Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс.ФГОС


Технологическая карта урока
Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________
Тема Феодальная раздробленность в
Западной Европе в IX—XI вв.
Цели познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в IX—XI вв.
Планируемые результаты
предметные: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов и 1Х-Х1 вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; работать со схемами;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные понятия Феодальная раздробленность,сеньор, вассал, бенефиций , рыцарь
Ресурсы схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока
открытия нового знания
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационно - целевой этап
В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек... всякий занимается своими собственными интересами». Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества.
III.Актуализация знаний
Вспомните причины образования империи Карла Великого.
Сколько лет она просуществовала?
—Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.(Ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
Причины феодальной раздробленности.
Сеньоры и вассалы.
Слабость королевской власти во Франции.
Образование Священной Римской империи. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
IV.Работа по теме урока
1. Причины феодальной раздробленности
И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.
До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?
Когда перестали ее поддерживать?
Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?
На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?
Кто осуществлял власть на местах?
Какие последствия имели эти процессы?
Проверка выполнения задания и составление схемы
Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам.. Вот как описывали современники междоусобицы:
А граф пошел на недругов походом,
Стал выжигать и грабить их феоды,
Их замки брать и сравнивать с землею,
Во прах сметать их стены и донжоны.
«Нет войны без пожаров и крови», — провозглашал поэт-рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называются междоусобными.
—Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн?(Ответы учеников.)
2. Сеньоры и вассалы
—Как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности?
Задание: работая с текстом п. 2, 3 § 4, охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу.
(Проверка выполнения задания.)

Задание: в законах Германии первой половины XI в. было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.
—Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами.
(Ученики выполняют задание.)
Как называлась организация феодалов в период раздробленности?
Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».
Для чего она была создана?
—Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?(Ученики выполняют задание.)
Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.
В каких отношениях находились между собой названные люди?
К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?
(Проверка выполнения задания.)
Работа с понятиями: бенефиций, рыцарь
ФИЗМИНУТКА
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание 
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Необычные движения.
Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.
3.Слабость королевской власти во Франции
Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Представьте, что эти короли рассказывают вам о своей непростой судьбе.
Задание: работая с текстом п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.
(Ученики готовят задание и презентуют работу.)
4.Образование Священной Римской империи
Как образовалась Священная Римская империя?
Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?
(Ответы учеников.)
V. Подведение итогов урока
Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
или беседа по вопросам:
Что нового узнали на уроке?
Какие умения и навыки отрабатывали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учеников — § 4, задание 4
Для средних учеников — § 4, задание 5.
Для слабых учеников — § 4, задание «Проверьте себя».