Конспект урока музыки для 5 класса Можем ли мы услышать живопись?


Конспект урока музыки для 5 класса по теме: «Можем ли мы услышать живопись?»
Составитель: учитель музыки МОУ СОШ № 32 г. Подольска
Ирина Александровна СтенинаНа доске (экране):
«Изобразительное искусство в его наивысшем проявлении должно стать музыкой».
К. Ф. Шинкель«Хорошая музыка – это живопись, это мелодия».
Микеланджело БуонарротиТема урока
Можем ли мы услышать живопись?
Цель урока
Показать насколько взаимосвязаны и взаимопроникновенны разные виды искусства.
Задачи урока
Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке.
Познакомить учащихся с циклом «Времена года» П. И. Чайковского.
Познакомить с содержанием пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского
Помочь научиться слышать произведения живописи, подвести к выводу о том, что многие произведения живописи музыкальны.
Ресурсный материал
Аудиозапись П. И. Чайковский «Подснежник» (цикл «Времена года»).
Портрет П. И. Чайковского.
Иллюстрации к пьесе «Подснежник», выполненные учениками начальных классов.
Заставка телеканала «Культура».
Репродукция картины на цветочную тему.
Планируемые результаты:
предметные: продолжат учиться слушать музыку в исполнении симфонического оркестра, научатся рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, вспомнят значение термина «мелодия».
метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные –ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.
План урока:
1.Организационный момент, музыкальное приветствие
2.Совместная постановка цели, задач урока
3. Краткое знакомство с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Времена года».
4.Слушание пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского
5.Анализ пьесы «Подснежник».
6.Анализ картины……(картина выбирается на усмотрение педагога)
7. Исполнение песни М. Дунаевского «Непогода».
8.Вывод по теме урока
9.Подведение итогов урока (рефлексия, лесенка успеха, оценивание работы на уроке)
10.Домашнее задание
Ход урока
На интерактивной доске – заставка телеканала «Культура».
Вас приветствует телеканал «Культура». Разрешите начать наше вещание. Сегодняшняя программа теленовостей из мира музыки и изобразительного искусства поможет нам ответить на вопрос: «Можем ли мы услышать живопись?» И наше первое включение из концертного зала имени П. И. Чайковского (на интерактивной доске – изображение П. И. Чайковского + концертный зал Чайковского). Думаю, каждый из вас слышал эту знаменитую фамилию. 7 мая – день рождения композитора. И потому в концертном зале сегодня звучит только его музыка. У нас есть прекрасная возможность познакомиться поближе с творчеством Петра Ильича. Прежде чем мы услышим музыку, хочется вкратце познакомить вас с фортепианным циклом «Времена года».
Пьесы созданы для фортепиано.
Цикл включает в себя 12 пьес по количеству месяцев в году (задать вопрос о количестве детям).
Каждая пьеса предваряется стихотворными строчками русских поэтов – классиков.
Какой композитор также создал цикл пьес под названием «Времена года»? ( Антонио Вивальди)
Слушание пьесы «Подснежник»
Вопросы
Какие чувства вызвала в вас эта музыка?
- смятение
- ликование
- ощущение счастья
- тревога
- скорбь
- душевный трепет
- волнение
- вдохновение
- печаль и т. д.
2. Каким вам представился подснежник?
3.Какие цвета, оттенки вы бы взяли, чтобы создать картину «Подснежник»?
Каким подснежник представился вам, мы услышали, а теперь послушайте, каким его представил поэт Апполон Майков (зачитать стихотворные строчки и сыграть фрагмент пьесы).
ВЕСНА Слова Аполлона МайковаГолубенький, чистый
Подснежник-цветок! А подле сквозистый,
Последний снежок... Последние слезы
О горе былом, И первые грезы
О счастье ином... 1857
А теперь познакомимся с работами учеников 2 класса (предварительно дать задание изобразить музыку). Таким представили себе ребята подснежник (рассматриваем работы, анализируем).
Вывод: слушая музыку, мы можем ее видеть, создавать в своем воображении картины, образы. А картины могут звучать?
Продолжаем программу новостей из жизни искусств. В прямом эфире для вас Центральный дом художников, где проходит выставка «В объятиях цветов».
(анализируем картину на цветочную тему, картина выбирается на усмотрение учителя).
Вопросы
1.Что слышал художник, когда творил свое произведение?
2. Что слышите вы, глядя на эту картину?
Вывод: глядя на картины художников, мы не только их видим, мы можем их слышать.
Рекламная пауза в вашем исполнении. Распеваемся (взять 2 -3 распевки)
А теперь пришло время прогноза погоды на завтра. В Петропавловске – Камчатском ясная, солнечная погода, в Санкт – Петербурге - дожди, а в микрорайоне «Кузнечики» вас ожидает, к сожалению, непогода.
Исполнение песни М. Дунаевского «Непогода» (песня выучена заранее, обратить внимание детей на посадку).
Вывод по уроку: музыка рождает в нашем воображении картины, а картины рождают в нас музыкальные образы.