Реферат на тему Краеведческий музей

Управление образования, молодежной политики и спорта
администрации Пильнинского района Нижегородской области









Реферат


Школьный музей, его роль и значение
в изучении исторического краеведения из обобщения опыта












Выполнил:
Учитель истории
МОУ Рыхловской ООШ
Е.А. Кузовков



п. Пильна
2006 г.
Содержание

Введение

Раздел I. Роль и значение школьного музея в процессе формирования патриотических и гражданских позиций.

§1. Краеведение как часть учебной и внеурочной работы в школе.
§2. Роль и значение школьного музея.
§3. Школьный музей как один из способов мотивации повышения познавательной активности учащихся.

Раздел II. Практическая направленность работы школьного музея в изучении краеведческого материала.

§1. Динамика роста качества обучения Истории России, в классах с активным использованием материала краеведческого музея.
§2. Динамика роста численности учащихся, принимающих участие в краеведческой работе.

3. Заключение

4. Использованная литература

5. Приложения




















1. Введение


Утеряв Родину и свои национальные корни, человек нередко теряет себя, свое лицо. Академик Д.С. Лихачев.
«Прошлое – будущему»

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
«В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования» - из Письма Министерства образования РФ от 12.03.2003 г.
Подтверждение этому документу мы находим в нашем окружении, в нашей жизни. Все больше музеев организовывается в школах района, создается он и в нашей сельской малочисленной школе.
Что такое школьный музей сегодня? Музей сельской малочисленной школы – уникальное, пока еще недостаточно изученное явление. Для него характерна комплексность – одновременное присутствие других направлений деятельности.
На сегодняшний день тематическая направленность возникших музеев связана чаще всего с историей села, школы, где расположен музей, жизнью и творчеством знаменитых земляков и т.д. Тенденции современности - повышенный интерес к семейно-родовым корням, изучению известных дворянских родов, имеющих отношение к истории того или иного села. Достаточно мощным фактором обновления краеведческой работы становится возрождение храмовых ансамблей (не только с точки зрения религиозности и веры, но и с точки зрения подхода к религии как к феномену культуры). Изучение военной тематики, обязательно присутствующее в любой школе и посвященное страницам Великой Отечественной войны, включает в себя также материалы о военных действиях последних десятилетий (Афганистан, Чечня и др.)
Музей сельской малочисленной школы обладает некоторыми специфическими особенностями, позволяющими рассматривать его не как слепок с музеев городских и крупных сельских школ, откуда заимствуются содержание, формы и методы музейной работы, а как самостоятельное явление социальной и культурной жизни, причем не только школы, но и всего села.


2. Роль и значение школьного музея

2.1. Школьный музей как результат краеведческой работы

Региональный компонент школьного курса истории наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала.
Такую возможность дают занятия устной историей, т.е. создание учащимися документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Создание архивов устной истории является посильной и благородной задачей преподавателей истории и их учеников. Наиболее благоприятные условия для этой работы существуют у учителя сельской школы. Хорошо зная ученический коллектив и односельчан, он имеет возможность заниматься сбором устных документов по различной тематике. Например, так собрана информация в нашем музее по развитию колхозного движения, об участниках Великой Отечественной войны и их отношении к этой войне, об истории развития деревень.
Занятие устной историей требует от историка серьезной предварительной подготовки учащихся. Их необходимо обучить методам опроса, приемам записи. Наиболее приемлемыми методами сбора исторической информации являются опросы двух видов: анкетирование (письменная форма общения с респондентом) и интервьюирование (устная форма). (См. Приложение)
Говоря о школьном музее, прежде всего, следует отметить, что музей сельской малочисленной школы создается всем миром. Инициатива, как правило, исходит от педагогов, но он находится в центре самого пристального внимания всех членов сельского социума. Активно занимаясь поиском, дети вовлекают в работу по сбору экспонатов, формированию музейных коллекций родителей, дедушек и бабушек. Они расспрашивают своих близких о событиях прошлых лет, приглашают их на школьные встречи, узнают о реликвиях, хранимых в семьях, составляют генеалогическое древо своего рода. В результате происходит соединение детей и взрослых, сближение сельчан разных поколений, укрепление отношений между семьей и школой.
Таким же образом начал создаваться и музей в нашей школе. В течение 5 лет ребята с помощью взрослых пополняют его интересными экспонатами. В сельской малочисленной школе, как ни в одном другом образовательном учреждении, складываются благоприятные условия для того, чтобы ребенок выступал не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями. Возникает особая психологическая атмосфера ценностного переживания детьми процесса сбора и оформления исторического материала музея. А личностно-целостное переживание истории родного края, своих предков приводит ребенка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность. Таким образом, музей в школе является реальной основой патриотического воспитания подрастающего поколения.
Наличие музейных коллекций, собранных при непосредственном участии детей, - одно из реальных достоинств школьного музея. Развитие исторического сознания учащихся невозможно без их личного участия в реальной, вполне конкретной деятельности.
Так, например, учащиеся нашей школы не только изучили жизнь-подвиг своего знаменитого земляка – Героя Советского Союза Бориса Семеновича Окрестина, но и под руководством педагогов организовали переписку со школьниками из г. Минска Белоруссии, где погиб Герой, узнали подробности о его подвиге и о том, что школа № 65 г. Минска также носит имя нашего земляка, в школе создан музей, а на заработанные ребятами деньги во дворе этой школы установлен бюст Б.С. Окрестину. Постоянным гостем детей в школе бывает друг детства Б.С. Окрестина, ветеран Великой Отечественной войны К.К. Галкин, слушая которого ребята как бы «соприкасаются» с самим Героем.
Экспозиции «..здесь все мое, и я отсюда родом», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Школа – ты начало всех начал» также созданы в большей степени учащимися. Проведена большая и интересная работа по поиску и сбору материала, касающегося истории сел нашего колхоза, истории Рыхловской школы, которая насчитывает более 100 лет.
Материалы по истории Пильны и историко-экономический очерк с. Курмыш позволяют «выйти» за пределы села, в котором ты родился, и изучить родной край района.

Анализ музейно-краеведческой деятельности школы показывает, что наиболее разработанным направлением на базе музея являются организация и проведение общешкольных мероприятий, бесед, классных часов. В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками – ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии, и др. на базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам. В нашей школе, в частности, это детское объединение «Родничок». Наряду с символикой и атрибутами современной детской организации здесь имеется экспозиция, посвященная истории пионерской организации советского периода нашей страны.
2.2. Школьный музей как одно из средств изучения исторического краеведения

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и родному пепелищу: в них краелюбие».
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
В школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, можно разделить на три направления:
-учебное (уроки, факультативные занятия);
- внеурочное (занятия краеведческих кружков, ученических клубов и обществ);
- внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования).
Учебная работа - это область, которая на практике медленнее других видов деятельности интегрируется с возможностями музейной педагогики. Между тем, музей сельской малочисленной школы имеет все предпосылки к тому, чтобы стать центром учебно-воспитательных усилий педагогического коллектива школы, способным объединить все сферы образовательной деятельности. Музей служит прекрасным наглядно-иллюстрированным пособием для многих учебных дисциплин. В то же время он играет роль выразителя социальной памяти, помогающего воссоздать обстановку прошлых лет, вести разговоры со школьниками на эмоционально-личностном уровне восприятия программного материала. Поэтому очень важно систематизировать приемы включения элементов краеведения в уроки, а также методы использования музейно-краеведческого материала на уроках.
Для интеграции краеведческих материалов непосредственно в урочную деятельность возможны два пути:
включение в обязательную программу (через школьный компонент) спецкурсов, разработанных на базе краеведческой исследовательской деятельности педагогов и школьников;
использование краеведческих сведений на уроках (проведение урока – экскурсии в школьном музее, эпизодическое включение элементов краеведения и музейных предметов в контекст урока).
Приемами включения элементов краеведения в уроки могут быть: краеведческое вступление к теме урока, краеведческая конкретизация основных вопросов урока, краеведческий материал как основа изучения темы урока.
На мой взгляд, важным и ценным является включение элементов краеведения в содержание урока систематически и целенаправленно.
Среди методов использования краеведческого материала на уроках можно выделить обобщенные и специфические для каждого предмета.
Обобщенные методы могут быть:
словесными:
- рассказ, беседа, лекция, объяснение учителя с использованием краеведческого материала;
- сообщения учащихся на основе выполненных ими учебно-исследовательских работ краеведческой направленности;
- встречи на уроках с земляками, знающими историю и культуру родного края;
- воспроизведение магнитофонных записей, содержащих информацию краеведческого характера;
наглядными:
- урок-экскурсия;
- показ экспонатов школьного музея – коллекций подлинных предметов (документы, предметы быта, украшения, орудия труда и пр.);
- использование наглядных пособий краеведческого характера (например, макеты, гербарии);
- демонстрация карт, таблиц, диаграмм, схем из официальных источников, содержащих сведения о родном крае;
- просмотр альбомов, фотографий, иллюстраций, видеофильмов, содержащих краеведческий материал;
практическими:
- самостоятельная работа учащихся с тестом краеведческого характера и справочной литературой;
- разбор, анализ, систематизация материалов о родном крае (по итогам экскурсий, внеклассной работы);
Приобщение к местным народным промыслам, ремеслам;
Решение и составление задач и использованием данных из жизни края;
- проведение учебно-исследовательской работы.

Специфические методы использования краеведческого материала можно рассмотреть на примере уроков истории, граждановедения: доклады, рефераты учащихся, составление таблиц, графиков, картосхем по вопросам развития общества (своего края) на основе краеведческого материала (см. Приложение); встреча с ветеранами труда и военных действий; рассказы о знаменитых земляках, вписавших свои страницы в историю сельского хозяйства, литературы, науки, искусства, спорта; экскурсии к памятникам боевой и трудовой славы, осмотр исторических и культурных достопримечательностей родного края.
Значение краеведения – важное средство формирования исторического мышления учащихся. Выделяют три уровня краеведческой познавательной работы учащихся:
Получение школьниками «готовых» знаний о крае со слов учителя.
Самостоятельное получение знаний. Источниками их могут быть, кроме учебных пособий, публикации в местной периодической печати, материалы школьных музеев и т.д.
Изучение школьниками родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователя. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих музеев, кружков.
В основе авторской модели исторического краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний: мой дом, родословная семьи, родная школа, село, город, прошлое и настоящее, история района. Интерес к краеведению, пробудившийся у школьников в процессе сбора материала при подготовке к урокам, можно развивать и во внеурочное время деятельности. К примеру, анализируя различные типы источников (фото, письменные, официальные, неофициальные, вещественные, устные), юные исследователи не только открывают неизвестные страницы нового, но и сталкиваются с различными проблемами. Вещественные источники (орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда), изъятые из исторического контекста, мертвы. Задача исследователя состоит в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать «историческую повседневность». Процесс исследования – воспоминания современников.
Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».






2.3. Школьный музей как один из способов мотивации познавательной активности учащихся

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем.
При подготовке к уроку, в работе над учебным планом учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности? Он использует все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс, чтобы развить любознательность учеников. Все, что ее повышает, пробуждает познавательный интерес, может быть включено в урок: новые необычные факты, ваш или чей-то еще оригинальный взгляд на события, яркие наглядные пособия, использование новых современных педагогических технологий – все идет в ход. Заслуженный учитель РФ Александр Литвинов, основной темой педагогического поиска которого является вопрос, как увлечь ребят историей, как сделать историю ближе, показать непрерывность исторического процесса, считает необходимым проводить уроки в школьном дворе, на кухне, на рынке. Одной из таких возможностей, несомненно, является и школьный музей. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность. Проведение же урока в музее оживит его, сделает более интересным.
Малое число учащихся дает возможность учителям досконально изучить индивидуальные способности, психологические особенности и бытовые условия каждого ученика, что способствует созданию в школе теплой, доверительной обстановки, помогает отслеживать и отмечать достижения в обучении каждого ребенка, уделять внимание формированию учебной мотивации школьников. Музейно-краеведческая деятельность в сельской малочисленной школе нередко становится той питательной средой, в которой успешно развивается межличностное взаимодействие в системах «ученик – учитель», «учитель - родитель», «ученик – родители».











3. Заключение

Таким образом, организация и деятельность школьного музея в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы обычно составляют основу школьных музейных экспозиций. Растет число школьных музеев, совершенствуется их деятельность, актуализируются экспозиции. Музей можно встретить и в большом городе и в небольшом селе. Сегодня в стране по данным Банка паспортизации школьных музеев Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ функционирует около 5850 музеев. Самую большую их группу – около двух третей – составляют исторические музеи, музеи истории села, города, края, жизни и деятельности земляков, истории родной школы. Историко-этнографические и археологические.
Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории – высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителя. Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории, каждый учитель истории должен быть краеведом.

Фактическое положение дел в школьном музее – закономерное отражение состояния школьной жизни в целом. Школьная жизнь тесно связана с социальной ситуацией села. А село, как известно, переживает сегодня тяжелые времена. К сожалению, школе сегодня не хватает средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований, предъявляемых образовательным учреждениям. В связи с этим в работе возникают определенные проблемы: затруднено оформление музейных экспозиций, так как школа не имеет достаточных средств для того, чтобы приобрести стеллажи, витрины и другое оборудование; педагоги лишены возможности приобретать новейшие методические материалы по музейной педагогике, что тормозит внедрение ее практических наработок в учебно-воспитательный процесс школы.
Поэтому, вопрос существования музея, его пополнения и развития целиком и полностью зависит пока еще от энтузиазма музейных активистов. Но то, что Министерство образования и науки РФ стало заниматься этим вопросом, радует и вселяет надежды на то, что школьным музеям жить и развиваться. Оно рассматривает школьные музеи как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.










Список литературы

Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. Журнал «Сельская школа» № 6/2006 г.
Литвинов А. Урок истории на рынке. Журнал «Сельская школа», № 5/2006 г.
Методические рекомендации по организации и работе музеев школ и внешкольных учреждений Горьковской области. Горький, 1987 г.

Нагибин А.В. Музей сельской малочисленной школы. 2006г.
Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003г.
Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием. Журнал «Народное образование», №4/2006 г.
Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №10/2004 г.

Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа. Журнал «Преподавание истории в школе», №5/1998 г.


















Приложение

Методика ведения опроса

Интервьюирование

Интервьюирование представляет собой непринужденную беседу двух равнозаинтересованных людей, проводимую по определенному плану, причем запись ответов производится либо вручную, либо механически. При этом надо уметь и знать следующее:
1) о чем спрашивать;
2) как спрашивать;
3) кого спрашивать;
4) какие задавать вопросы;
5) где вести беседу;
6) как обрабатывать данные.
Обычно интервью строится поэтапно.
1. Установление контакта. Цель этого этапа – вызвать интерес к беседе, убедить людей, как важны для науки их знания. Для создания атмосферы доверительности можно рассказать что-то самому. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по имени и отчеству, а не фамильярно, как это принято в деревне. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школа, музей). Следует объяснить, где и как будет использоваться полученная информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.
2. Программные вопросы. Первые вопросы не должны быть сложными и объемными (своеобразная разминка). Переход к основным вопросам должен быть понятен опрашиваемому. В завершении беседы следует предложить респонденту несложные вопросы, а также можно вернуться к недосказанным, неясным местам интервью. Оптимальная продолжительность всего интервью 40 – 50 минут. Если чувствуется, что респондент обладает еще достаточной информацией, лучше перенести беседу на другой день.
3. Оформление паспортички (основных сведений об опрашиваемом). Обычно паспортичка содержит следующие вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Год рождения.
3. Место рождения.
4. Профессия.
5. Где и в каком качестве работал или работает (если на пенсии, то с какого времени)?
6. Адрес.
Любое интервью представляет собой сложное социально-психологическое общение. Учащийся должен обладать не только определенным уровнем знаний по той теме, с которой он приходит к респонденту, но и определенным уровнем культуры, необходимым для общения с людьми. Во время устного опроса приходится затрагивать больные темы жизни респондента, поэтому вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбие респондента, его достоинства, не причинить ему боль, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого, в частности – опасения за последствия опроса.
Интервьюеры должны понимать, что общение с опрашиваемым обусловлено ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента над вопросами. Нельзя проводить интервью в людных помещениях, при посторонних людях. Даже молчаливое присутствие во время интервью третьего лица (сосед, сослуживец, родственник) оказывает влияние на содержание ответов. Большим временем и расположением человек располагает в домашней обстановке. Однако надо учитывать занятость респондента домашними делами. Например, для сельского жителя приход в утренние часы или вечерние (время уборки по хозяйству) может вызвать отказ отвечать на вопросы.
Наконец, успех опроса определяется психологическим состоянием самого человека в момент проведения интервью и использованием учащимися психологических приемов ведения беседы. Так, интервьюер должен владеть способами поощрения к ответу: внимательный взгляд, одобрительный кивок, благодарность за подробный ответ, восхищение памятью собеседника, неподдельная заинтересованность, уважительное отношение к респонденту. Нельзя прерывать собеседника или открыто и грубо подвергать сомнению его высказывания. Чтобы проверить информацию, вызвавшую недоверие, можно использовать множество других способов: способ частичного несогласия с опрашиваемым: «Вы говорите, что, однако многие», стимулировать более подробное воспоминание: «Вы так думаете?», указать на противоречивость: «Может быть, я Вас неверно понял?».
При интервьюировании существует опасность влияния ведущего на содержание ответов и оценок. Замечено, что опрашиваемые часто стремятся угадать ответ на заданный вопрос, который бы совпал с мнением партнера. Поэтому учащиеся должны быть сдержанными в проявлении собственных реакций на ответы или поведение интервьюируемого, не вступать в дискуссию с ним по поводу его мнения, не задавать вопросы-подсказки, а давать возможность думать. Интервьюер обязан свести к минимуму влияние своих оценок и суждений на качество воспоминаний.












Требования к записи интервью

При выполнении записей опроса необходимо соблюдать ряд обязательных условий.
1. Воспоминание записывается непосредственно вслед за рассказом дословно, без пропуска отдельных слов и фраз и излагается от первого лица, а не от третьего. Следует максимально использовать выражения опрашиваемого. Желательно записывать не только все ответы респондента, но и вопросы и замечания интервьюера.
2. Запоминание и перенесение рассказа на бумагу позже категорически запрещается. Такой способ неизбежно повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение фактов, оценок и суждений рассказчика. Такая запись будет нести неполноценную и искаженную информацию.
3. Недопустимо собственное редактирование текста, если даже речь кажется безграмотной. Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют интерпретацию рассказчика. Олитературивание текста недопустимо.
4. Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляются поля. Обратная сторона и поля используются для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний, пометок характера рассказа (настороженно, сдержанно, враждебно, неискренне и т.д.). Такая форма непосредственной записи поможет при окончательном оформлении документа.
5. Чистовой вариант рассказа оформляется вручную или на печатной машинке (компьютере) на развернутом листе бумаги с одной стороны с соблюдением полей 2,5 – 3см. слева для сшивания листов.
6. Правильно оформленный текст дается на прочтение интервьюированному. После ознакомления с ним респондент, если не имеет больших замечаний и уточнений, ставит свою подпись, которая должна быть заверена печатью учреждения.



Интервью о Борисе Окрестине, Герое Советского Союза

О детских годах Бориса Окрестина рассказал в интервью учащемуся 8 класса Карташову Олегу друг детства Героя.

Сведения о респонденте:
ФИО: Галкин Кирилл Константинович
Год рождения: 1924
Место рождения: д. Саранка
Профессия: служащий
Где работал: заведующий почтой, в настоящее время пенсионер
Адрес: Пильнинский район, д. Саранка, ул. Луговая, д. 25

- Кирилл Константинович, Вы знаете, что у нас в школе есть музей. Вы сами не раз бывали в нем, видели экспозицию, посвященную нашему земляку – Герою Советского Союза Борису Окрестину. Есть много интересного материала, фотоархив, есть и фотографии о детстве Бориса, но никакого материала о детских годах нет. Мы слышали, что Вам приходилось общаться с ним. Не могли бы вы что-нибудь вспомнить и рассказать нам для истории музея?

- (Немного помолчав) о Борисе забыть нельзя. Воспоминания о нем навевают и светлые чувства, и грусть.

- В каких отношениях с ним Вы были?

- Борис был чуть-чуть- постарше меня (на 1 год), но он был для меня, да и для всех деревенских мальчишек, как сейчас говорят «авторитетом». Когда он приезжал в деревню, мы все радовались. Вообще-то Боря жил с родителями в Москве, а здесь у нас в деревне жили его бабушка и дедушка. К ним он и приезжал на все каникулы. Он любил деревню, его всегда сюда тянуло. Очень любил речку. Мы вместе много рыбачили, купались. Он был очень любознательный, хорошо учился, и поэтому нам деревенским мальчишкам было с ним интересно.

- А какие черты характера Вы бы могли выделить у будущего Героя?

- Парень он был замечательный. Я написал о нем поэму «Вечный огонь». И вот в ней, мне кажется, я дал ему справедливую характеристику. Там есть, например, такие строки:
« и проведя учебы срок, он находил любой предлог весеннее-зимнею порой гостить у бабушки родной. Здесь его детство проходило, здесь полной грудью он дышал, и как магическою силой к себе доверие внушал:
не мог он слабого обидеть, над кем-то злобно подшутить, лишь стоило его увидеть, о чем-то с ним заговорить Мир полон был к нему симпатий, нас как-то всех к нему влекло. Заводняя был (заметим кстати) на все родимое село. Он не любил игры без правил. Нечестность просто презирал. Он в душах добрый след оставил у тех, кто в детстве его знал»

- Хорошие стихи. Ваша поэма хранится у нас в музее. К празднику Дня Победы мы читаем ее, или отрывки из нее.

- Спасибо, ребята, что вы храните память, приглашаете меня в гости. Ведь мы, ветераны сейчас только воспоминаниями и живем.

- А Вам, Кирилл Константинович, большое спасибо за рассказ. Он будет ценен для нашей коллекции о Борисе Семеновиче Окрестине.




10.04.2005г.

Подпись: К.К. Галкин


Подпись верна:
Директор МОУ Рыхловской ООШ Т.Н. Кузовкова





















Анкетирование

В отличие от интервьюирования в анкетировании могут участвовать менее подготовленные учащиеся, т.к. качество работы больше зависит от правильного оформления анкеты и формулировки вопросов. Составление анкеты для преподавателя является непростым делом и требует основательного знания сути исторических явлений и техники опроса.
Респондент заполняет анкету самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Допустима совместная работа, когда опрашивающий записывает ответы на вопросы под диктовку. Можно также применять письменное, почтовое анкетирование, например бывших жителей, проживающих за пределами родного края.

Инструкция к заполнению анкеты
Уважаемый товарищ!
Совет музея МОУ Рыхловской ООШ обращается к Вам с просьбой ознакомиться с вопросами анкеты и ответить на содержащиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут неоценимую помощь в восстановлении исторической правды и справедливости. Результаты опроса будут использованы как архивный материал в школьном музее.

Ответы даются в свободной форме на любых чистых листах бумаги.
Текст пишется на одной стороне развернутого листа (как в анкете). Слева оставляются поля (2-3см.)
Размеры Вашего ответа не ограничиваются. Для нас важны все подробности, которые хранятся в памяти.
Вопрос переписывать необязательно. Можно указать его номер перед Вашим ответом.
В заключении, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе (вопросы паспортички).
Благодарим Вас за Ваши воспоминания.

Образец анкеты

Анкета 1. Создание колхозов

Где проживала Ваша семья?
Какая была семья (состав семьи, образование, занятие членов семьи)?
Сколько было земли в хозяйстве?
Сколько имели скота (лошадей, коров, овец и т.д.)?
Какие технические средства применялись в хозяйстве?
Как распоряжались продуктами хозяйства?
Как распределялись трудовые обязанности в семье?
Применялся ли в хозяйстве наемный труд?
Расскажите о крестьянском доколхозном быте.
Каким было Ваше доколхозное хозяйство: бедняцким, середняцким, кулацким?
Почему Вы вступили в колхоз? Как это происходило?
Как жили и работали в колхозе?
Как проводились хлебозаготовки? Были ли случаи недовольства крестьян хлебозаготовками? Какие?
Как работали магазины, кооперация?
Были ли случаи воровства продуктов, зерна из колхозных амбаров, у соседей?
Что было радостного и трудного в первый год создания колхозов?

(См. ответы на след. странице)




Систематизация и хранение материала

Результатом работы по сбору устных свидетельств должно стать формирование информационных банков при музее. Параллельно с опросом необходимо вести работу по упорядочению собранного материала: разбору, систематизации и учету документов. На каждый документ создается карточка: место записи, время, данные об интервьюере, номер единицы хранения. Создается картотека устных рассказов.
Материалы систематизируются либо по тематике, либо по источникам. Воспоминания сшиваются, раскладываются по папкам и хранятся вертикально на стеллажах в определенном порядке (по годам, по темам и т.д.).







Процесс коллективизации на территории современного СПК им. Ленина, по результатам архивных данных


Год

Количество хозяйств

Количество и наличие
техники


1929

14

20 лошадей
1 молотилка
3 веялки


1930

28

42 лошади
42 плуга
1 молотилка
3 веялки


1935

Более 50% всего населения




1938

100% населения присоединились к колхозу



1950-1957

349 домов

3 трактора


1963-1964


6 тракторов 7 сеялок
5 плугов 11 борон
5 грузовиков 4 комбайна
2 веялки


1965


7 тракторов 2 трактора «Беларусь»
6 грузовиков 1 силосожнейка
2 сенокосилки 2 картофелесажалки
8 сеялок 1 картофелекопалка
2 веялки лущилки
3 жнейки 6 культиваторов
3 комбайна 117 борон
6 плугов



Выводы: 1. Коллективизация завершилась полностью к 1938г. (9лет).
2. С ростом и укрупнением хозяйства улучшалась его материальная база, увеличивалось количество техники.







Убранство русской избы (вверху). Домашняя утварь (внизу)











Уголок музея, посвященный истории пионерской организации





Уникальность этой рукописи заключается в том, что в ней использованы источники авторов 19, начала 20 веков. (Например, В.Н. Поливанов – «Курмышская старина» - издание Симбирской губернской учебной архивной комиссии. Симбирск. Типо-литография А.П. Токарева, 1899г. Арнольдов Л.В. «Исторические очерки города Курмыша». Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Выпуск 3 1866г. «История города Курмыша». Волга, №158, 1879г. «Постановление Чрезвычайного Курмышского уездного земского собрания от 23-25 апреля 1917г. и т.д.).
При изучении истории родного края (района, населенных пунктов района) в 7классе по краеведению данный очерк имеет неоценимое значение. В нем описана история Курмыша с момента его основания - 1372г. и до 60-х годов 20 столетия. Большой интерес вызывают события, связанные с двумя крупнейшими крестьянскими восстаниями в России - под предводительством Степана Разина в 1670г. и Емельяна Пугачева в 1774г. Этот музейный экспонат дает возможность учителю провести интересные уроки не по одной, а по целому ряду тем при изучении истории родного края.






































Книга «Наставления преподобного епископа Тихона» 1859г. издания
на старославянском языке


Настенные стенды на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»





Экспозиции музея, посвященные истории школы и населенных пунктов






Свидетельство об участии колхоза им. Кирова во Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке и занесении в Почетную книгу за высокие показатели урожайности зерновых культур в 1937, 1938 г.г.


















 Шмидт С.О. Краеведам России. Вестник Союза краеведов России. 1992, №1.
 А.Е. Сейненский. Родной край: страницы истории. М. 1994,
 Д.С. Лихачев. Учит земля родная. Вестник Союза краеведов России. 1992, №1.
 А. Литвинов. Журнал «Сельская школа», № 5/2006г.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15