Презентация: Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков с нарушениями интеллекта.Методическая разработка


Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»Презентация педагогической деятельности педагога-психолога Е.Ю. Симоновой Симонова Елена Юрьевна педагог-психолог Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей28.07.1970 года рождения, г. Волжск, Марийской АССР.Образование: высшее. 1993 год - Марийский Ордена «Знак Почета» Государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности «Русский язык и литература» (диплом ШВ № 003768, выданный 30.06.1993); 1995 год – Марийский филиал ИПКРО Республики Татарстан по специальности «Психология» (диплом о переподготовке ДВП № 057468, выданный 01.07.1995); Стаж педагогической работы (по специальности) -20 лет (12 лет Русскокукморская средняя общеобразовательная школа медведевского района), в данной должности - 20 лет, стаж работы в ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» - 8 лет;высшая квалификационная категория (Приказ от 03.02.2010 г. №42-л/с ). «… Чудо находится в самих детях, только нужно его заботливо и с любовью взрастить …»Е.А. Пожиленко Любое общество, которое задумывается о своем будущем, придает особое значение воспитанию подрастающих поколений. Именно дети составляют важнейшую заботу государства, его гордость и воплощают чаяния на достойное, благополучное положение в мире.
Основные цели деятельности педагога-психолога:Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также прогноза его развития и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития (несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах и в поведении в целом);Реализация психологической составляющей коррекционно-развивающей работы как ситуации развития ребенка в целом Направления деятельности: психодиагностика;коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;консультативная и профилактическая деятельность;организационно-методическая работа. Приоритетное направление коррекционно-развивающей работы является работа с воспитанниками «группы риска».
style.rotation
style.rotation
ppt_y Социально-психологичекий портрет подростка с нарушениями интеллекта:низкий коэффициент интеллектуального развития (IQ = от 41 до 61);Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками;недостаточный уровень общей осведомленности и ориентировки в окружающем, требует сопровождающая помощь взрослого;деятельность характеризуется стереотипностью, она пассивна, малопродуктивна, требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать; подростки не всегда заинтересованы в результате деятельности;низкий уровень сформированности высших психических функций;бедность словарного запаса;эмоционально-волевые нарушения. Этапы работы с воспитанником «группы риска»ВоспитанникДиагностикаОпределение путей и методов коррекционного воздействия (совместно на заседании ПМПК учреждения) Психологическая помощь Медикоментозная коррекцияСопровождение воспитанника всеми службами учрежденияПовторная диагностика Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков с нарушениями интеллекта.Методическая разработка Методическая разработка представляет практический опыт по первичной психологической профилактике аддиктивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта в условиях Государственного Бюджетного Учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей». Психологическая готовность подростка к употреблению психоактивных веществнегативный опыт, приобретенный подростком дома ;особенности психофизичекого развития;эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации;слабым развитием самоконтроля, самодисциплины,низкой устойчивостью к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумением преодолевать трудности. Новизна в решении проблемы зависимого поведения подростков заключается в переносе акцента с самой проблемы аддикции к проблемам личности. Цикл занятий «Облака» ориентирован на раскрытие ресурсов личности подростка с нарушениями интеллекта, формирование позитивных жизненных ценностей, включая ценность здорового образа жизни, ответственности за свое поведение.  Аддиктивное поведение Одна из форм девиантного поведения личности, в переводе с английского «addiction» - склонность, пагубная привычка. В зарубежной литературе под аддиктивным поведением прежде всего понимается физиологическая и психологическая зависимость человека от некоего непреодолимого влечения. В отечественной литературе данный вид девиантного поведения чаще означает, что болезнь еще не сформировалась, а имеет место нарушения поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости. Аддиктивное поведение – злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.В соответствии с тем, какое вещество принимает человек, выделяют следующие стадии развития аддикции:курение табака (никотиномания);употребление алкоголя;курение марихуаны;употребление собственно наркотических препаратов. Аддиктивное поведение преимущественно подростковая проблема и происходит в контексте масштабных возрастных психологических и физиологических изменений. Подростков с определенной готовностью к употреблению психоактивных веществ характеризует наличие следующих форм поведения:личная психическая (эмоциональная или интеллектуальная) и социальная неразвитость, волевая недостаточность, подчиняемость, готовность следовать за лидером, в том числе и отрицательным;стремление получить любым путем, и подчас как можно быстрее, удовольствие; выраженная тяга к новым впечатлениям и ощущениям;неумение контролировать и гибко регулировать свое поведение, эмоции, импульсивность в поступках, низкая устойчивость к психическим нагрузкам, конфликтам;неадекватная самооценка – завышенная или низкая, способствующая избыточной эмоциональности, тревожности. Предрасположенность к аддиктивному поведению – это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Формируется постепенно, в процессе онтогенеза. Причина возникновения – неблагоприятная социальная ситуация развития ребенка. Курс занятий по первичной профилактике аддиктивного поведения подростков с нарушениями интеллекта «Облака». Курс занятий рассчитан для подростков с нарушениями интеллекта в возрасте от 14 до 18 лет. Размер группы обучения от 5 до 8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-50 минут (можно больше, смотря по ситуации, увеличение продолжительности занятия не вызовет нарушения гигиенических норм, так как в занятиях предусмотрены игры, способствующие уменьшению психологической нагрузки и снижению утомления).  Цель: повысить уровень социально-психологической компетенции подростков с нарушениями интеллекта; снизить вероятность вовлечения их в экспериментирование с психоактивными веществами. Задачи: способствовать формированию у подростков следующих конструктивных навыков взаимодействия: - умения безопасно и эффективно общаться; - умения понимать и выражать свои чувства; - умения противостоять давлению; способствовать выработке у подростков с нарушениями интеллекта защитных личных качеств и навыков: уверенности в себе, честности, открытости, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, умения принимать решения (на сколько это возможно); предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема табака, алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ. Содержание курса:{E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}№Тема занятияЦели занятия1.Знакомство. Правила групповой работы.Создание дружелюбной рабочей атмосферы. Выработка правил работы группы.2.Личность и индивидуальность.Дать понятие личности, подказать уникальность каждого человека.3.Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.Знакомство со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека.4.Чувства и эмоции (часть 1). Познакомить подростков с разнообразием чувств и эмоций, научить распознавать их.5.Чувства и эмоции (часть 2).Обучить способам безопасного выражения чувств.6.Стресс и способы преодоления стресса.Дать понятие стресса. Познакомить с различными способами преодоления стресса. 7.Общение.Обучение основам безопасного общения.8.Групповое давление. Сопротивление групповому давлению.Дать понятие о групповом давлении и его видах. Отработка умения сопротивляться давлению группы.9.Как отказаться от предлагаемых наркотиков.Обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.10.Табак, алкоголь, наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления . Дать понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», общие свойства .11.Последствия употребления табака, алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ .Закрепление полученных знаний на предыдущих занятиях. 12.Что мы можем сделать. Итоги курса.Подведение итогов работы. Структура занятияприветствие ведущего и игра-активатор;игра или беседа;рассказ ведущего, игра, упражнение, определенной направленности (микросценки, мозговой штурм);быстрый круг;релаксационные упражнения;игры-упражнения;итоговый круг «Интересное – полезное». Коллективная деятельность создает возможности для формирования у подростков положительных, социально значимых черт личности. максимальное использование наглядных средств обучения, широким применение компьютерных технологий и мультимедийных возможностей сенсорной комнаты. Результаты работы: снизилось количество воспитанников «группы риска»: {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Учебный годКоличество воспитанников «группы риска»Количество воспитанников, состоящих на учете в ПДН2011/201217-2012/20131722013/201415-20149- наметилась тенденция к сокращению количества воспитанников, употребляющих табачные изделия, сокращение количества воспитанников, проявляющих интерес к табачным изделиям: стабилизируется эмоциональная сфера подростков: снижается уровень тревожности и агрессивности, сокращается количество аффективных проявлений в поведении; Школа явной тревожности (CMAS): динамика психического состояния подростков: Спасибо за внимание