Представление опыта работы в отслеживании индивидуальных достижений обучающихся начальной школы


Представление опыта работы
в отслеживании индивидуальных достижений
обучающихся начальной школы
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений обучающихся начальных классов мы - учителя начальных классов разрабатываем тестовые диагностические задания.
Вот несколько вариантов таких заданий по обучению грамоте.
Тест по теме: «Гласные звуки». 1 класс

1.Сколько в русском языке букв для обозначения гласных звуков?
4 буквы
6 букв
10 букв
2.В каком слове неверно подчёркнуты буквы, обозначающие гласные звуки?
школа
майка
бинокль
3.В каком слове неверно подчёркнута безударная гласная?
полёт
земля
голос
4.Какая буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?
буква о
буква и
буква у
5.Какое слово нельзя проверить и надо запомнить?
заяц
трава
земля
6.Где неправильно подобрано проверочное слово?
моря-море
глаза-глаз
цветы- цветок
Тест по теме: Слово и слог. 1 класс
1. Как называются части слова?
1) звуки
2) буквы
3) слоги
4) части
2. Как определить количество слогов в слове?
1) по количеству букв
2) по количеству гласных
3) по количеству согласных
4) по количеству звуков
3. Какие слова верно разделены на слоги?
1) о-са, крас-ки 
2) ти-гр, ре-ка 3) ули-ца, ярк-о 
4) шк-ола, я-ма4. В каком варианте оба слова нельзя перносить?
1) парта, хвоя 
2) осень, лето
3) окно, парта
4) Иван, кран
Тест «Буквы и звуки» 1 КЛАСС
Выбери группу, где все буквы написаны верно.
1. А П N Л Щ 2. Ы Д N К С
3. У З К Ф Х 4. F В Э Ю У
2. Выбери группу, в которой все звуки гласные.
1. [А, У, И, Х] 2. [Щ, И, У, А]
3. [О, Й, Ы,Э] 4. [И, Ы, О, У]
3. Выбери группу, где все звуки согласные.
1. [З, В, Н, С] 2. [К, Щ, И, Л]
3. [П,Э, А, Р] 4. [Ч, А, К, Х]
4. Выбери группу, в которой все согласные звуки глухие.
1. [П, Р, С, Т] 2. [Ф,Д,Х,С]
3. [Л, В, М, Ж] 4. [Ф,Х,С, К]
5. Выбери согласный, который не имеет пары по мягкости.
1. [Щ] 2. [Л] 3. [Ш] 4. [Ф]
6. Выбери слово, которое содержит звук [Х].
1. хитрец 2. страхи
3. муха 4. стихи
7. Выбери слово, в котором все согласные мягкие.
1. цепь 2. щучки
3. шесть 4. капель
8. Выбери слово, в котором все согласные звонкие.
1. парта 2. Иван
3. курица 4. Сашенька
Целесообразно, чтобы учительской оценке предшествовала самооценка ученика. Вот несколько приёмов самооценки:
«Оцени себя - закрась соответствующий смайлик»
«Волшебные линеечки»
«Лестница успеха»
Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи.
Результаты выполнения тестовых заданий фиксируются учителем в специальных «Листах достижений».
Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между учителями и родителями.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету. Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС).
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации, тесты.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде знаков:
Н - базовый уровень не сформирован
Б - сформирован базовый уровень
Ч - базовый уровень частично сформирован
П - сформирован повышенный уровень
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль можно проводить 2-3 раза. Это даст возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала. В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у выпускника предметных знаний и действий с предметным содержанием. Листы разрабатываю на различный период обучения: четверть, полугодие, а иногда и по изучаемым темам. Оценочный лист может носить комплексный характер или разрабатываться отдельно для предметных и метапредметных результатов. Я предлагаю листы для оценки предметных результатов.
Так же есть листы достижений, которые заполняют дети (самооценка), затем родители оценивают достижения своих детей  и  в заключении учитель ставит свою оценку, основываясь на контрольные и проверочные работы. Для оценки служат знаки цвета (зеленый — знает хорошо, желтый - допускает ошибки, красный — знает очень плохо или совсем не знает).
Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с учениками. Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.
Самооценка и «Листы достижений» в совокупности показывают динамику индивидуальных достижений учащегося. Правильная организация системы отслеживания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.
Лист индивидуальных достижений
ученика(цы) 1 класса «___» МБОУ СОШ №1
Ф.И.____________________________________

п/пФормируемые навыки и умения Четверти
I II III IV
Русский язык
Знание: 1. Алфавит 2. Гласные 3. Твёрдые и мягкие согласные 4. Парные согласные 5. Правописание жи-ши, ча-ща чу-щу чк-чн6. Перенос слов 7. Большая буква в фамилиях в именах в кличках в географических названиях Умения: 1. Писать буквы и соединения без искажений 2. Различать гласные и согласные 3. Распределять слова по алфавиту 4. Ставить ударение 5. Переносить несложные слова 6. Списывать текст (20слов) 7. Писать без ошибок словарные слова 8. Писать без ошибок текст под диктовку (20 слов) 9. Устно составлять предложение на тему Учитель Подпись родителей: ○ (красный)- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
○ (зеленый)- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
○ (синий)- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки