Урок на тему Можем ли мы услышать живопись?


Конспект урока музыки
Дата: 04. 05.16
Класс: 4 «Б»
Учитель: Котова Ирина Владимировна
Методист: Конева Лина Вячеславовна
Тема: Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока: Развитие внутреннего слуха и зрения.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с произведением В.Я.Шаинского «Игра», научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в действительности мы не видим, и услышать то, что на самом деле не звучит.
Воспитательная: формировать знания о музыке и живописи, а также умение слушать музыку.
Воспитательная: воспитывать любовь к классическому и современному искусству.
Планируемые предметные результаты урока: познакомить учащихся с произведением В.Я.Шаинского «Игра».
Метапредметные: Формировать умения эмоционально и осознанно относится к живописи.
Регулятивные: Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.
Познавательные: Размышлять о воздействии музыки на человека, эмоционально и выразительно исполнять её.
Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи, умение анализировать.
Личностные: Адекватно оценивать свою деятельность на уроке, умение дать оценку усвоенным знаниям.
Средства обучения: аудиозаписи пьессы Шарль-Камиль Сен-Санс, В.Я.Шаинский «Игра», ИКТ, фортепиано, нотный материал,
Ход урока:
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
1. Мотивация деятельности
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анжелика Геннадьевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.
-Ребята, что такое музыка?
-Для чего нужна музыка человеку?
-Какие краски есть у композитора? Почему мы говорим, что музыку можно не только услышать, но и увидеть?
-В каком ладу может звучать музыка?
-Когда музыка звучит весело, какой это лад?
-Когда музыка звучит печально, какой это лад?
- Что такое темп?
- Что такое динамические оттенки?
-А что такое живопись?
-Можем ли мы услышать живопись?
Слушая музыку, каждый из нас рисует в голове определенную картину.
-Так что использует композитор ,чтобы изобразить музыку? - Приветствуют учителя.
-Музыка-это средство или способ передачи эмоций и чувств.
-Чтобы передавать свои чувства, эмоции, переживания, радость, просто для того чтобы, наслаждаться. Музыка помогает нам в разные этапы нашей жизни.
-В зависимости от красок, которыми пользуется композитор, мы можем увидеть какое настроение хотел передать нам автор.
Композитор использует музыкально-выразительными средствами для того чтобы увидеть музыку, такие как лад, темп и динамические оттенки.
-Мажорный или минорный.
-Мажорный - радостный.
-Минорный – грустный.
-Скорость движения музыки (быстро, медленно)
-Степень громкости звучания музыки (тихо, громко, очень громко)Прием использование штрих
-это изображение природы, людей и т.д. с помощью красок
-можем
- лад, темп, динамические оттенки
2. Актуализация знаний
-С каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?
-Скажите, а с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
-Сегодня мы закрепим цикл пьес, которые написал француский композитор Шарль-Камиль Сен-Санс и познакомимся с Владимиром Яковлевичем Шаинским.
-Прослушайте 2 произведения, под названием «Кукушка» и «Куры и петухи».
-Скажите какие инструменты вы там слышите? А какой характер у этих произведений?
-Во время прослушивания вам представилась какая-нибудь картина? Какая?
-Скажите, а можно ли музыку не только слушать, но и увидеть ? Как?
-А теперь давайте познакомимся с В.Я.Шаинским.
Родился он 12 декабря 1925 года в Киеве. Отец – Шаинский Яков Борисович. Мать – Шаинская Ита Менделевна. Супруга – Шаинская Светлана Владимировна (1966 г. рожд.). Дети: Шаинский Иосиф Владимирович (1971 г. рожд.), Шаинский Вячеслав (1987 г. рожд.), Шаинская Анна.
С 1936 года Владимир Шаинский занимался по классу скрипки в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории, однако начавшаяся война прервала учебу, и в 1941 году семья была эвакуирована в Ташкент. Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, но в 1943 году его призвали в армию.
В 1945 году Владимир Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет и после ее окончания в 1949 году три года работал в оркестре Л. Утесова. Затем преподавал в классе скрипки в музыкальной школе (1952–1954), а в 1954–1962 годах работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем в различных эстрадных оркестрах. В 1962 году поступил и в 1965 году окончил композиторский факультет Бакинской консерватории имени Гаджибекова, где занимался в классе народного артиста СССР Кара-Караева.
Владимир Шаинский – автор десятков мелодий из любимых художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Пока бьют часы», документальный фильм «Шаги истории», мультфильмы «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка – енот», «Трям, здравствуйте!», музыкальные сказки «2х2=4», «Площадь картонных часов» и др.-Давайте прослушаем его известное произведение «Игра».
-Обратите внимание, что в произведении , в каждом куплете повторяется вопрос.
-Давайте запишем слова произведения.
-В тексте выделите вопросы, которые повторяются.
Физкультминутка. - Шарль-Камиль Сен-Санс 
.
-«Карнавал животных».
-Слушают и сравнивают.
-Фортепиано, скрипка .Отвечают на вопросы учителя.
- Знакомятся с биографией.
-Слушают.
-Записывают слова, выделяют вопросы.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
-Давайте попробуем все вместе спеть это произведение.
Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Что это такое - "портфель" без "фель"? Это все равно, что "медведь" без "ведь"! И, конечно, если "трамвай" без "вай", Это что угодно, только вовсе не трамвай! Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. слова Что это такое - "луна" без "на"? Это все равно, что "земля" без "ля"! И, конечно, если "лимон" без "мон", Это что угодно, только вовсе не лимон! Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Что это такое - "зима" без "ма"? Это все равно, что "каток" без "ток"! И, конечно, если "игра" без "ра", Это что угодно, только вовсе не игра Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись, научись не глотать слова. Я тебе, я тебе, я тебе говорю - сперва Научись, научись не глотать слова! -Учат слова песни .-Поют.

4. Рефлексия. Подведение итогов
-Можем ли увидеть музыку?
-А можем ли услышать живопись?
-С какими композиторами мы познакомились на уроке?
Домашнее задание: выучить песню «Игра». -Можем увидеть характер, настроение, которое хочет передать нам автор.
-можем
-В.Я.Шаинским.
-«Игра»
Подпись руководителя практики________________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________