Конспект урока Можем ли мы услышать живопись


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись на примере музыкального цикла
М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Цель урока:
Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства, выявить взаимосвязь музыки с изобразительным искусством.
Знакомство с творчеством композитора и циклом произведений М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Задачи:
Образовательная - формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
Воспитательная – воспитание любви к искусству, через знакомство с его разновидностями: музыки, поэзии, живописи.
Развивающая – развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей.
Форма урока: урок – экскурсия с использованием ИКТ(информационно-коммуникационные технологии)
Методы:
Наблюдение за музыкой.
Сопереживание.
Обобщение.
Размышление.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие Музыкальное приветствие
- Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)
-Здравствуйте! (дети)
- Как ваше настроение? (взрослый)
-Очень хорошо! (дети)
-Пора нам заниматься! (взрослый)
-Да-да-да! (дети)
-Вы будете стараться? (взрослый)
-Так же, как всегда! (дети) -Здравствуйте! (дети)
-Очень хорошо! (дети)
-Да-да-да! (дети)
-Так же, как всегда! (дети)
2
2.
Актуализация знаний
Постановка цели и задач урока Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока, о чем мы говорили?
С какими композиторами познакомились?
Убедились ли вы, что музыка и живопись взаимосвязаны?
Ребята, как это возможно, ведь мы знаем, что музыку можно слышать, а изо. искусство видеть? Можно смотреть на картины и представлять, можно слушать музыку и тоже представлять.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся на выставку в картинную галерею. И я сегодня буду не просто учителем, а ещё экскурсоводом.
Цель нашего урока: выявить взаимосвязь музыки с изобразительным искусством.
Познакомится с творчеством композитора и циклом произведений М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»
А сейчас ребята, чтобы узнать, как звучит тема нашего урока, я предлагаю вам послушать очень интересную песню. Сели как слушатели.
Слушание «Песня о картинах»
Может ли мы услышать живопись «Весна в музыке и живописи»
А. Вивальди, Чайковский, И. Штраус
Да!
5
3. Худ-ое исполнение и худ-ый анализ музыки Учитель: О чём эта песня?
Ребята вы, когда - нибудь, бывали на различных выставках?
А знаете ли вы как там нужно себя вести и самое главное, что там можно увидеть? Картины.
К какому виду искусства относятся эти понятия?
Учитель: Но ведь мы с вами на уроке музыки, причём здесь живопись и изобразительное искусство? Ребята, как мы назовем тему сегодняшнего урока?
Запишем в тетрадках: “Можем ли мы услышать живопись”
Ответы детей:
Спокойно
Карины
О пейзаже, о натюрморте, о портрете.
Изобразительному, живописи.
Работа в тетрадках:
«Можем ли мы услышать живопись на примере музыкального цикла
М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» 5
4. Изучение нового материала, работа по теме урока, анализ музыки Итак, ребята, мы с вами отправляемся на выставку. Как – то однажды, один композитор прохаживался по выставке. Это был русский комп. 19 века М.П. Мусоргский (слайд ). В марте 1874года была организована выставка работ рано умершего художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана. (слайд ) Там было выставлено около 400 работ художника, созданные за 15 лет: картины, зарисовки, эскизы, наброски. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Композитор заметил, что подходя то к одной работе, то к другой у него в голове возникают какие-то мелодии и музыкальные зарисовки. В результате получилась серия музыкальных картин, которые объединены в цикл под названием «Картинки с выставки» (слайд). Сюита "Картинки с выставки" была написана Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. Названия пьес….

Сегодня мы с вами прослушаем три пьесы из этого цикла и попробуем увидеть взаимосвязи музыки с живописью.
1. Первая пьеса «Прогулка». В теме «Прогулка» композитор изобразил самого себя, важно прохаживающегося по выставке. Мы с вами тоже под эту тему отправляемся на выставку.. Давайте встанем и представим, что мы, как и М. Мусоргский ходим по выставке, смотрим на картины. Слайд.
Слушание – тема «Прогулка».
Представили себя на выставке?
В каком темпе звучала музыка?
А какие инструменты вы услышали?
Мы продолжаем наше путешествие, и посмотрим на следующие картины. Слайд . Остановимся около одной из них и посмотрим внимательнее. Слайд . Что вы видите? Цыплята, которые пытаются вылупиться из скорлупы. Посмотрите внимательно и попробуйте услышать её. Как вы думаете, какой должна быть музыка этой картины? Быстрой, суетливой, смешной, прыгающей, весёлой. Вы совершенно правильно охарактеризовали музыку этой картинки. А теперь я предлагаю вам прослушать вторую пьесу, которая называется
2. «Балет невылупившихся птенцов»
Слушание
Какое настроение, эмоции вызвало у вас это произведение?
А вот другая картинка. Вы тоже можете попробовать поработать экскурсоводом. Что вы можете сказать об этой картине? Слайд
Это часы. Они похожи на домик. Как вы считаете, кто может жить в таком домике? ( ответы учащихся: лесные жители, Баба – Яга) Этот домик не простой, он на курьих ножках, и его обитательница – Баба – Яга. Ребята, как вы думаете, какая должна быть музыкальная тема у Бабы – Яги? (ответы учащихся: неровная, скачущая, неуравновешенная, злая, колючая). Мы сейчас послушаем и посмотрим как же представили обитательницу этой избушки художники – аниматоры. СлайдВ тетрадках 10 пьес.
Дети встают около парт
Спокойная, умеренная
Группа струнных инструментов
Цыплята, которые пытаются вылупиться из скорлупы.
Быстрой, суетливой, смешной, прыгающей, весёлой.
Радости, смеха
лесные жители, Баба – Яга
неровная, скачущая, неуравновешенная, злая, колючая
Итог урока. К сожалению, выставка закрывается и нам пора возвращаться. Слайд №12. Что же нам сегодня удалось увидеть и услышать? Как связаны музыка, анимация и картинки?
Напоследок предлагаю спеть песню «Здорово» Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.
Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо импровизировал и много сочинял.
"Женитьба"(1868).
"Борис Годунов"(1874).
"Хованщина"(окончена Римским-Корсаковым 1886).
"Иванова ночь на Лысой горе" Музыкальная картина (1867).
Пьесы и сюита для фортепиано "Картинки с выставки"(1874).