РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ


РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯНурхайдарова Г.А., Ш-Л им.Ю.А.Гагарина пос.Агагдырь Шетский р/н АКТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ РЕФЛЕКСИРУЕТ, ОН НЕ ВЫПОЛНЯЕТ РОЛИ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОТСУТСТВИЕ РЕФЛЕКСИИ – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ТОЛЬКО НА ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А НЕ НА ТЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА. Цель проекта -систематизировать приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы, предложить методы и показать значимость рефлексивной деятельности Объект-рефлексивная деятельностьПредмет- виды рефлексивной деятельности Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучиватьР. Декарт Если использовать на разных этапах урока рефлексивные методы и приемы, то это будет способствовать развитию рефлексивной компетенции учащихся – развитию навыков самоанализа и самооценки Гипотеза: Задачи:
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов Виды рефлексии: Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения Прием рефлексии “Светофор”Дети сигналят карточками:Зелёной – побольше таких дел, поучительноЖёлтой – понравилось, но не всё  интересноКрасной – дело не понравилось,  скучно Прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Прием рефлексии «Солнышко»На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
Рисование на тему «Мое настроение»Настроению соответствуют цвета:красный - восторженное, слишком много – нервозность, агрессивность;оранжевый - радостное, теплое;желтый - спокойный цвет (цвет дня, радости) светлое, приятное, слишком много – пассивность;зеленый – активность, но в то же время слишком большое внимание к зеленому - беззащитность;синий - неудовлетворенное, грустное, пассивность, усталость;фиолетовый - тревожное, напряженное;черный - упадок, уныние. Рефлексия деятельности на уроке«Лестница успеха» Прием рефлексии «Выбор»Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:1. Я считаю, что занятие былоинтересным___________________скучным.2.Я научилсямногому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал другихвнимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссиичасто_________________________редко.5. Результатами своей работы на уроке ядоволен______________________не доволен. Рефлексия содержания учебного материалаПрием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Прием рефлексии «Незаконченное предложение» сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…
ppt_yppt_yppt_y Прием рефлексии «Утверждение»- Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Урок Я на урокеИтог ИнтересноСкучноБезразлично РаботалОтдыхалПомогал другимПонял материалУзнал больше, чем зналНе понял
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был……… Рефлексия в форме анкетированияНа уроке русского языка яузнал(а)_________________________понял(а)_________________________научился (-лась)__________________2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________3. Основные трудности у меня были______________________________4. Во мне произошли изменения…………..а) в знаниях по предметуб) в умении чувствоватьв) в моих творческих способностяхг) в умении осознавать собственную деятельность Прием рефлексии «Выбор»{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно»Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. СинквейнЭто способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
ppt_yppt_yppt_y