Программа кружка Музей лицея

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновский художественно-технический лицей



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Видновского
художественно-технического лицея
________________ Николаева И.В.
«______»________________ 2014 г.



Рабочая программа
кружка дополнительного образования
«Музей истории лицея»













Составила: учитель истории и обществознания
Кулешова Светлана Николаевна





2014-2015 учебный год

Оглавление

Пояснительная записка. С. 2 - 3
Содержание курса С. 4
Требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе. С. 4
Календарно-тематическое планирование. С. 5 - 6
Перечень учебно-методического обеспечения. С. 7
Пояснительная записка.
Краеведческий курс «Музей истории лицея» разработан как авторский курс в соответствии с основными нормативными документами и рекомендациями Министерства образования РФ: Федеральный закон № 54 от 26.05.1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», Приказ Министерства образования МО от 14.09.2005 г. № 1644, Положение о музее образовательного учреждения Московской области. Программа музея «ИСТОРИЯ ЛИЦЕЯ» в условиях общеобразовательного учреждения дает учащемуся реальную возможность выбора своего индивидуального пути, что означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Девиз музея - "Бороться и искать, найти и не сдаваться!".

Обоснование значимости программы.

Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин.
Наша школа имеет богатую и интересную историю, здесь работали и учились замечательные люди, о которых надо знать и помнить новым поколениям школьников. Это учителя – ветераны войны - Юрцев Алексей Иванович, Мартынов Василий Иванович, ветераны труда – первый директор школы Филиппова Таисия Михайловна, создатель лицея и его директор Давыдов Виктор Владимирович, заслуженные учителя Зобкова Галина Георгиевна, Клятов Борис Алексеевич; выпускник школы Галкин Николай, геройски погибший при выполнении интернационального долга в Афганистане, и многие другие люди, которые своим самоотверженным трудом создавали лучшие традиции нашего лицея.
Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Профиль школьного музея. Наш музей является историко-краеведческим, занимается сбором и систематизацией информации по истории родного края, истории школы, исторических судеб учителей, выпускников, интересных людей города, современного детско-юношеского движения.
Цель программы: воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к культурно-историческому наследию большой и малой Родины.


Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Обучающие:
Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, обществознанию, мировой художественной культуре.
Исследование школьных традиций прошлого и настоящего при изучении истории возникновения и развития средней школы №3 и МАОУ Видновского художественно-технического лицея.
Формирование сотрудничества, коллективного взаимодействия, культуры общения в детском разновозрастном коллективе и с людьми старшего поколения.
Приобретение школьниками основных навыков краеведческой, исследовательской и экскурсионной работы.
2. Развивающие:
Развитие информационно-коммуникативных способностей школьников.
Развитие творческих способностей, возможностей памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления в исследовательской и экскурсионной деятельности.
Формирование у учащихся положительной "Я - конкуренции", чувства собственной значимости.
3. Воспитательные:
Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей малой Родины, родной школы.
Воспитание гармонически развитой личности в процессе сотворчества и сотрудничества.
Формирование у школьников потребности заниматься полезной деятельностью, умения включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её.
4. Здоровьесберегающая: знакомство школьников с основами безопасности жизнедеятельности во время проведения экскурсий по городу: "История города Видное" и "Аллея Славы".
Образовательное пространство.
Школьный музей взаимодействует с кабинетом истории, школьной библиотекой, редакцией газеты «Лицейский вестник», музеями школ Ленинского района, музеями города, городской и районной администрацией, с городским и областным архивами, районной библиотекой, интернет- ресурсами.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально в зависимости от вида деятельности.
При реализации поставленных задач используются следующие методы:
метод самореализации и самоуправления через проведение экскурсий;
поисково-исследовательский метод при сборе краеведческого материала и его оформлении;
метод контроля.
Формы реализации программы:
проведение экскурсий по школьному музею, по городу Видное;
участие в районных краеведческих конкурсах "Наш край";
сбор и оформление краеведческого материала;
организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда, воинами-участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, проведение уроков мужества;
организация экскурсий в Историко-культурный центр;
оформление альбомов, газет, буклетов, стендов.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Тема 1. Вводное занятие.
Цель и задачи занятий кружка. Знакомство с теоретическим материалом о музейной деятельности.
Тема 2. Краеведческая и исследовательская деятельность.
Сбор материала и подготовка работ к краеведческим конкурсам "Наш край". Сопровождение выступления учащегося компьютерной презентацией.
Тема 3. Экскурсионная работа.
Подготовка текстов экскурсий в соответствии с тематикой школьного музея, экскурсий по городу Видное
Тема 4. Работа лекторских групп.
Обзорная экскурсия по школьному музею. Учителя школы - ветераны войны и труда. Стенд "Памяти Николая Галкина". История пионерской и комсомольской организации школы № 3 и детско-юношеского движения в наши дни. Храмы и монастыри Видновского края. Декоративно-прикладное и художественное творчество учащихся лицея.
Тема 5. Организация и проведение встреч, уроков мужества с ветеранами войны и труда
История Сталинградской битвы. День Победы. Знакомство с работой детских военно-патриотических клубов города Видное. Поздравление в Днём учителя и Международным женским днём ветеранов педагогического труда школы № 3 и Видновского лицея.
Тема 6. Оформительская деятельность.
Создание новых тематических стендов и альбомов, книжек-буклетов с краеведческим материалом, оформление рефератов, стендов школьного музея.
Тема 6. Подведение итогов работы кружка за год.
Составление отчёта. Просмотр фотографий, видеоматериалов, фотоальбомов.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Курс «Музей истории лицея» представляет собой авторскую разработку учителей истории, призванную ознакомить учащихся лицея с историческим пространством СОШ № 3 как составной части истории родного края и Отечества в целом. Основной профиль музея - историко-краеведческий, поэтому в основе поисковой и собирательской деятельности лежит краеведческий материал. Актив школьного музея (учащиеся 8 – 11 классов) и его добровольные помощники должны:
знать содержание и особенности различных видов (профилей) школьных музеев;
уметь использовать необходимые понятия и термины для раскрытия различных тем по основным темам, представленным в музее школы;
уметь пользоваться методами поисковой работы: интервьюирование, анкетирование, составление эссе, сообщений, рефератов;
овладеть навыками работы с различного вида источниками информации: воспоминания, письма, монографии, компьютерные программы краеведческого содержания;
овладеть навыками экскурсионной работы по темам школьного музея;
научиться правильно составлять библиографические списки;
учиться оформлять поисковые, исследовательские работы по краеведческим темам;
получить навыки систематизации и хранения основного и дополнительного фондов музея.
Календарно – тематическое планирование.
п/п
Тема занятия
Примерная
дата

1.
Организационное занятие. Выборы актива музея школы.
3.09

2.
Составление плана работы, распределение направлений работы.
10.09

3.
Посещение школьного музея в СОШ № 4 г. Видное
17.09

4.
Основные методы музейной работы: систематизация материала, оформительская работа.
24.09


5.
Занятие, посвященное 85-летию Ленинского района Московской области.
1.10

6.
Поздравление неработающих учителей-ветеранов школы с Днём учителя
8.10

7.
Изучение методики подготовки презентаций для оформления тематических стендов.
15.10


8.
Оформление стенда «Художественные классы лицея» о первых преподавателях рисунка и декоративно-прикладного искусства в лицее
22.10


9.
Изучение методов и особенности экскурсионной работы в школьном музее.
29.11

10.
Подготовка экскурсионных групп по тематическим стендам.
5.11

11.
Проведение обзорных экскурсий по г. Видное для учащихся начальных классов, посвященных 50-летию города
12.11

12.
Проведение обзорных экскурсий по школьному музею для учащихся начальных классов
19.11

13.
Организация совместно с Советом старшеклассников викторины для учащихся 3-5 классов "Летопись школы в истории родного города"
26.11

14.
Встреча учащихся лицея 8-9-х классов с ветеранами Великой Отечественной войны, посвящённая битве за Москву.
3.12


15.
Сбор вещественных и письменных источников о событиях Великой Отечественной войны, оформление стендов.
10.12


16.
Продолжение сбора вещественных и письменных источников для оформления экспозиций к тематическим стендам.
17.12


17.
Подведение итогов работы кружка в 1 полугодии.
24.12

18.
Систематизация собранного материала и оформительская работа по теме "Учителя – художники. Клятов Б.А."
9.01


19.
Оформления стенда, посвященного учителям лицея: Клятов Б.А., Курган В.П., Азарова Н.Т.
16.01

20.
Подготовка экскурсий по тематическим стендам и по г. Видное.
23.01

21.
Проведение обзорных экскурсий по школьному музею для учащихся 6-х классов.
30.01

22.
Подготовка презентации и экскурсии к Дню юного героя-антифашиста.
6.02

23.
Беседа с компьютерной презентацией для 3-4 классов "Пионеры-герои", посвящённая Дню юного героя-антифашиста
13.02

24.
Проведение обзорных экскурсий по школьному музею для учащихся 6-х классов.
20.02


25.
Встреча трёх поколений: ветеранов ВОВ, участников военных действий в Афганистане и Чечне, учащихся лицея, посвящённая Дню защитника Отечества.
27.02


26.
Систематизация материала по истории российской армии.
6.03

27.
Поздравление ветеранов школы и лицея с Международным женским днём
13.03

28.
Оформление материла на тему "Учителя ДПИ: Прокофьева Г.И., Худайбердиева А.А."
20.03

29.
Обучение правилам отбора, систематизации и хранения музейного материала.
27.03


30.
Продолжение сбора материала по теме «Школьные годы чудесные» об истории детского и юношеского движения в школе № 3.
3.04


31.
Отчет и демонстрация собранного материала к тематическому стенду.
Подготовка экскурсии по городу.
10.04

32.
Проведение тематических экскурсий по историческому центру г. Видное для учащихся 5 – 6-х классов, посвященных 50-летию города.
17.04

33.
Консультирование участников районной краеведческой конференции "Наш край".
24.04


34.
Совместное занятие с редакцией газеты "Лицейский вестник"о публикации лучших работ учащихся по краеведению.
1.05

35.
Оформление материала, подготовленного учащимися начальных классов "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"
9.05


36.
Встреча с ветеранами ВОВ и труда, посвящённая Дню Победы для учащихся 8-11 классов.
16.05

37.
Творческий отчет участников кружка: демонстрация презентаций и докладов, посвященных 50-летию города Видное.
23.05

38.
Экскурсия в Историко-культурный центр.
Награждение активных участников музейной работы в школе.
30.05





















Учебно – методическое обеспечение курса и литература.
Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г.
В помощь школьному музею. Методическое пособие./ Под ред. Н.М. Пересветайло. – Ижевск: 1988.
Дорогой памяти. / Школьные музеи. – Подольск: ГОУ ДОД МО «Центр развития творчества детей и юношества», 2011.
Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе. М., 2011.
Методические рекомендации по созданию и работе школьного музея. / Под ред. А.В. Малышевой. – Ставрополь: 1977.
Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 4. Школьный музей в едином образовательном пространстве. / Под ред. В.Г. Воронцовой. – С. – П.: 1999.
Основы школьного музееведения. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Ф. Аврутиной. – М., Учебно-методический центр Северо-Восточного окружного управления образования, 1999.
Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы Российской Федерации (ФАС РФ). / Под ред. В.Л. Воронцовой – М.: МГДД (Ю)Т, 2002.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив / Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001.












13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15