Музейный урок на тему Староосколье в годы Великой Отечественной войны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»










МУЗЕЙНЫЙ УРОК




Подготовила:
Филатова Надежда Николаевна
учитель истории и обществознания












Старый Оскол 2017
Музейный урок
«Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны»
Цель урока: воспитание чувства патриотизма, способности  понимать и принимать национальную культуру.  
 Задачи:
 - расширить знания учащихся о жизни и
- воспитывать любовь к родной земле[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- организовать поисковую и исследовательскую деятельность по истории  Великой отечественной войны
- научить учащихся работать с архивным материалом и литературой
        Ожидаемые результаты:
- усиление эффективности всех аспектов воспитания: нравственного, эстетического, духовного, гражданского и патриотического
- знание истории и культуры своей малой Родины
- развитие творчества учащихся
Кабинет: школьный музей с экспозицией «Дорогами Великой Отечественной войны»
Оборудование: компьютер, колонки, проектор, экран.
Методы и приемы
Рассказ с демонстрацией музейных предметов
Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки. Созидательный труд в районе был нарушен фашистским вторжением. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт колхозники, служащие, учителя и выпускники школы. Всех их объединяет то, что они родились и жили в нашем районе, но, при этом, каждый из них был очень индивидуален.
За свои подвиги, боевые заслуги перед Отечеством наши земляки награждались орденами и медалями.
Ход урока
Организационный момент.
Традиционное приветствие.
Определение степени готовности обучающихся к уроку:
- подготовленность рабочего места
- формирование эмоционального настроения у обучающихся. (Звучит фонограмма песни «Журавли»).
Актуализация знаний
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»
- В 2017 году наша страна отмечает 72 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, самое время вспомнить славных защитников Земли русской.
О войне с фашистской Германией население Староосколья узнало в полдень 22 июня 1941года. Сотни юношей и мужчин к 15 часам уже находились на пунктах формирования. Старооскольский район вошел в состав Орловского военно-мобилизационного округа. Город был превращен в мощный узел обороны и имел стратегическое значение. Здесь располагались железнодорожный узел, аэропорт. Староосколький район был определен командованием как территория переформирования частей, понесших значительные потери в боях. Со 2 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года территория города и района находилась в зоне оккупации. На территории города немцы разместили несколько лагерей для советских военнопленных: в слободе Казацкой, в слободе Пушкарской, в районе аэропорта.
Заняв город, оккупанты стали устанавливать свой, так называемый «новый порядок»: заработало фашистское гестапо, тюрьмы были переполнены, жителей города арестовывали по малейшему поводу, за арестами следовали пытки, истязания, расстрелы.
С самого начала оккупации в Курской области подпольно работал Курский обком, действовало 36 партизанских отрядов. В Старооскольском крае действовал партизанский отряд, а в городе – разведывательная группа. Некоторое время в городе был дислоцирован областной партизанский штаб. Старооскольским партизанским отрядом было уничтожено 256 солдат и 24 офицера, 28 автомашин, 23 подводы, 3 тягача, взорвано 52 км путей.
Освобождение Старого Оскола и Приосколья проходило в ходе Воронежско – Касторненской наступательной операции,  которая являлась частью общевойсковой Воронежско – Харьковской операции, проводившейся с 13 января по 3 марта 1943 года силами Воронежского, Брянского, Юго-Западного фронтов. 
Освобождение города и района началось  24 января 1943 года.  В операции и непосредственном освобождении города и сел Старооскольского района принимали участие: 25-я гвардейская, 107-я,  303-я, 305-я, 309-я, 340-я стрелковые дивизии (сд), 116-я,  102-я танковые бригады (тб), 6-я, 8-я отдельные лыжные бригады, 20-я, 28-я минометные бригады. Наши войска поддерживала  208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, совершавшая налеты на скопления противника, начиная со второй половины января 1943 года. 
5 февраля 1943 года бойцы  107-ой стрелковой дивизии 40-ой армии решительным штурмом освободили город. На башне почты старший сержант Медведев и староосколец разведчик Овсянников водрузили победное знамя.
После освобождения города начала возрождаться  мирная жизнь. Исполкомы Старооскольского и районного Советов возобновили свою работу на следующий после освобождения день. В город стали возвращаться жители.
За  7 месяцев оккупации Старооскольскому краю был нанесен большой урон. За эти 216 дней жертвами фашизма стали 506 человек. Из них: истреблен (расстрелян, повешен) – 331человек, изувечено 175 человек, угнано на принудительные работы в Германию – 2737 человек.
На территории Старооскольского городского округа 30 братских могил, в том числе, 6 – в Старом Осколе, 1 братская могила мирных жителей, расстрелянных в период оккупации. В городе установлены памятники воинской славы, посвященные событиям Великой Отечественной войны. За проявленное мужество, героизм и боевое мастерство в годы Великой Отечественной войны 24 старооскольца удостоены звания Героя Советского Союза, а трое стали полными кавалерами орденов Славы.

Один из знаменитых героев Старооскольского района.
Гаврии
·л Васи
·льевич Кузя
·кин  пограничник, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Родился 29 августа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в деревне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в крестьянской семье. Русский. Окончив 4 класса школы, работал в сельском хозяйстве. С 1931 года устроился на работу машинистом депо станции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
С сентября 1937 года служил в пограничных войсках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Окончил школу снайперов при 3-м пограничном полку НКВД СССР, в котором позднее служил. В августе 1939 года переведён в 68-й пограничный отряд. Участник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1939-40 годов.
С 29 января по 13 февраля 1940 года снайпер 2-й роты 5-го пограничного полка войск НКВД комсомолец красноармеец Г. В. Кузякин, находясь в окружении с гарнизоном заставы Хилико-2, отражал атаки превосходящих сил противника. Был ранен. Заменив погибшего командира, возглавил группу и вывел её в расположение полка, на заставу Хилико-3.
Указом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Кузякину Гавриилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
После войны Г. В. Кузякин продолжил карьеру военного. В 1941 году окончил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в 1942 году  ускоренные курсы усовершенствования командного состава при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Участник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Воевал на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фронтах.
Командовал ротой автоматчиков, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], был заместителем командира полка. Член [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с 1944 года. Награждён орденами и медалями.
В 1950 году Г. В. Кузякин окончил Курсы усовершенствования офицерского состава внутренних войск МВД СССР. Служил на различных должностях в частях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
С 1957 года подполковник Г. В. Кузякин  в запасе. С конца 1980-х годов жил в городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Умер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Похоронен на Каплинском кладбище в Старом Осколе.
Письма, газеты, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольнички. Ведь это – живая память о том страшном времени.
В нашем музее очень много экспонатов, которые отражают ту страшную для нашего народа войну. Вот почти легендарная граната Ф1. Она широко  использовалась нашими бойцами и приобрела среди них огромную популярность. Каждый пехотинец старался иметь на руках пять -  десять гранат, сберегая их главным образом  для отражения атак противника. «Эфка», «Феня», «Фенечка» - как только не называли ее наши солдаты. Но пожалуй, чаще – «лимонкой». Это название произошло от английских гранат системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Граната – один из боевых припасов, предназначенный для поражения живой силы и боевой техники противника осколками и ударной волной, образующимися при взрыве. Как вы думаете, «лимонка» относится к наступательному или оборонительному оружию? Граната «лимонка» - ручная граната оборонительного  действия, доставляется к цели метанием вручную. При средней дальности броска на 40 метров, разлет осколков составлял до 200 метров, что представляло опасность для самого обороняющегося. Поэтому  лучше всего «лимонку» было кидать из комнаты, блиндажа или другого закрытого пространства.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У каждого солдата были всегда с собой зеленая кружка и ложка. Ложка алюминиевая, очень легкая, некоторые владельцы ложек их подписывали. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паек, в разных родах войск были разные нормы, более калорийным был паек летчиков и моряков. В основном в паек входили: хлеб ржаной и пшеничный (летом 800 г., зимой 900 г.), супы с мясом, рыбой, овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступлений выдавали сухой паек, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боя.
Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет, с помощью которого он мог бы в любой момент перевязать себе легкую рану. Советские офицеры носили бумаги, карты, документы в специальной сумке-планшете. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника. Так уже было заведено, что при первой опасности содержимое планшета старательно уничтожалось.
Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о тыле – опоре солдат. Ведь война - это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения. Это и тяжелый и изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Мужчины ушли на войну, а их место заняли их жены, старики, те, кто не смог уйти на фронт, и даже дети.
5 февраля 1943 года бойцы  107-й стрелковой дивизии 40-й армии решительным штурмом приняли непосредственное  участие в освобождении города Старый Оскол, потеряв практически половину личного состава – более 4000 человек. Старый Оскол был освобожден.   В ожесточённых боях на территории Старооскольского края погибли около 7 тысяч советских воинов. В музее отражена история битвы за Старый Оскол.
Земля русская собиралась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.
«Воскресный солнечный день 22 июня запомнился нам навечно. Так не соответствовала это светлое радостное утро той черной, ужасной вести, о которой мы узнали. В сообщении ТАСС говорилось, что ранним утром фашистские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе СССР, и там, на Западе, идут ожесточенные бои, и многие города уже подверглись бомбардировке: Брест, Коваль, Одесса, Могилев. Эти минуты никогда не забудутся».

Изучение нового материала

- Учащиеся 10 класса из экскурсионной группы музея подготовили экспозицию «Дорогами Великой Отечественной войны».
В заключительной части урока учащимся предлагается еще раз самостоятельно ознакомиться с содержанием экспозиций, посмотреть экспонаты. После просмотра экспонатов учащимся предлагаются темы для самостоятельной обработки поискового материала. Примерные темы:
Семейная реликвия
Великая Отечественная война и мои родственники в ней.
«У войны не женское лицо» (об участниках Великой Отечественной войны – женщинах).
Самостоятельная работа
Проводится викторина «Время, события, люди в Великой Отечественной войне» (Приложение 2)
Домашнее задание
- Придумайте кроссворд, посвященный Великой Отечественной войне.
- Напишите сочинение «Героями не рождаются, ими становятся!».










Приложение 1
Текст экскурсии по экспозиции
«Дорогами Великой Отечественной войны»
Сегодня мы проведем экскурсию и напомним вам те далекие годы Великой Отечественной войны. Мы стоим у экспозиции «Дорогами Великой Отечественной войны».
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Историки в этой войне выделили 4 судьбоносных сражения, которые решили исход всей войны.
Это битва за Москву. Фашисты, окрыленные своими удачами в начале войны, рвались к Москве. Они уже видели себя шагающими по московским улицам. Наши солдаты стояли насмерть и не пропустили врага. Здесь, в этих боях принимал участие наш тольяттинец Курочкин Владимир Максимович. Он живет в нашем 7 квартале и мы очень часто видим его у нас на уроках Мужества.
Второе грандиозное по своему значению было сражение за Сталинград. Наступление наших войск началось в ноябре 1942 года. А ликвидация окруженной немецкой группировки происходила с 10 января по 2 февраля 1943 года.
Третье судьбоносное сражение было на Курской дуге под Прохоровкой, когда наши войска опрокинули фашиста и погнали его назад. Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа. А 5 августа в городе Белгороде был дан первый салют в честь победы наших войск над фашистским захватчиком. Четвертое завершающее судьбоносное сражение - это битва за Берлин. Она проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Дело в том, что наши войска освободили не только Советский Союз, но и всю Европу: Польшу, Венгрию, Чехословакию, Австрию. И дошли до Берлина.
- Ребята, а кто скажет, кто от имени Советского Союза подписывал акт о капитуляции?
Правильно. 8 мая 1945 года акт о капитуляции немецких войск подписывал маршал Жуков Константин Георгиевич. Поэтому 9 мая был объявлен Днем Победы.
- Ребята, а кто скажет, кого и за что награждали во время войны медалью «За отвагу»?
- Какая высшая награда была во время Великой Отечественной войны?
- Назовите Героев Советского Союза, получивших эту награду в годы войны?
- Ребята, а кто назовет мне крепость, на Белорусской границе, где наши пограничники стояли насмерть несколько месяцев? Правильно, это Брестская крепость.
А сейчас, пройдем вот к этой экспозиции. Она называется «Дети войны»
Ребята, вы знаете, что во время войны все мужское население нашей страны было призвано на фронт. Остались женщины, дети и старики. Перед вами фотографии тех, кто во время войны был еще ребенком. Но они испытали на себе все тяжести войны, которые выпали на плечи взрослых. Во время войны был лозунг «Все для фронта, все – для победы», в тылу не хватало питания, одежды, обуви. Но люди терпели.
- Ребята, а у кого родственники воевали в Великую Отечественную войну? Кто назовет мне имена ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут с вами по соседству?

Приложение 2
Конкурс «Время. События. Люди»
Учитель задает 12 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает ученик, который первый изъявит желание это сделать.
Вопросы
Время
В этот день и год началась Великая Отечественная война.
В это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
В этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.
В этот день отмечается день Победы
События
Это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.
Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.
Люди
Именно он возглавлял ГКО (Государственный комитет обороны)
Этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.
Этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.
Этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.
Ответы конкурса “Время, события, Люди”
Время 22 июня 1941, 5 декабря 1941, март 1944, 9 мая 1945
События начало ВОВ, победа под Москвой, Сталинградская битва, Битва на Курской дуге
Люди Сталин, Жуков, Паульс, Жуков