Конспект урока Можем ли мы увидеть музыку. 5 класс


Урок музыки в 5 классе
Конспект урока подготовлен Стефоновой Н. Г. (учитель музыки)
Тема урока: Можем ли мы услышать живопись?
Цель: Дать возможность почувствовать, что музыка может рисовать картины природы
(осознание образа Родины и природы - как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.).
Задачи:
Развивающие:
Развивать вокально-хоровые навыки .Понимать услышанное
Развивать способность слышать и рассуждать о связи разных видов искусства.
уметь определять характер музыки, эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:Воспитывать любовь к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки С.В.Рахманинова.
Обучающие:
Продолжить знакомство детей с произведениями С.В.Рахманинова.
Обучать детей петь правильно, не форсируя звук.
Дать определение прелюдии.
 
Технологии:
ИКТ
Личностно-ориентированная
Эпиграф:
Живопись-это поэзия,
которую видят,
А музыка-это живопись,
которую слышат.
Леонардо да Винчи.
1.Оргмомент.
Вступительное слово учителя .Проверка Д/З.
 
1)Повторение.
С.В.Рахманинов « Вокализ» - слушанье.
-Кто композитор?
-Как называется произведение?
-Что такое вокализ?
-Для кого он написал это произведение и почему без слов?-
-Эта музыка красивая, понятная?
Композитор использует различные средства музыкальной выразительности (темп, динамику и….)
 
Работа по карточкам с самооценкой.(музыкальная терминология).
-Скажите, может ли художник изобразить действия в развитии или он запечатлевает какой-то один момент? ( один момент)
-А композитор? (может).
Мы с вами говорили о том, что музыка и литература тесно связаны между собой и если бы не было литературы, то музыка потеряла бы огромное музыкальное наследие.
 
2. Изучение нового материала.
Картина Левитана « Весна. Большая вода».
Давайте рассмотрим эту картину.
-Что вы там увидели?(наводнение, деревья не одеты листвой).
-Какое время года?
-Какое настроение? Что выражает?( ощущение покоя, тишины, гладь воды, ощущение света..)
-Найдите в описании картины И.Левитана музыкальные термины и сравнения (.Читаю.)
 
У нас сегодня будут звучать произведения С.В.Рахманинова. Мелодизм и певучесть-основное качество стиля Рахманинова. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, романсах и прелюдиях. Сегодня мы с вами будем знакомиться сПрелюдиями.
Прелюдия- это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.( записать в словарь).
Задание: Разделите листок на 2 колонки и разберите музыкальные произведения, используя музыкальную терминологию.
Слушанье:
Прелюдия соль мажор.                         Прелюдия соль-диез минор.
Более тёмная, взволнованная,
Более драматичная, напоминает
зимний пейзаж ,больше низкий и средний
регистр.
 
Светлая, лучезарная ,журчание воды,
покой ,русская привольная интонация.
Переменный лад, лирическая,
отсутствие нижнего регистра,
светлая ,нежная, плавная, мажорная,
радость ,ожидание….
 
-Какую картину природы нарисовал Рахманинов в прелюдии соль мажор?
-Звучит ли нижний регистр? Почему?
-С помощью каких выразительных средств музыки композитор достигает переливов и сверкания солнечных бликов?
-Расскажите об общем настроении прелюдии соль – диез минор. Какой образ рисует композитор? Расскажите о сопровождении мелодии. На что похож аккомпанемент?
-Сколько частей в прелюдии?
-Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к последней части прелюдии?
-Какое из этих 2-х произведений ближе по настроению к картине Левитана? (соль мажор).
А теперь послушаем 2 стихотворения А. С. Пушкина. Чем отличаются зимние картины , нарисованные А.Пушкиным?
Какое из стихотворений подходит к картине и какие прелюдии подходят к этим стихам?
«Зимнее утро» и «Зимняя дорога»-читаю.
 
С. В Рахманинов- это русский композитор19-20 века. Он вынужден был уехать из России, по его собственному признанию и долгое время жил за границей, но до конца оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России, к природе, именно, это чувство, хранимое в душе, помогало ему творить дальше.
… «когда я сочиняю, я стараюсь просто выражать то, что у меня на сердце»…
 
Сергей Рахманинов (читаю стих о нём)
Во фраке и в манишке накрахмаленной,
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В Нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
оторванный от Родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В любимую Россию улететь.
Михаил Пляцковский.
 
«Родные просторы» Ю. Антонов. - исполнение.
3. Закрепление.
-Что такое прелюдия?
-С какой картиной сравнивали произведения? Кто художник?
4.Итог урока .Рефлексия.
Художники , поэты ,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту русской природы :художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами .А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись. 
 
Что нового узнали?
Вам понравилось на уроке? Что? Как вы себя чувствовали на уроке?
Дать оценку работы детей.
Д/З:
Нарисовать любимый уголок природы.
Поиск по сайту
Начало формы
Вариант 1.
№ Содержание задания Варианты ответов
1 Определите жанр музыкального произведения К. Глюка «Мелодия» А.  вокальное произведение
Б.  инструментальная пьеса
В.  симфоническая музыка
2 Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра А.  арфа
Б.  гобой
В.  валторна
Г.  контрабас
Д.  свирель
3 Самый высокий тембр голоса? А.  бас
Б.  тенор
В.  сопрано
4 Музыкальное произведение для голоса без слов А.  ария
Б.  вокализ
В.  романс
5 Что означает в переводе слово «фуга»? А.  круг
Б.   бег
В.   шествие
6 Определи композитора оперы «Золотой петушок» А. Римский-Корсаков
Б.  Шопен
В.  Чайковский
7 Творчество  какого композитора отражает девиз: «Через борьбу – к победе!» А.  Бетховен
Б.  Шопен
В.  Чайковский
8 Определи форму, в которой нет противоположного образа А. вариации
Б.  рондо
В.  куплетная
9 Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента А.  концерт
Б.  симфония
В.  сюита
10 Кого из композиторов считали  «королем» вальса? А.  В. Моцарт
Б.  И. Штраус
В.  Ф. Шопен
     
 
Тест
по музыке в 6 - ом классе
Фамилия, имя _____________________________  Класс_______________
Вариант 2.
№ Содержание задания Варианты ответов
1 Определите автора музыкального произведения  «Вокализ» А.  Бетховен
Б.  Рахманинов
В.  Чайковский
2 Выбери инструмент медно-духовой группы симфонического оркестра А.  арфа
Б.  гобой
В.  валторна
Г.  контрабас
3 Определи жанр музыкального произведения А. Скрябина «Этюд № 12» А.  вокальная музыка
Б.  инструментальная пьеса
В.  симфоническая музыка
4 Высокий женский голос – это… А.  альт
Б.   тенор
В.  сопрано
5 Что означает в переводе слово «рондо»? А.  быстро
Б.   круг
В.   бег
6 Выбери девиз, характеризующий творчество П. Чайковского А. «Через борьбу к победе!»
Б. «…чтобы в моей музыке люди находили подпору и утешение»
В. «Жизнь прекрасна»
7 В опере С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» звучит  песня?...А. «Вниз по матушке по Волге»
Б. «Во поле берёза стояла»
В. «Зелёная рощица»
8 Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют. А.  балет
Б.  опера
В.  симфония
9 Назовите тембр самого низкого мужского голоса А.  бас
Б.  дискант
В.  меццо-сопрано
10 Кто из композиторов в основном писал музыку для фортепиано? А.  В. Моцарт
Б.  И. Штраус
В.  Ф. Шопен
 
       Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании.
 
Плоскова Елена Анатольевна, учитель музыки
МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района
 
               Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу, так или иначе затрагивающему ее; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску нового знания в той или иной области; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности, находить нужную информацию, будь то справочная литература или Интернет-сети, оценивать её, интерпретировать.... Т.е. это должна быть личность успешная, способная к самообразованию и саморазвитию. Поэтому, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.
                   Возникает вопрос: как это сделать, в том числе и в музыкальном воспитании? Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить учебно-воспитательный процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании?
               Известна китайская пословица (слайд). Действительно (исследования Х.Е.Майхнера), при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что слышат и видят. В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами.
             Значит, в центре внимания педагога должны быть активные формы обучения, являющиеся основой развития познавательной компетентности школьника, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывающем знания. Поэтому мне хочется остановиться на проектно-исследовательских технологиях как продуктивном, эффективном и деятельностном способе, принятом в педагогической практике современной школы. Данные технологии не новы, но они изучаются, практикуются и совершенствуются в трудах наших исследователей, учёных-педагогов В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н.И. Дереклеева, А.В. Масленникова, С.Т. Шацкого, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, а также в нашей с вами педагогической практике.
             Как происходит применение данных технологий в урочной и внеклассной деятельности в области музыкального воспитания?
               Каждая технология имеет своё место в учебном процессе, будь то проект или исследование, а порой они совмещаются, превращаясь в одно увлекательное, яркое и запоминающееся действо. Как правило, любой проект или исследование строится в соответствии со всеми принципами, структурой данных материалов.
               Подготовительный этап начинается уже в начальной школе с элементарных мини-проектов и исследований. Например, это могут быть исследования, творческие пробы с собственным голосом, исследуя его и подбирая нужный вариант: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики музыкального образа. Ребята составляют мини-проекты концертов для мам, для малышей.
                 В средних классах – это проекты концертов симфонической музыки, бардовской песни. При изучении темы «Путешествие в музыкальный театр», ребята исследуют, как и кем создается музыкальный спектакль, исследуются программки, афиши к спектаклям, театральное «закулисье». У каждого рождается либретто своего собственного музыкального произведения, дети пробуют себя в роли главного художника, декоратора театра. После анализа музыкальных характеров персонажей балета создаются эскизы костюмов и декораций к сценам.
                 Широко практикую проекты уроков-путешествий, конференций, уроков-исследований, посвящённых творчеству того или иного композитора, музыкальной атмосфере определённой эпохи, для которых знания добываются в ходе исследовательской деятельности. С интересом ребята делают доклады, рефераты, тематические проекты-презентации. Обучающийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ребенка логическое мышление, формирует навыки творческой и проектно-исследовательской деятельности, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
         При завершении изучения курса «Музыка» на основе проектно-исследовательской деятельности в качестве итоговой аттестации ребята в течение полугода выполняют зачётные работы. На выбор предлагаются несколько различных форм и тем проектов и исследований на интересующую тему. Цель - контроль за качеством знаний учащихся, развитие творческих способностей, навыков исследования и проектирования. При этом это могут быть как индивидуальные так и групповые формы выполнения работ.
           Виды проектных работ:
а)     практико-информационный проект - изготовление фотоальбома, буклета, учебного пособия, аудиоальбома, видеофильма, газеты, мультимедийного диска на музыкальную тему. Примеры темы: «Музыкальная жизнь нашей школы (села, района)» - с использованием фотографий, газетных вырезок, интервью, репортажей; «Музыкальный словарь в форме книги, буклета;б)     творческий - изготовление макетов, музыкального инструментария с последующим представлением на школьной выставке, применением на уроках; сольное музыкальное выступление на школьном, сельском уровнях; проявление музыкально-литературного творчества (эссе, поэзия, сочинение, проект музыкально-литературного альбома);
в)     игровой (ролевой) – подготовка и проведение беседы на музыкальную тему для определённой аудитории, викторины, музыкального вечера (побывать в роли учителя, организатора, ведущего, постановщика, артиста). Например: «Музыкальная гостиная», «Музыкальная коллекция», «Музыкальная машина времени».
Предлагаемые темы исследовательских работ:
«О влиянии музыки на жизнь нашей семьи»
«Использование музыки на немузыкальных уроках»
«Песни моей бабушки»
«Кино и музыка» (Зачем в кино музыка?)
«Изучение стилей и направлений молодежной музыки»
«Детские дискотеки: за и против»
«История одного инструмента»
«Особенности церковной музыки»
«Хип-хоп: образ жизни или дань моде?»
«Определяем качество звучащей музыки»
               Выполненные работы презентуются на итоговых уроках музыки, школьной учебно-исследовательской конференции, используются на учрежденческих мероприятиях. Материалы и продукты проектов становятся основой для оформления кабинета музыки, выставок, экспозиций.
               Наиболее одарённые и увлечённые ребята выходят за рамки уроков и проектно-исследовательская работа продолжается для них и в старшем звене. В основном – это участники вокально-хоровых коллективов «Лирика» и «Синяя птица». Такие ребята входят в состав научного общества учащихся «Шаг в науку», созданного в нашей школе. Для них проводятся занятия, обучающие семинары, консультации по методике проведения исследований, оформлению работ. При этом сохраняется и усиливается взаимосвязь музыки с другими предметами – экологией, биологией, физикой, историей, краеведением, языкознанием… Поэтому темы для проектов и исследовательских работ могут быть самые разнообразные. Например, как и какая музыка влияет на растения, на животных, на работоспособность учащихся, на утомляемость, на психические процессы, можно исследовать природу звука (акустика, звуковые волны), создавать проекты-релаксации. В области краеведения интересны фольклорные исследования, проекты-летописи творческих коллективов, культурных особенностей региона. Со своими проектами и исследованиями наши ребята принимают успешное участие на творческих конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня – районные экологические и краеведческие конференции, конкурсы медиапроектов, творческие конкурсы РЦДО, КРИРОиПК, республиканские конференции ЮнИОС, «Отечество – Земля Коми» и др.
         Краткий обзор некоторых проектов, рождённых в стенах нашей школы и которые заслуживают внимания.
         Проект-презентация «Музыки связующая нить». Это проект гражданско-патриотического направления на основе систематизированного материала о деятельности наших вокально-хоровых коллективов в данном направлении. Каждый слайд презентации, озаглавленный песенной фразой из репертуара коллективов и проиллюстрированный фотофрагментами их деятельности, связан с летописью Великой Отечественной войны, событиями, в которых участвуют хористы и вокалисты. Проект был представлен вокалистами и хористами на республиканском конкурсе «Отечество моё – Россия» и был удостоен Диплома победителя в номинации.
         Игровой проект - постановка детской оперетты «Осенние проделки Лешего» был подготовлен и реализован вокальной студией во всех детских садах нашего села, а также в начальной школе. В 2010 году этот проект был представлен на международном конкурсе профессионального мастерства «Учитель-музыкант в контексте современной культуры» в г. Санкт-Петербурге и удостоен Диплома и звания дипломанта.
         Благотворительный проект «Парус надежды» направлен на организацию досуговой и концертной деятельности для воспитанников детского приюта.
         Интересен проект «Неделя музыки и театра» представленный в форме деловой игры, когда вся школа превращается в символический театр со своей структурой, репертуаром, мастерскими, в котором в течение недели происходят увлекательные музыкальные события – концерты, игры, путешествия, конференции, олимпиады, выставки…
                            
              Таким образом, мы видим, что создание в школе условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Подобная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.
загрузка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
САЙТ: WWW.UCHKOPILKA.RUОРИГИНАЛ ПУБЛИКАЦИИ: HTTP://UCHKOPILKA.RU/MUZYKA/TEKHNOLOGII-METODIKI-FORMY-RABOTY/ITEM/4248-PROEKTNO-ISSLEDOVATELSKIE-TEKHNOLOGII-V-MUZYKALNOM-OBRAZOVANII-20140719