Урок православия. Иконы Богородицы 4 класс


Иконы Богородицы : БоголюбскаяВалаамскаяИверская-МонреальскаяКасперовскаяКоневскаяЛюбичевскаяМаксимовскаяМирожскаяМуромскаяОковецкаяПрибавление умаСпорительница хлебовТолгскаяТрёх радостейУмиление (Серафимо- Дивеевская) Боголюбская (Боголюбивая) икона Пресвятой Богородицы В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание святой Руси — будущего Православного Московского царства. Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии “Владимирской” и Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Валаамской”  Афоном. У этих двух великих твердынь православного монашества много внешнего сходства: Валаам как и Афон, расположен на островной земле, состоит из множества скитов и отшельнических келий, представляя собою обетованную монашескую страну. Однако, Святая Гора Афон — есть удел Божией Матери на земле, а Валаам, может показаться, не запечатлен каким-то особым избранием Богородицы. Главный престол Валаама освящен в честь Преображения Господня, главные скиты — Воскресенский и Никольский. Сравнение с Афоном ограничивается будто только внешней стороной. ” Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Иверская Монреальская” икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с           оригинала иконы Богоматери Вратарницы (первообраз). В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес. Иосиф (Хозе) Муньос Кортес, испанец по происхождению, принадлежал к благородному, знатному роду. Родители Иосифа были ревностными католиками. Как рассказывал о себе сам Иосиф, еще мальчиком с ранцем за спиной зашел он в православный храм, и с тех пор сердце его находилось там. , Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Касперовской” икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы (первообраз). В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес. Иосиф (Хозе) Муньос Кортес, испанец по происхождению, принадлежал к благородному, знатному роду. Родители Иосифа были ревностными католиками. Как рассказывал о себе сам Иосиф, еще мальчиком с ранцем за спиной зашел он в православный храм, и с тех пор сердце его находилось там. Православие принял в четырнадцать лет; семья с пониманием отнеслась к выбору Иосифа. Иосиф Муньос Кортес был иконописцем, учеником Николая Шелихова, преподавал в Монреальском университете историю искусств. Посещение Святой Горы Афон в 1982 году перевернуло всю жизнь Иосифа. Вот как это было. Рассказывает Иосиф Муньос. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Коневской”(память 10 июля по старому стилю)                  Икона сия принесена с Афонской горы в Россию преподобным Арсением Коневским, чудотворцем, в 1393 году. Она находилась в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера Санкт-Петербургской губернии. Преподобный Арсений, пробывши на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество. Преподобный Иоанн Зидон, игумен одного из Афонских монастырей, благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этою драгоценною святынею Арсений возвратился в Россию в 1393 году.    Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Любечская”(память 7 мая по старому стилю)  “Любечская” икона получила свое наименование от местечка Любеч Черниговской губернии. По преданию, ее явление относится к XI веку. С давних пор она прославилась своими чудесами, о которых говорит св. Димитрий Ростовский. В XVII столетии, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, эта чудотворная икона была отправлена в Киев, так как около 1653 года ожидалось нападение поляков на Любеч. В 1701 году она была обновлена в Киеве, а потом возвращена в Любеч по просьбе местных жителей и доставлена в заново отстроенный храм Воскресения Христова, где находится и сегодня. Драгоценный киот для этой иконы сделал генерал-майор Милорадович, муж Софии Семеновны, урожденной Полуботок. Кроме того, усердием жителей местечка Любеч в 1874 году икона была украшена серебряною ризою весом в 20 фунтов, весьма художественной работы.   Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Максимовской”(память 18 апреля по старому стилю)                                   Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и принимающего из пречистых Ее рук омофор. Икона сия, имеющая в длину 2 аршина 4 вершка, а в ширину 1 аршин 1 вершок, украшена серебряною чеканною, позолоченною ризою с жемчужным убрусом. На иконе находится следующая надпись: “Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299 г.) по видению Максима митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнага шествия в келии своей мала уснув, абие видит, аки яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: “Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, — и подаде ему омофор, глаголя: — Прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы”. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Мирожской” (память 24 сентября по старому стилю)  Мирожи, находится Спасский мужской монастырь, основанный в 1156 г. В нем есть чудотворная икона Знамения Богородицы Мирожской. Пресвятая Богородица изображена на ней во весь рост стоящею; по правую руку в молитвенном виде изображен благоверный князь Псковский Довмонт, во святом крещении Тимофей, а по левую в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна. Икона сия прославилась в 1567 году 24 сентября чудесным излиянием слез и другими чудотворениями во время морового поветрия, бывшего в Пскове при царе Иоанне IV Васильевиче. С тех пор в честь Мирожской иконы Богородицы составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г.  Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Муромской” (память 12 апреля по старому стилю)  Муромская икона Божией Матери была принесена из Киева в Муром святым благоверным князем Константином Муромским в начале XII века. Благодатная сила, исходившая от святого образа, помогла князю обратить язычников Муромского княжества в христианство. Вначале проповедь его не встретила сочувствия, нашлись даже такие закоренелые язычники, которые составили заговор и поклялись или убить своего князя, или выгнать его из Мурома. Когда святой Константин узнал об этом, то усердно помолился Богу, взял образ Богоматери и вышел с ним к заговорщикам, твердо надеясь на заступничество Царицы Небесной. Язычники, увидев икону, были поражены ужасом, просили у князя прощения и здесь же дали согласие на крещение в святую православную веру. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Оковецкой”(память 11 июля по старому стилю)  Западной Двины, с давних пор находился дремучий Оковский (Оковецкий) лес, известный лихими разбойниками. Именно здесь, в 1539 году, на берегу реки Пырышни, на стволе высокого дерева, двумя ворами была обнаружена, ставшая в короткий срок известной, благодаря много-численным исцелениям, Оковецкая икона Божией Матери. По указу царя Ивана Грозного икона была доставлена в Москву, а через несколько лет, снова возвращена в Оковцы, где на месте явления чудотворного образа был построен храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии, с приделом святителя Николая Чудотворца. Причем в качестве престолов использованы пни вековых деревьев, на которых висели чудотворная икона и крест. Нынешний храм полуразрушен, но и сегодня размеры руин вызывают представление о том, какое огромное количество паломников приезжало на ежегодные празднества, в честь чудесной иконы и целебного источника открывшегося в двух верстах выше по течению Пырышни. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Прибавление ума” (Подательница Ума)(память 15 августа по старому стилю)  Происхождением своим первая, очень древняя икона Прибавление, или Подательница ума, обязана глубоко религиозному верованию православных в Пресвятую Деву как ходатаицу пред Богом и Сыном своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место. Мысль эту в полноте выражает икона Св. Софии — Премудрости Божией, тогда как икона Прибавление ума, по отношению к самому человеку, указывает на молитву о прибавлении ума для тех, кто не имеет его или наделен им скудно. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу, как источнику мудрости и разума, и мол прибавлении ума их детям. Изображение этой иконы соответствует Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Спорительница хлебов”(память 15 октября по старому стилю) На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу — сжатое поле, а на нем среди трав и цветов — снопы ржи. Старец Амвросий указывал этим празднованием, что пресвятая Богородица — “Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного”. Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: “Радуйся. Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!”От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Толгской”(память 8 августа по старому стилю)      В 1314 году, когда Ярославлем владел Давид Феодорович, эта икона явилась при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор проводил объезд своей епархии. За семь верст от Ярославля он приказал пристать к правому возвышенному берегу реки. Проснувшись в полночь, он был поражен ярким светом. На противоположном берегу, где в Волгу впадает река Толга, он увидел огненный столп и идущий к нему через всю реку мост. Помолившись Богу, он пошел по этому мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем... Икона стояла высоко над землей, что ее нельзя было достать руками. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Трех Радостей”(память 26 декабря по старому стилю)     Чудотворная икона Трех Радостей находилась в Москве на Покровке в церкви Св. Троицы на Грязях. На этой иконе вместе с Младенцем Иисусом изображен и младенец Иоанн Креститель.  Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Умиление” Серафимо-Дивеевская (память 28 июля по старому стилю)    Икона Божией Матери “Умиление”, Серафимо-Дивеевская, находилась до революции в храме во имя Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца; икона была написана на полотне, натянутом на кипарисную доску. Перед этой иконой молился и скончался преподобный Серафим, Саровский чудотворец. С великим благоговением и почтением относились к иконе и сестры Дивеевской обители после смерти старца Серафима. Сведения о явлении иконы, месте и времени ее написания не уточнены.