Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш мир — наш край (5-6 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12


«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности наш мир .
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 5-6 класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Малакмадзе Давид Джамбулаевич .
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




Сл. Верхнесеребряковка
2016г.


СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2016 г.


I. Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)

2.
«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)

3.
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)

4.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №112 от 26.08.16г.)

5.
Учебный план МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №99 от 14.06.16)

6.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253) (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

7.
Положение о рабочей программе, утвержденное приказом от 12.01.2015 №12

8.
Авторская программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г. Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.



Основные цели и задачи изучения предмета
Целью введения предмета «Наш мир» является воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции.
Названная цель реализуются посредством решения ряда задач:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
развитие у обучающихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашего государства.

Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Программа внеурочной деятельности «Наш мир» предназначена для обучающихся 5,6 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35–40 минут, режим работы не превышает 1 часа в неделю.

II. Планируемые предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
К концу обучения обучающиеся будут знать:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

III. Содержание учебного предмета
История Донского края – часть истории России
Донская земля как регион России. Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник.
Донской край в древности
Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.
Дон в эпоху раннего средневековья
Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
Донской край в X – XV вв.
Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско-венецианская Тана – центры ремесла и торговли.
Донской край в XVI в.
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношения казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством. Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в ХVI веке.
Донской край в XVII в.
Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в ХVII в. Участие казаков в событиях Смутного времени. Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение. Социальные движения. С. Разин. Культура донского казачества в ХVII в. Православная церковь и казачество.
Донской край в XVIII в.
Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев.

IV. Календарно-тематическое планирование
Наш мир. 5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока



план
факт


1-2
2
01.09
08.09

Введение. История Донского края.

3
1
15.09

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

4-5
2
22.09
29.09

Основные занятия населения

6
1
06.10

Начало эпохи металлов

7
1
13.10

Воинственность и борьба пастушеских племен.

8-9
2
20.10
27.10

О чем могут рассказать курганы

10
1
10.11

Таинственные киммерийцы

11
1
17.11

Образ жизни, занятия, быт населения.

12-13
2
24.11
01.12

Скифское вторжение

14
1
08.12

Греческие авторы о Скифии.

15
1
15.12

Расселение, занятия, быт, верования.

16
1
22.12

Курганы «Пять братьев»

17
1
12.01

Скифский «звериный стиль»».

18-19
2
19.01
26.01

Первые греческие поселения на Дону.

20
1
02.02

Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона.

21-22
2
09.02
16.02

Трудности освоения Приазовья

23
1
22.02

Танаис-город боспорских греков.

24
1
02.03

Танаис - крупный центр ремесла и торговли

25
1
09.03

Город греческой культуры

26-27
2
16.03
06.04

Набеги гуннов

28
1
13.04

Греческие авторы о сарматах.

29
1
20.04

Особое положение женщин в сарматском обществе

30
1
27.04

Сарматские союзы племен

31
1
04.05

Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство

32-33
2
11.05
18.05

Готы в Приазовье

34-35
2
25.05
29.05

Повторение пройденного курса


Наш мир. 6 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока



план
факт


1
1
05.09

Введение.

2
1
12.09

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону

3
1
19.09

Начало эпохи металлов

4
1
26.09

Таинственные киммерийцы

5
1
03.10

Скифское вторжение

6
1
10.10

Курганы «Пять братьев»

7
1
17.10

Первые греческие поселения на Дону.

8
1
24.10

Танаис-город загадок

9-10
2
07.11
14.11

Сарматы

11-12
2
21.11
28.11

Хазары

13
1
05.12

Саркел. Белая Вежа

14
1
12.12

Печенеги.

15-16
2
19.12
26.12

Половцы и Русь

17-18
2
16.01
23.01

Вторжение монгол – татар в донские степи.

19
1
30.01

Наш край глазами путешественников XIII- XIV вв.

20
1
06.02

Ранние сведения о Тане.

21-22
2
13.02
20.02

Великий торговый путь в Китай.

23
1
27.02

Азов

24-25
2
02.03
13.03

Золотоордынский Азак

26
1
20.03

Дикое поле

27-28
2
03.04
10.04

Предшественники донского казачества

29
1
17.04

Первые городки

30-31
2
24.04
02.05

Казачье управление

32
1
10.05

Донское казачество на службе Московского правительства.

33
1
15.05

Первые казачьи атаманы.

34-35
2
22.05
29.05

Повторение пройденного курса












Заголовок 1 Заголовок 2иђ Заголовок 3иђ Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815