знаком «+» при положительном исходе, или «-» при отрицательном исходе в специальном бланке.
Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
На уроках, проводимых в классе, обращалось внимание на действия и реакции учеников. Результаты наблюдений фиксировала в бланке наблюдений.
Потом проводила анкетирование учащихся, чтобы выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения. Время заполнения анкет учащихся не ограничено осуществлялось при помощи родителей.
Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Старайся не думать много над вопросами и выбирать «правильный» ответ».
2 ЭТАП
На данном этапе проводила те же самые диагностики, что и на первом этапе. (Методика диагностики см. Приложение 1). (Ниже привожу результаты наблюдений на первом этапе и на втором этапе).
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 20% выше, чем в традиционном обучении.
Методические приёмы создания проблемной ситуации.
Основой проблемного обучения на уроке является знакомство учащихся с новыми фактами, путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения. На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.
Меняется структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного подхода и имеет следующие этапы:
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных
для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности.
(Привожу пример урока математики см. Приложение 2).
Хочу заметить, что на начальном этапе использования методов проблемного обучения, очень важна предварительная подготовка к восприятию нового.
Например: при изучении приема вычислений вида 30 – 6
1. Актуализация знаний.
1) Заселите домик числами. Состав числа 10.
10
*
* 4
5 *
* 6
7 *


2) Решить удобным способом

(40+10)-7

(20+10)-6

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглых десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10
3) Вставить числа в окошки по данному образцу

40 = 30 + 10 80 = + 10

60 = 50 + 10 30 = +

Все эти задания нацеливают детей на изучение нового материала. После этого детям предлагается найти значение выражений:
Создание проблемной ситуации

15+ 5 = 24 + 6=

36 – 6 = 28 + 1=

59 – 6 = 30 – 6 =

Проблемная ситуация действительно возникла, т.к. у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. Но из нее надо выйти к учебной проблеме.
Выход из проблемной ситуации к учебной проблеме.
Для этого использую побуждающий диалог, помогающий детям сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
- Где возникло затруднение?
- Почему оно возникло?
- Какова тема урока?
Решение проблемы. «Открытие» учащимися нового знания.
Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы. Составление нового алгоритма решения.
1 шаг – 30 = 20 + 10
2 шаг – 10 – 6 = 4
3 шаг – 20 + 4 = 24

Детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливают закономерность, используя ранее приобретенные знания.
Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогают мне система проблемных ситуаций. Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса учащихся к обсуждаемой теме. Цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся, при оптимальной самостоятельности учеников. В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы – «с удивлением» и «с затруднением».
В качестве проблемной ситуации могут быть:
Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.
Поиск истины (способа, приема, правила решения).
Различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Противоречия практической деятельности.
Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти. Для
этого я использую следующие методы постановки учебной проблемы:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом (в виде «яркого пятна» и «актуальности»).
Рассмотрим эти методы подробнее.
Подводящий к теме диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Диалог в виде логически выстроенных вопросов, которые подводят к теме урока.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Для этого, прежде всего, нужна проблемная ситуация. Она возникает по причине удивления или затруднения. Этот метод требует выполнения нескольких приемов:
Предъявляю противоречивые факты.
Побуждаю к осознанию противоречия.
Побуждаю учащихся к формулированию учебной проблемы.
Следующий метод – сообщение темы с мотивирующим приемом. Этот метод состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, вызывая к ней интерес с помощью мотивации «яркого пятна» и «актуальности». Сообщаю интересный материал – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. Тем самым создаю интерес к изучению нового материала.
Привожу примеры методических приемов создания проблемных ситуаций (см. Приложение 3).
На своем жизненном опыте я убедилась, что после выполнение какой - либо работы, будь то сдача экзамена или подготовка к уроку наиболее ярко запоминается тот материал, который вызвал затруднения.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в своей работе стремлюсь не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Обеспечивает прочность знаний, особый тип мышления, глубину убеждений, творческое применение знаний в жизни. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Развитие творческих способностей младших школьников.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Способы стимулирования творческих способностей.
обеспечиваю благоприятную атмосферу;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
поощряю высказывания оригинальных идей;
использую личные примеры творческого подхода к решению проблем;
предоставляю детям возможность активно задавать вопросы.
Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас.
Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Поэтому на уроках математики я использую разные типы задач: задачи с несформулированным вопросом, задачи с недостающими данными, с излишними данными и т.д. (см. Приложение 4). Главная цель задач - развить творческое мышление, заинтересовать их предметом, привести к «открытию» математических фактов. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него появляется ощущение трудности и удивление.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.
Уроки с применением технологии проблемного обучения очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре уроки по другим предметам Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных нестандартных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Результативность опыта
Применяя данную технологию, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Результаты наблюдений на первом этапе показали, что:

4 человека справились с 1 проблемной ситуацией.
6 человек справились со 2 проблемной ситуацией
5 человек справились с 3 проблемной ситуацией
8 человек справились с 4 проблемной ситуацией
На 2 этапе результаты наблюдений показали, что
7 человека справились с 1 проблемной ситуацией (на 3 чел. больше).
9 человек справились со 2 проблемной ситуацией
8 человек справились с 3 проблемной ситуацией
10 человек справились с 4 проблемной ситуацией
После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему.
Результаты наблюдений на первом этапе показали, что: 6 человек с высокой активностью, 9 человек с низкой активностью, 9 человек со средней
активностью.

Результаты 2 этапа показали:
8 человек имеют высокую активность , 5человек низкую, 11 человек имеют среднюю активность.

На диаграмме видно, что % детей с низким уровнем активности значительно снизился после использования на уроках приемов создания проблемных ситуаций.
Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.
Таким образом, результаты трех исследований показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации (найти проблему, сформулировать ее, искать пути решения, выбрать нужный, доказать верность выбора). Используя технологию проблемного обучения в моем классе, постепенно идет рост повышения качества обучения. В третьем классе: первое полугодие – 68%, второе полугодие- 70%, четвертый класс в первом полугодии – 70%, на конец года – 74%.
2 класс
3 класс
4 класс

------------
68%
70%

-------------
70%
74%


Можно сделать вывод о том, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, развитие универсальных учебных действий. Здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно – психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Проблемное обучение оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, т.к. повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в освоении знаний. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности. Участие детей в предметных школьных и городских олимпиадах (Нестрогаева К., Пинский Р., Камышан К), олимпиаде «Созвездие» для первоклассников (Анташева В.), учебно-исследовательских конференциях (Гейвандов Р.), интеллектуальном марафоне (Гейвандов Р.,Кучеренко С.), Всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» (Буткова Е.).


Библиографический список:
Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе «Начальная школа», 1993 №12.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1984.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М., Баласс, 1999.
Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.; Просвещение, 1976.
6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе или как
открывать знания вместе с детьми. «Начальная школа: плюс-мину», с. 5-8
1997.

СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., народное образование, 1988.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1997.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1998 - 203 с.
Матюшкин А.М Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика, 1972.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1988.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе «Начальная школа: плюс- минус», 1999 № 5 – с. 31, № 6 – с. 66, №7 – с. 52, № 8 – с. 41.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. - М., Просвещение, 1985 - 208 с.
15. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., Просвещение, 1991 - 132 с.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15