Конспект — Экскурсия в историко-экологический музей Лесной мир

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Экскурсия в историко-экологический музей «Лесной мир»




Составила: воспитатель Васильева Л.Х







- Ребята, а давно ли вы были в лесу? Я вас приглашаю в музей леса, который называется «Лесной мир», а поможет мне в этом кленовый листик.
В группу влетел листик и  приглашает детей, отправится в мини-музей, где всех ребят ждет  удивительное приключение.
1. Чтение загадки (листик загадывает загадку).
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево.)
- Друзья, знаете ли вы, что деревья верные друзья и помощники человека. Без них была бы не возможна жизнь на Земле. Лист дерева маленькая лаборатория, где из чистой воды и солнечного света готовится чудесное кушанье - чистый воздух. Деревья и другие растения производят кислород газ, необходимый для дыхания человеку и животным. Леса краса и гордость нашей планеты. Они очищают воздух. Зеленой стеной встают леса на пути шума и пыли. Представьте себе, что с открытого места (например, с поля) сильный ветер, несущий с собой множество пылинок и песчинок, прелетел в густой лес. Здесь, среди деревьев, скорость ветра уменьшается, и пылинки, которые он нес с собой, оседают на листьях. Потом пылинки с листьев смывает дождь.
- Сегодня я бы хотела поговорить с вами о строении дерева, а также мы узнаем о новых видах деревьев.
2. Беседа о деревьях
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою.
-Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
-Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
-Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
-Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
3.Рассказ воспитателя о каждом дереве.
БЕРЕЗА ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ТОПОЛЬ ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы маленькие.
Листик просит ребят найти его семью. Дети должны по внешним признакам назвать какому дереву принадлежит листочек.
4. Подбор слов-действий
Деревья качаются, стоят, шумят, растут. Листья осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
5. Подбор слов-значений
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
Лист клена. Лист какой? Кленовый.
Лист березы ...
Лист липы ...
Лист тополя ...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

6. Демонстрация иллюстрации строения дерева.

- Давайте рассмотрим: как устроено дерево? У любого дерева есть несколько частей. Во-первых, это корни. Корень очень важная часть дерева: он закрепляет растение в земле, поглощает из неё воду и питательные вещества и "кормит" ими остальные части дерева. Корни некоторых деревьев уходят в почву на глубину несколько десятков метров. Во-вторых, это ствол. Он нест на себе его крону (ветви с листвой) - это третья часть дерева. По форме кроны можно уже издалека отличить одно дерево от другого. Ствол обычно покрыт корой - это четвертое. Кора защищает "тело" дерева. Каждый год на дереве вызревает множество плодов - это пятое, внутри которых спрятаны семена. Семена - это шестое и считают их детьми растений. Если семя упадет на благодатную почву, то из него вырастет новое деревце. Вообще же деревья живут очень долго. На земле растут "долгожители", которым исполнилась уже не одна тысяча лет.

7. Демонстрация поделок из дерева.

- А теперь, дети, я бы хотела вам показать, какое значение имеет дерево в жизни человека. Посмотрите, какие поделки можно сделать из дерева.
Из коры липы плели лапти, из бересты делали бытовые изделия и украшения. Из древесины человек делает дома, мебель, бумагу, музыкальные инструменты и многое другое.  

8. Демонстрация насекомых-вредителей древесины.

- Ребята, у наших зеленых друзей есть враги. Как вы думаете, кто это? Это насекомые-вредители (показываем экспонаты). Одни из них объедают листья, другие развиваются под корой, третьи повреждают корни, четвертые грызут стволы, ветки.  Вот например, майский хрущ слишком прожорлив, причем лакомится он в основном лиственными деревьями. И пока личинки подгрызают корешки сосновых культур, ненасытные жуки портят листву берез и дубов. Среди экспонатов есть ствол дерева, сплошь покрытый причудливым узором. Это работа короедов, опасных и коварных вредителей, которые наносят лесу колоссальный ущерб.

-Ну, а теперь листочку пора прощаться с нами. И в конце он хочет нам сообщить, что лес это большой дом, где живут птицы и звери. Приходя в лес, вы как бы приходите к ним в гости. Лес щедрый хозяин, он дарит своим гостям подарки: ягоды, грибы и свежий воздух. Но и вести себя в лесу надо так, чтобы не побеспокоить его обитателей, занятых своими делами. Нельзя понапрасну ломать ветви деревьев, ранить их стволы. Ведь деревья живые, просто они не умеют двигаться и говорить. Нельзя громко кричать: ваш голос может спугнуть птицу, высиживающую птенцов, она улетит, яйца остынут и птенцы погибнут. Обязательно нужно гасить за собой костер, если ты его разжигал. Помните, что вы люди самые совершенные создания природы, а это значит, что ты в ответе за птиц и зверей, травы, цветы и деревья.

- Ребята, вам понравилось увлекательное путешествие в «Лесной Мир»? (ответы детей). Тогда, придя в группу мы нарисуем понравившиеся вам деревья.












13PAGE 15


13PAGE 14515




15