Презентация «Подходы к осуществлению аналитико-рефлексивной деятельности»


Подходы к осуществлению аналитическо-рефлексивной деятельности Словарь Анализ – мысленное расчленение объекта, процесса или явления на наиболее существенные компоненты и их исследование. ЦЕЛЬ Аналитическая деятельность КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АДЕКВАТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОГО ПРОЦЕССА Цели аналитической деятельности: Экспертно-оценочнаяОбучающаяВоспитывающая Участники аналитической деятельности Заинтересованные субъекты ОП:Педагогические работники Обучающиеся Родители Представители общественности Заказчики и др. Устная Письменная Обсуждение Анкетирование Письменные анализы и отчетыДиагностические методики Формы аналитической деятельности Словарь Тактика - это программа деятельности (система промежуточных целей), и как программа она может выступать средством достижения какой-то общей цели. Выбор тактики зависит от Цели Формы анализаИндивидуальных особенностей участников аналитической деятельности Компоненты тактики анализа четкость постановки цели; соответствие характера анализа его целям (анализирующий должен выбирать схему анализа в зависимости от общей цели и методической направленности анализируемого мероприятия);четкое видение промежуточных целей, работающих на общую цель (адекватный выбор схемы анализа);адекватный отбор информации и оперирование ею; обоснованное соотношение теории и практики;адекватное распределение ролей и управление спонтанным изменением ролей и ролевых отношений;четкое регламентирование деятельности участников аналитического процесса (связь с темой, логика, время);ясность выражения своих мыслей (проверка, адекватно ли понято твое высказывание);выбор адекватного способа оценки результата. Парная Коллективная Виды аналитической деятельности Общие этические требования к анализу учет функциональной предназначенности всех участников аналитической деятельности;наличие мотивированности, адекватной индивидуальным особенностям личности, заинтересованность в динамике повышения квалификации каждого участника коллективной деятельности;учет индивидуально-психологических особенностей участников анализа;дифференцированный подход к гласности анализа. Взаимосвязи основных функций системы управления и его объекта Исседоваие объекта Словарь Оценка - подробная развернутая характеристика компонентов и их изменения, соответствия поставленным целям, субъективное профессиональное отношение к этим изменениям и достигнутому уровню развития объекта Ориентация аналитической деятельности на Достижение информационных результатов;Воспроизведение целостной картины объекта анализа;Целостное восприятие и оценка в единстве замыслов деятельности, хода ее осуществления и реальных результатов, и иных последствий;Акцент на связях, установление системообразующих связей;Глубину понимания причинной и иной обусловленности наблюдаемых процессов;Выделение приоритетов в анализе вообще и на каждом из его этапов;Полнота охвата;Прогностичность, ориентация на будущее;Экономичность анализа, способность получить максимум значимых выводов при заданном ограниченном количестве данных;Перманентность анализа;Понимание сущности наблюдаемых явлений;Конструктивность, получение практико-ориентированных выводов. Требования к результатам анализа, которые должны информировать: О реальных результатах деятельности и мере их соответствия/ несоответствия ожидаемым результатам, предъявляемым сегодня и в обозримом будущем требованиям разных заказчиков; О тенденциях изменения, наблюдаемых в деятельности, качестве, интенсивности и направлениях инновационных процессов в ней;О проблемах деятельности;О конкретных недостатках анализируемой деятельности, их источниках и причинах;Об имеющихся, но неиспользованных резервах в деятельности;О достижениях, сильных сторонах деятельности;О наиболее значимых точках роста. Опорные блоки проблемного анализа анализ результатов;анализ процесса;анализ условий;анализ ресурсообеспечивающей деятельности;анализ управления. Логика проблемного анализа Что в этих результатах нас сегодня уже не удовлетворяет и должно быть изменено? « от конца к началу» Типичные ошибки анализа проблем Нарушение логики анализа, при которой анализ начинается не с поиска проблем в результатах, а с рассмотрения условий. Это нарушение приводит к подмене проблем их причинами.Проведение анализа «из прошлого или настоящего», а не «от требований завтрашнего дня».Смешение проблем с их внешними ограничениями.Принятие внешних симптомов проблем за сами проблемы и борьба с симптомами.Отсутствие связи между непосредственными результатами работы и их последствиями. Словарь Рефлексия - вид теоретической деятельности человека, направленной на осмысление собственных действий и психических состояний, анализ и оценка своих отношений и деятельности, ее процесса и результата, их соответствия целям. Рефлексивный практикум Какое из всех дел, которыми Вы сейчас заняты, имеет для Вас особое значение? Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь?Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе?Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни? Формула Д.Познера опыт + рефлексия = развитие Джон Дьюи Рефлексия перевертывает предмет сразных сторон и при разном освещении, так, что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняясторона и что он покрывает. Федерико Феллини … Из всех приключений, уготованныхнам жизнью, самое важное и интересное –отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя Уолт Уитмен Единственная вещь в мире, которуюмы способны изменить, - это мы сами, и вэтом заключается наш единственный шанс изменить мир Талмуд (4 в. до н.э. – 5 в.н.э.) Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, ноболее всего – у своих учеников Лао Цзы (4 –3 в.до н.э.) Перестаньте думать, и с вашимитрудностями будет покончено