Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ ВБ
«Взаимодействие семьи и школы по достижению
качества начального общего образования в свете ФГОС»
Сроки проведения: 24.03 – 28.03.2014 г.
Педагогический проект
по теме:
«Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »


Выполнила: Минеева Галина Ивановна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки

Самара 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ
1.Актуальность выбранной темы
2.Цель
3.Задачи
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
2.Основные формы и методы реализации проекта
3.Средства диагностики результатов
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Итоговые результаты работы
2. Ожидаемый результат
3.Список использованных источников
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В Национальной Программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением.
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы - взрослые, родители и учителя.
Целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование читательской компетенции младшего школьника. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть. Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии.
Зрелый читатель умеет:
- проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
- взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром.
Зрелый читатель имеет:
- культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
- духовно-нравственную культуру;
- интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Таким образом, у учащихся формируются все виды УУД.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- организовать сотрудничество “ученик-родитель-библиотекарь”;
- возродить традиции семейных чтений;
- повысить культуры чтения в семье;
- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Изучение психолого-педагогической литературы
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.
4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Изучение положительного опыта
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников была изучена в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других.
И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным».
Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.
По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивить их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением. В этом случае читатель выходит на уровень познавательного интереса.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время проблема развития интереса к чтению остаётся актуальной.
Календарный план реализации проекта для учащихся 2-х классов
№ Название мероприятия Форма проведения Сроки
1. Диагностика учащихся и родителей по проблеме анкетирование сентябрь
2. Марафон родительских собраний круглый стол, дискуссия, лекция, просмотр видеофильма в течение года
3. Акция родителей “Подарим библиотеке книжки” акция октябрь
4. Семейный поэтический конкурс «Золотая осень» конкурс чтецов ноябрь
5. Встреча с интересными людьми беседа декабрь
6. Книжкин дом экскурсия в книжный магазин январь
7. Любимые произведения семьи проект- презентация февраль
8. По дорогам сказки литературная семейная викторина март
9. Книга в моей семье конкурс семейных мини- сочинений апрель
10. Читаем вместе в школе и в семье семейный праздник, подведение итогов май
11. Встреча с учителем индивидуальные консультации для родителей в течение года
Принципы педагогического проекта:
принцип психологической комфортности принцип дифференцированного подхода принцип творчества принцип природосообразностипринцип деятельности принцип интеграции
Основные формы и методы реализации проекта
анкетирование детей, родителей;
родительский лекторий: родительское собрание, лекция, тренинги, круглый стол.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Тематика родительских собраний
Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и основа формирования личности.
Растим читателя.
Как привить любовь к чтению. ( Приложение 1)
Знакомство с журналами: «Семейное чтение», «Читайка», «Читаем вместе», «Юный краевед», «Крылья».
Книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление.
Семейный проект - презентация
Темы проектов и исследований в области чтения
1.Библиотека моей семьи. 2.Любимые литературные произведения моей семьи.
3. Книги, которые передаются в семье по наследству. 4.Уникальная книга моей семьи. 5. Роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека.
Семейная акция - пополнение фонда библиотеки
Встреча с интересными людьми
Экскурсии
Литературные конкурсы, викторины
Литературный праздник
Памятки для родителей ( Приложение 2)
Родительские ринги
Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Средства диагностики результатов
Основные результаты взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать отношение родителей и детей к чтению литературы, самооценочные суждения детей.
Анкета для родителей
Любит ли ваш ребенок читать?
Читаете ли вы ребенку?
Обсуждаете ли вы прочитанное?
Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
От чего зависит выразительное чтение?
Как этому научить?
Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
Анкета для детей
Любишь ли ты читать?
Какую книгу ты читаешь сейчас?
Читают ли тебе родители?
Читаешь ли ты вместе с родителями?
В твоей семье любят читать взрослые?
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
Есть ли у вас дома интересные детские книги?
Ходишь ли ты в библиотеку?
Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
10.Какие книги тебе больше всего нравится читать?
Планируемые результаты
1. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей.
2. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием.
3. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
4. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
5. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.
6. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
7. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Список использованных источников
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению умладших школьников, Н.Новгород, 2009.-123с.
Национальная Программа поддержки и развития чтения. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз, 2008. – 56 с.
Родительское собрания по детскому чтению / Сост. Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 288 с.
Семейное чтение в год семьи / Сост.: Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.-48 с.
Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению // Начальная школа.2009, №2.
Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 176 с.