Гордимся, помним! — программа патриотического воспитания, посвященная годовщине Великой Победы


«Гордимся, помним!»
Реферат составил:
Середа Ольга Владимировна,
Частное образовательное учреждение
начального общего и дошкольного образования
«Школа –«Таврида»
учитель начальных классов
г. Севастополь, ул. Героев Сталинграда,31

Содержание
Введение
Основная часть
Социальные связи школы и мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы
«Этот день мы приближали, как могли»
Результаты проведенных мероприятий
Выводы
Приложения
Список литературы

Введение
Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей.
Расскажи ты всем на свете
Про любимый город мой.
Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах
Воевали наши деды
И прославились в боях.
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.
(П.ГРАДОВ «Легендарный Севастополь»)
Севастополь – легендарный город, город-герой, где каждый памятник, каждая улочка пропитаны духом героической истории, духом гордых и несломленных людей, сделавших все возможное и невозможное во имя защиты родной земли.
Приобщение старших дошкольников и младших школьников к истории и традициям севастопольской земли, дает уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.
Воспитание истинных патриотов, в контексте развития мировых неонацистских настроений, выходит на первый план среди целей современного образования, является важной задачей общества и государства. В ФГОС НОО акцентируется особое внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», с целью формирования у детей ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России.
Являясь важным аспектом духовной жизни России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять причины патриотизма, но и дает возможность направлять его развитие. Еще К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В рамках подготовки и празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне был разработан цикл мероприятий, обеспечивающий не только «утоление познавательного голода» детей, но и укрепляющий межпредметные связи, а самое главное, способствующий укреплению семейных и родовых связей ребенка и взрослого, осознанию непреложной важности событий тех далеких лет, и вклада каждого человека в дело Великой Победы.Основная цель мероприятий: создание условий для воспитания гражданина и патриота своей Родины на примерах героизма представителей старшего поколения, которые своими боевыми и трудовыми подвигами помогали отстоять нашу Родину.
Среди основных задач можно выделить следующие:
- воспитывать чувство гордости за свое Отечество, за свой народ;
- воспитывать в детях сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи
Цикл мероприятий построен с учетом следующих дидактических принципов:
- доступность: материал, предложенный детям для восприятия, подобран с учетом познавательных возможностей учащихся начальной школы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
-наглядность: обеспечивает развитие точных представлений о предметах и событиях 1941 – 1945гг, через демонстрацию натуральных объектов, в ходе просмотра мультимедийных средств.
- интеграция: предполагает органичное включение материала в канву других уроков;
Результаты реализации данных мероприятий:
Личностные результаты должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой родной город - Севастополь;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и народам, проживающим в Севастополе, Крыму, России, мире;
Метапредметные результаты должны отражать:
-освоение способа решения проблем творческого, поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
Предметными результатами должны стать:
- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города, страны; деяниях их защитников;
- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для ее получения;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;

2. Основная часть
Социальные связи школы и мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы
Разговор о войне с детьми – тема хоть и широко описанная в различной литературе, но при этом, является достаточно сложной при реализации в каждом отдельно взятом случае. Как сделать так, чтобы материал был понятен 5-летнему ребенку, и при этом был интересен 10-летнему ребенку, имеющего гораздо больший опыт и багаж знаний? Как сделать так, чтобы каждый ребенок прочувствовал важность вклада каждого человека в дело Победы, будь то на передовой или в тылу? Какие формы и методы использовать, чтобы поняли, чтобы прочувствовали?
Эти вопросы невольно встают перед каждым педагогом, работающем с детьми, особенно в младшем школьном возрасте. Поэтому, планируя цикл мероприятий, мною не только учитывались возрастные особенности детей, но и создавались возможности для внутреннего роста детей, развитие их творческого потенциала.
В реализации мероприятий большую помощь и поддержку оказали налаженные еще в начале учебного года социальные связи. Главными помощниками стали: Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим Защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и детская библиотека им. Г. Черкашина.
С начала учебного года один раз в месяц учащиеся 3 и 4 классов из простых ребят превращались в кадетский корпус РККА на «35-й береговой батарее». За это время с ними не только были проведены мероприятия, посвященные всем знаковым событиям войны 1941-1945гг («Блокада Ленинграда», «Железная крепость: плавучая арт-батарея «Не тронь меня!», «Оборона Севастополя», «Высадка союзных войск в Нормадии» и др.), но и мероприятия поисково-творческого характера: выставка детского рисунка и презентация стихотворений «Новый год на фронте», ребята узнавали о работе архивов и в последствии работали самостоятельно с сайтом «Подвиг народа» (http://podvignaroda.mil.ru/).
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать, ведь образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом процессе крайне важна. Именно поэтому с начала учебного года все учащиеся школы посещали детскую библиотеку им. Г. Черкашина, где сотрудники проводили с ними различные беседы, викторины, показывали выставки книг о войне, о родном городе, о нашей стране, о Победе.

2.2 «Этот день мы приближали, как могли…»
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Этот важный аспект учитывался при планировании всех мероприятий в рамках месячника, посвященного великой дате.
Еще одним важным аспектом в работе стало одно из главных правил школы: «Мы все одна семья!». Все мероприятия, разработанные мною, были рассчитаны на посильное, и самое главное, совместное участие всех воспитанников школы «Таврида»: от детского сада до выпускника начальной школы.
Начало месячника Победы прошло под девизом «И помнит мир спасенный!». С детьми были проведены беседы, классные часы, уроки мужества, часы истории, посвященные событиям в родном Севастополе и по всей Росиии. Итогом этой работы стало не только приобретение новых знаний, но и пробуждение интереса к теме Великой Отечественной Войны, к самостоятельному поиску информации, сбору воспоминаний, которые нашли отражение в дальнейшей работе. Также учащимися оформлена школьная выставка рисунков «Победный май 45-го», где в каждом рисунке заметно понимание роли Великой Победы в жизни не только страны, но и каждого из них, живущих спустя семь десятилетий, после тех событий.
Во всех классах с 1 по 4 проведены уроки «Севастополеведения» по темам: «Севастополь в Великой Отечественной Войне», «Последний рубеж войны – 35-я береговая батарея», «Подвиги защитников Севастополя», «Дети осажденного города», «Увековечение памяти героев обороны».
Следующий этап месячника был творческим. Учащиеся приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Спасибо деду за Победу!», городской акции «Письмо ветерану». Воспитанники детского сада изготовили открытки для ветеранов города – «Дети мира – детям войны», которые были переданы для вручения в Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим Защитникам Севастополя «35-я береговая батарея». В холле школы организована выставка книг о войне, которые дети принесли из дома.
Классы школы оснащены мультимедийной аппаратурой, что позволило не только максимально наглядно провести мероприятия, но и организовать просмотр фильмов и мультфильмов военной тематики («Воспоминание», «Сын полка», «Жила-была девочка» и др.)
Особое место было отведено проектно-исследовательской деятельности. Общеизвестно, что воспитание начинается в семье. Поэтому привлечение родителей к такого вида работе помогло не только в укреплении семейных связей «ребенок - взрослый», но и позволило обратиться к такому духовном источнику, как прошлое семьи, в том числе и военное, что позволило возродить связь поколений. Дети вместе с родителями открывали для себя тот факт, что в стране нет ни одной семьи, которую бы не коснулась война. Результатом исследовательской работы стал сбор информации о родственниках, принимавших участие в боевых действиях, а также о тех, кто всеми своими силами, приближал Победу, находясь в тылу. Дети с интересом открывали, что их прадедушки и прабабушки будучи во время войны в их возрасте работали по многу часов у станка, гасили неразорвавшиеся снаряды. А с помощью родителей доставались старые семейные фотоархивы и дети, пусть и на фотографии, могли увидеть своих родных героев.
«Родные герои» - именно так названа выставка результатов проектно-исследовательской деятельности ребят и их родителей. И, практически каждый ребенок, возле этого стенда может с гордостью сказать своим друзьям: «Это моя семья! Это мой герой!».
В завершении месячника был проведен общешкольный конкурс чтецов «Память сердца», показавший таланты ребят в литературном чтении.
Самым важным для ребят стало общешкольное мероприятие «Будем помнить – не смеем забывать!». Ребята со всей ответственность подошли к подготовке к этому мероприятию. Они не только читали стихи, но инсценировали песни военных лет, и от всей души переживали за ребят из детского сада в их инсценировке «Начало войны». Казалось, что все слова, все цифры и факты, проходили сквозь сердце каждого из них, настолько выразительной была их реакция на происходящее. В завершении мероприятия всем учащимся были вручены георгиевские ленточки – «лента цвета дыма и огня», а ребятам из детского сада ленты прикололи их старшие товарищи – выпускники начальной школы.
Затем состоялась совместная поездка всех учащихся школы к местам боевой славы – на 35-ю береговую батарею, где кроме прочего, они стали зрителями и участниками «Танкового биатлона», где модели танков – точные копии танков времен ВОВ.
В качестве средства подведения итогов месячника во всех классах была проведена викторина «Знаем, помним, не забудем», которая показала, что ребята не только запомнили представленный им материал, а и прочувствовали его и готовы к дальнейшей работе в данном направлении.

2.3Результаты проведенных мероприятий
Для определения эффективности проделанной работы были даны тестовые задания и проведено анкетирование, которые показали, что у учащихся преобладает высокий уровень гражданско-патриотической воспитанности.
После проведения данных мероприятий достигнуты планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой родной город - Севастополь;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и народам, проживающим в Севастополе, Крыму, России, мире;
Метапредметные результаты должны отражать:
-освоение способа решения проблем творческого, поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
Предметными результатами стали:
- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города, страны; деяниях их защитников;
- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для ее получения;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;

3.Выводы
Использованные технологии и методы работы позволили почувствовать ребенку радость познания, научиться любить и ценить близких, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подобная работа в формате «сад - школа» дает возможность воспитания детей на примере их сверстников, преемственности в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Патриотическое воспитание – одна из трудных, но приоритетных задач школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли патриотами своей страны, глядя на старших товарищей и на примерах героического прошлого страны в целом и своего родного города в частности.

Приложение
Фрагменты исследовательско – поисковых работ и сочинений детей «Родной герой»

Список литературы
1 История России в лицах и датах. Словарь-справочник.- СПб,1995
2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
3 Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права / Т.В.Дмитренко. Глобус, 2006