«История и реальность в творчестве Оноре Домье» Материал для уроков МХК.


Оноре Домье(1808—1879) Шарль Бодлер, французский поэт, отмечал, что гнев, с которым Домье вскрывает зло, «доказал доброту его сердца». Домье «Автопортрет» В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Литография давала много четких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Оноре Домье. «Законодательное чрево». Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.   Постоянным героем художника был Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную неповоротливую грушу. Домье Оноре. «Прошлое, настоящее, будущее» . 1834 О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. — Эх, жаль будет, если эта мода когда-нибудь уйдет... Эти дамочки делают за меня половину моей работы! Оноре Домье. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г.Литография из серии "Салон 1857 года" «В театре» («Мелодрама») (ок. 1860-64) - Оноре Домье Оноре Домье. Прачка. C. 1860-61. Дерево, масло. Paris, France. Музей Орсе, Париж, Франция. Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания. Оноре Домье. «Дон Кихот и Санчо Панса». C. 1865-70. 1865-70. Новая пинакотека, Мюнхен, Германия. Лёгкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, соединяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо восседает на тощей лошадёнке, прямой и самоотверженный, — великий мечтатель, большой ребёнок, искренне верящий в добро и справедливость.   Домье Оноре. «Вагон третьего класса» . Около 1862—64 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье — народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди — я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.   Оноре Домье «Художник перед Нотр-Дам» 1834 г. Оноре Виктор Домье «Художник и модель» 1870 г. Особенно увлекала Домье тема искусства, его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры Оноре Домье «Любитель эстампов». 1857-60 г.г. Музей изящных искусств, Париж Шли годы.. Залито кровью героев пламя первой Коммуны. Домье семьдесят лет. В Париже открылась выставка его литографий, картин, скульптуры. Но на вернисаже не было автора. Многие думали, что он умер. А он в этот весенний день сидел в саду около маленького домика, грелся в лучах апрельского солнца, но не видел его лучей. Он был слеп. В феврале 1879 года Домье умер. Тело его перенесли на кладбище Пер-Лашез. На каменной плите можно прочесть: «Здесь покоится Домье. Человек доброго сердца. Великий художник, великий гражданин»,