Методическая разработка урока по химии на тему: Вода известная и неизвестная (8 класс)


Методическая разработка урока по химии
Тема урока:  «Вода, известная и неизвестная»
Цель урока: восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о строении, свойствах, применении воды и ее роли на Земле; развитие экологического сознания: понимание необходимости бережного отношения к воде, формирование умений рационального использования воды; совершенствование информационных, коммуникативных компетенций.
 
Тип урока:  урок изучения нового материала с элементами личностно-ориентированного обучения.
 
Дидактическое и методическое оснащение урока:
Учебник «Химия», 8 класс, О.С. Габриелян
Презентация.
Дидактические карточки.
 
Оборудование:
Стаканы с водой, фарфоровая чашка, реактивы (Na, P2O5 , CaO), индикатор.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
 
Структура урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Планируемые УУД Оборудование
1. Организационный момент
Актуализация знаний Приветствие учащихся, организация класса, эмоциональный настрой.
Определение темы урока, мотивация обучающихся на целеполагание. Приветствие учителя.
Запись темы урока в тетрадь, беседа с учителем, устные ответы на вопросы Личностные: умения развивать мотивы и интересы к познавательной деятельности
Коммуникативные: умения излагать мысли
Регулятивные: умения осуществлять целеполагание  
Презентация, слайды № 1, № 2
2.
Изучение нового материала Сообщение учителя об открытии состава воды, о ее строении и уникальных физических свойствах.
Демонстрация и комментарии (по необходимости) слайдов Просмотр материалов слайдов, осмысление информации, ответы на вопросы учителя, запись опорных знаний в тетрадь Общеучебные: извлечение информации, структурирование знаний
Логические: установление логической цепочки рассужденийКоммуникативные:
умения излагать мысли Презентация, слайды № 3, 4, 5, 6
Демонстрация опытов: химические свойства воды.
Демонстрация слайда.
Проверка выполненных заданий у доски Просмотр материалов слайдов.
Письменное выполнение заданий на карточках: составление уравнений реакций, демонстрирующих химические свойства воды (работа в парах).
Самоконтроль. Общеучебные: осмысление и извлечение необходимой информации, структурирование знаний
Логические: построение логической цепочки рассужденийРегулятивные: прогнозирование результатов своей деятельности, самоконтрольЛичностные: формирование внутренней позицииКоммуникативные: сотрудничество со сверстниками Презентация, слайд № 7.
Химическое оборудование для демонстрации химических свойств воды
Сообщение учителя о применении воды, круговороте воды в природе и ее безвозвратном использовании
Демонстрация слайда Просмотр материалов слайдов, осмысление информации, ответы на вопросы учителя, обмен информацией Общеучебные: осмысление и извлечение необходимой информации
Личностные: формирование внутренней позицииКоммуникативные:
умения излагать мысли Презентация, слайды № 8
3. Закрепление изученногоОрганизация самостоятельной тестовой работы по содержанию материала урока Самостоятельное выполнение заданий теста, последующий самоконтроль Общеучебные: смысловое чтение, Логические: анализ информации, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: самоконтроль Презентация, слайд № 9
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка урока, подведение итогов.
Выставление оценок за урок
Задание на дом Рефлексия, оценка своих достижений на уроке, выявление трудностей.
Выставление оценок в дневники
Запись домашнего задания в дневник Регулятивные: умения соотносить и оценивать свои действия  
 
Конспект урока
1 этап. Оргмомент. Актуализация знаний.
Учитель: Какое вещество еще в древние времена считали «Одним из начал всего существующего на Земле»?
Учащиеся: делают вывод о том, что объектом изучения на уроке будет вода. Запись темы в тетрадях. (слайд № 1).
Учитель: сообщение целей урока (слайд №2).
В мире не существует ни одного образованного человека, которому не была бы известна ее химическая формула – H2O. Вода – редчайшее по своим свойствам, удивительное и загадочное вещество.
Учащиеся рассказывают о:
составе и строении молекулы воды;
агрегатных состояниях воды в природе;
физических свойствах воды.
Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы (устно)
2 этап. Изучение нового материала.
Состав, строение и физические свойства воды.
Учитель: Итак, вода – единственное соединение, которое встречается в природе в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Слайд № 3). Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Эту модель создал английский ученый Джон Бернал. (Слайд № 4).  
Как был открыт состав воды? Какими еще уникальными свойствами обладает вода и как они объяснимы с точки зрения строения молекулы? Ответы на эти вопросы вы найдете, просмотрев следующую информацию (слайд № 5).
Учащиеся (по материалам слайда):
Делают запись в тетрадь об истории открытия состава молекулы воды;
Записывают в тетрадь «Физические свойства воды».
Учитель: На поверхности нашей планеты вода кипит при температуре 100 градусов. Для вещества с такой молекулярной массой, как вода, это сравнительно высокая температура кипения.
Вода обладает высокой теплоемкостью. Ни одно вещество не требует такой большой затраты теплоты для повышения его температуры на 1 градус. Это свойство и обусловливает ее роль в природе. Благодаря большой теплоемкости Мирового океана сглаживается резкость температурных переходов от зимы к лету, и наоборот, что позволяет живым организмам постепенно приспосабливаться к новым сезонным условиям. Теплоемкость воды достигает минимальных значений при температуре около 37 градусов. Это нормальная температура тела человека, наиболее благоприятная для биохимических реакций в организме.
В живой природе большое значение имеет тот факт, что вода обладает большой удельной теплотой парообразования. При охлаждении вода сжимается, как и подавляющее большинство веществ, но лишь до +4 градусов. При дальнейшем охлаждении, вплоть до точки замерзания (0 градусов), вода вновь расширяется. Замерзание воды сопровождается новым скачкообразным расширением: плотность воды при замерзании уменьшается на 1/9 часть, поэтому лед всегда находится на поверхности. Вода имеет большое удельное поверхностное натяжение. Вода может легко растворять в себе многие вещества: твердые вещества, жидкости и газы. Именно растворенный в воде кислород обеспечивает жизнь водных организмов (просмотр слайда № 6).
Учащиеся отвечают на вопросы (устно):
Какое значение для теплорегуляции живых организмов имеет тот факт, что вода обладает большой удельной теплотой парообразования? (Благодаря испарению воды с поверхности организмов регулируется их температура. Даже в жару листья растений кажутся прохладными – с них все время испаряется вода).Что было бы, если бы лед имел большую плотность, чем жидкая вода?    (Если бы лед был тяжелее воды, то исчезли бы айсберги – гроза северных морей, зато появились бы опасные ледяные мели. В водоемах лед, образуясь, опускался бы на дно, и они промерзали бы насквозь уже в первые зимние морозы, убивая все живое).Какое значение для живых организмов имеет большое удельное поверхностное натяжение воды? (Благодаря этому вода легко поднимается по капиллярным каналам на поверхность земли, движется в тканях растений и клетках живых организмов).
Учащиеся (по материалам слайда):
Дополняют запись в тетради «Физические свойства воды».
Химические свойства воды.
Учитель:
Демонстрация опытов взаимодействия воды с Na, CaO, P2O5; испытание реакции полученного раствора с помощью индикаторов.
Обобщение: химические свойства воды (слайд № 7).
Учащиеся:
Письменное выполнение заданий на карточках: составление уравнений реакций, демонстрирующих химические свойства воды (работа в парах).
Проверка заданий у доски, самоконтроль.
Применение воды
Учитель: роль воды в природе и жизни человека неоценима. Без воды невозможно существование жизни на Земле, ни одна отрасль народного хозяйства не обходится без воды.
Учащиеся:
говорят о биологическом значении воды;
называют области применения воды.
Учитель: К наиболее водоемким относятся химическая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, черная и цветная металлургия.
    Вода используется для охлаждения компрессоров, химической аппаратуры, при дроблении пород и руд, при добыче золота, для очистки металлических отливок от формовочной смеси. Без воды невозможно представить себе выделку кожи, крашение тканей, мыловарение. Реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов. Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.
    В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд населения, бытового обслуживания, для поливки улиц и в противопожарных целях. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 л воды. В среднем на одного жителя России в год приходится пресной воды около 30 тыс. литров. Большое количество пресной воды потребляется сельскохозяйственным производством, особенно для орошения. Использование воды может быть возобновляемым процессом и безвозвратным (просмотр слайда № 8).
Таким образом, вода нуждается в строгой и тщательной охране. Прежде всего, следует экономно расходовать воду. Поскольку пока не существует универсальных бессточных систем, пригодных для различных отраслей народного хозяйства, необходимо применять частичную очистку производственных вод и включать такую воду в замкнутые водооборотные системы.
Бережное отношение к воде в бытовых условиях должно сопровождаться ее экономным расходованием. Достаточно вспомнить, какое огромное количество чистой воды тратится впустую, когда мы умываемся. Помните, что из неисправного крана в сутки вытекает 300 л воды. Берегите воду!
3 этап. Закрепление изученного.
Учащиеся: выполняют тестовые задания (слайд № 9).
4 этап. Итог урока. Рефлексия.
Учитель предлагает оценить урок, свою деятельность на уроке:
Считаете ли вы этот урок полезным для себя?
Что было вам наиболее интересным?
Какую новую информацию вы получили на уроке?
Какие вопросы остались непонятыми или вызвали затруднения?