Статья Формы и методы патриотического воспитания

Епишина Лилия Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Красноармейска Саратовской области» ( МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области»

Епишина Л. С.
Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации.
Епишина Лилия Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области»
Текст аннотации. Гражданское воспитание неотделимо от воспитания патриотического.
Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и родины. Патриотизм – это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому, бережное отношение к традициям своего народа.
На мой взгляд, в нашей кризисное время, время, когда потеряны нравственные ориентиры, особенно важно на примере исторических событий и явлений показать состоятельность России, вселить уверенность в её успехе в будущем.
Воспитание гражданственности и патриотизма через призму истории является целью моей работы.
Тезисы. Основой патриотического самосознания учащихся является знания истории отечества.
Это обусловлено тем, что:
историческое образования школьников является системообразующим в становлении учащихся как патриотов страны, граждан России;
вопрос исторического прошлого является полем формирования единых со старшими поколениями российских граждан мировоззренческих позиций школьников;
именно с повышением качества исторического образования учащихся связны ожидания обществом стабильности, развития толерантности и согласия в социуме.
Составной частью патриотического воспитания в государственной политике страны и его высшей формой является военно-патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости и любви к русской военной славе и военной службе, сохранение и приумножение великих воинских традиций.
Героико-патриотическое воспитание ориентированно на пропаганду военных профессий, воспитании гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
Национально-патриотическое воспитание основано на христианских заповедях, любви к отечеству, уважении к родителям и старшим. Все это должно быть основано на высокой нравственности и понятии чести.
Последней частью патриотического воспитания в государственной политике страны является гражданское воспитание, которое способствует воспитанию правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу .
Понять современность можно только на историческом фоне . Обозреть его мы можем только в музее, т.к. музей является носителем исторической памяти.
Музей – один из инструментов идеологии. Решая задачу патриотического воспитания, он должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием
На уроках я стремлюсь соединить все составные части патриотического воспитания. Примером может послужить изучение темы «Великая Отечественная война». Это единственное крупнейшее событие истории России 20 века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имён, событий, даёт общий положительный вектор отношения к Победе Советского союза.
В восприятии различных групп Великая Отечественная война не может быть одинакова: есть люди, прошедшие войну на фронте или в тылу, в армии или на гражданской службе; есть те, кто пережил военное детство; есть послевоенные поколения, узнавшие о войне от тех, кто добыл Победу; есть, наконец, современная молодёжь, которая узнаёт о войне от тех, кто узнал о ней из рассказов очевидцев.
При раскрытии темы « Великая Отечественная война 1941-1945 » я показываю её события не только через военно-стратегические, организационно-хозяйственные, внешнеполитические аспекты, но прежде всего через обращение к человеческой личности, проблеме «Народа и войны ».
Именно такой поход в большей степени позволяет привить подростку чувство уважения, гордости за свою страну.
Всегда акцентирую внимание учащихся на следующих уроках истории:
-война лучше предотвращать или, при невозможности это сделать, включиться в них в максимально выигрышных для своей страны условиях, чем их выигрывать колоссальными жертвами. Приоритетными для будущих дипломатов и политиков, всех граждан страны должны стать мирные политические решения во всех сложностях и конфликтах мировой политики. Толерантность, демократические принципы, уважения к истории, традициям других народов, бесценность человеческой жизни – вот то, что следует осознать молодым россиянам на уроках по истории войны;
- только сплочение народа может дать Победу. Лишь любовь к Родине, служение Родине позвонило тогда выстоять и всей стране. И каждому и жителю. Такое сплочения оказалось возможным в условиях многонационального, поликонорессионального государства, раскинувшегося на огромной территории.
Изучение темы « Великая Отечественная война 1941-1945гг » я всегда строю с использованием местного материала, истории Красноармейского района, его жителей. Организовываю экскурсии в краеведческий музей, где научные сотрудники рассказывают ребятам о героях Великой Отечественной войны, наших земляках, о трудовых буднях военного времени.
На уроках прошу рассказывать о родственниках учеников, которые были на войне, на полях сражений, работали в тылу и тем самым обеспечили Победу в этой страшной войне.
История войны будет хорошо понята в том случае. Если она проходит через историю своей семьи, своего города.
Учащимся нужно показать, что Победа-это результат, достигнутый всем советским народом. И в первую очередь, это победа солдата, воина-труженика войны. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость, терпение, личное мужество и сумели пустить в бой тот человеческий резерв, который нашёлся у советских людей и которого не было у захватчиков. Нужно больше говорить о подвигах наших людей.
Важно показать, что это была победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу. Тех, кто стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал, лечил и обустраивал жизнь фронтовиков. Одним из важных аспектов раскрытия источников победы является показ вклада в неё деятелей культуры.
На уроках я стараюсь по возможности, в качестве иллюстрации, использовать художественную литературу, военные очерки о Великой Отечественной войне. Помогает ответить на вопросы: “Что подвигло человека на совершение подвига? Почему он выбирает смерть ради жизни других?”

Важно, чтобы ребёнок осознал способность человека творить чудеса ради защиты своей Родины. В дальнейшем это позволит ему честно выполнять свой гражданский долг перед страной, народом, семьёй.
Список литературы.
1. Варатанова И., Орехова Н. «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество» // Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г.С. Семенов, ред. Л.В. Кузнецова. – М., 2002.- С. 52 – 55.
2. Голицын, А.М. Музеи и патриотическое воспитание // Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции. – М., 2004.- С. 42 – 45. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.»  (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). 4. Козленко, С. И. Изучение темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в год 60-летия Победы // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2005. -№ 1.- С. 57-62.
5. Козленко, С. И. Якоря гордости // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2005. - № 5.- С. 23- 28.
6. Окунева, Ю.Е. Патриотизм как важный компонент формирования личности подростка // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: Сб. статей. – М., 2004.- С. 42-47.











15