«Роль военных песен в Победе Великой Отечественной войне»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Урганинская СОШ»
Открытый урок по музыке
в 7 классе на тему:
«Роль военных песен в Победе Великой Отечественной войне»
Учитель музыки:
ШахбановШахбан Исаевич
Ургани 2014 год.
Открытый урок по музыке в 7- м классе на тему: «Роль военных песен в Победе Великой Отечественной войне»
ШахбановШахбан Исаевич, учитель музыки
Цель урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.
Задачи:
1. Воспитательная
– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.
2. Образовательная
- знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, И.О. Дунаевского.
3. Развивающая
- развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства географией.
На уроке используется: видеофрагменты из художественных и документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, синтезатор, компьютер с музыкальной компьютерной программой “BAND-AND-BOХ”, мультимедийный проектор, баян.
Ход урока
I. Вход в класс под звуки песни А.Новикова “Дороги”.
II. Организационный момент.
III. Беседа о музыкальном образе на примере песни А.Новикова “Дороги”. Исполнение 1 куплета.
IV. Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам.
Цель: определение трех этапов времени создания песен о войне (до военной эпохи, военного времени, после войны).
Беседа об истории создания песен композиторами и
Инсценировка песен. Исполнение уч-ся этих песен. Выбор эпиграфов из литературного текста к каждой песне. Показ видеофрагментов из кинофильмов: “Два бойца” (исполнение песни “Темная ночь”), “В бой идут одни старики” (исполнение песни “Смуглянка”).
V. Исполнение песни по желанию уч-ся.
VI. Итог урока.
VII. Выход из класса под звуки “Гимна России”.
Сценарий урока
I. Вход в класс.
ПрезентацияII. Организационный момент: вход учащихся под музыку А.Новикова “Дороги” На экране слайд №1
III. Беседа о прозвучавшей музыке.
Учитель – Ребята, какое музыкальное произведение сейчас прозвучало?
Учащиеся - Прозвучала песня А.Новикова “Дороги”.
Учитель - Какой музыкальный образ создал композитор в этой песне?
Учащиеся - Лирический, эпический, лиро-эпический.
Учитель - Какие еще музыкальные образы Вы знаете?
Учащиеся - Драматический.
Учитель - Как Вы думаете, в какое время была создана эта песня? До войны, во время войны, после войны?
Учащиеся- После войны. Эта песня-воспоминание.
Учитель - Давайте с Вами распоемся на мелодии этой замечательной песни.
1. Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.
2. Исполнение мелодии песни с закрытым ртом, либо как вокализ.
3. Исполнение песни А. Новикова “Дороги” - 1 и 4 куплеты.
IV. Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам.. Класс разделить на три группы.
Задание №1. Выбрать из списка песен:
песни, написанные до войны;
песни, написанные во время войны;
песни, написанные после войны.

Список песен:
А. Новиков “Дороги”
А. Александров “Священная война”
К. Листов “В землянке”
Э.Колмановский “Алеша”
В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
Д.Тухманов “День Победы”
И. Дунаевский “Моя Москва”
Я. Френкель “Журавли”
Н. Богословский “Темная ночь”
М. Блантер “Катюша”
А. Эшпай “Москвичи”
А. Новиков “Смуглянка”
V. Задание № 2. Инсценировать любую песню и подобрать к ней эпиграф из заранее заготовленного литературного текста.
Учитель - Какая из песен была написана первой во время войны?
Учащиеся - “Священная война”
Учитель - Почему Вы так решили?
Учащиеся- Песня начинается словами “Вставай страна огромная”
Учитель - Кто из Вас нашел материал об истории создания этой песни?
Учащиеся - Творческий ответ уч-ся.
Учитель - Показ слайда №2 с портретом композитора А.В. Александрова и плаката “Родина Мать-зовет !”
Вывод:
Учитель - Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?
Учащиеся - Творческий ответ уч-ся.
Учитель - Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении?
Учащиеся- Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

Послушайте еще одну песню. Исполнение учителем песни под аккомпанемент баяна. Н.Богословского “Темная ночь” Показ слайда с портретом композитора
Учитель - Когда эта песня была написана? До войны, во время войны, после войны?
Учащиеся - Во время войны. Она сближала расстояние между домом и фронтом.
Учитель - Какой образ создал композитор в этой песне?
Учащиеся- Лирический.
Учитель - Написал эту песню композитор Никита Богословский, а исполнил в фильме “Два бойца” певец Марк Бернес. Показ слайда с портретом композитора Н.Богословского. Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма. Показ видеофрагмента из фильма “Два бойца”.
Учитель - Как Вы думаете, а нужны ли были такие, лирические песни на фронте, разве они могли поднять боевой дух солдат?
Учащиеся - Они должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу.
Учитель - А какую песню Вы знаете близкую песне “Темная ночь” Никиты Богословского?
Учащиеся- Песня “В землянке”.

Выполнение задания №2. (первая группа уч-ся)
Учитель - Кто знает , как родилась эта песня? Кто нашел материал об истории создания этой песни?
Учащиеся - творческий ответ. Исполнение и инсценировка выбранной песни, написанной в годы войны. К. Листов “В землянке”.
Показ слайда с портретом композитора К.Я. Листова.
Исполнение учащимся мелодии песни “В землянке” на баяне.
Вывод: Лирические песни придавали силы бойцам.
Учитель - Некоторым их высших чинов не нравились такие песни, в которых рассказывалось о смерти, и они требовали заменить слова. Как Вы думаете, нужны ли были в ту пору нашим солдатам такие песни? Почему?
Учащиеся - творческий ответ детей.
Учитель - А какие песни были написаны до войны? Есть ли в нашем репертуаре выученных песен такие песни?
Учащиеся - творческий ответ уч-ся. Эпиграф к песне, написанной до войны и ее инсценировка.
Выполнение задания №2 (группа №2)
Показ фрагмента из фильма “В бой идут одни старики”
Учитель - Как Вы думаете, когда была написана песня “Смуглянка”?-
Учащиеся- До войны.
Учитель - Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?
Учащиеся- Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.
Учитель - Есть ли в списке песен, песни, написанные до войны?
Учащиеся- Песня “Катюша”.

Выполнение творческого задания (вторая группа уч-ся) Эпиграф к выбранной песне и ее исполнение с инсценировкой. Песня “Катюша” М. Блантера. Учитель аккомпанирует на баяне.
Вывод: песни, написанные до войны в 1939 - 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов. Ведь солдат такой же, человек как и мы с Вами, и ему ничто человеческое не чуждо.
Учитель - А теперь поговорим о песнях написанных после Великой Отечественной войны. Какие песни были написаны после войны? (работа с раздаточным материалом)
Учащиеся - творческий ответ. Задание №2 (группа №3) Выбор эпиграфа к песне , написанной после войны и ее инсценировка. Исполнение песни
Я. Френкеля “Журавли” (1 куплет).
Вывод:
Учитель - Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?
Учащиеся - Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.
VI. Учитель- Песни это история нашей страны. И каждый человек, гражданин обязан ее знать. Кто из Вас нашел историю создания песни, которая стала популярной в наше время и связывает две эпохи? (если не догадаются наиграть мелодию песни И. Дунаевского “Моя Москва”) Кто нашел материал о создании этой песни? Показ слайда с портретом И.О. Дунаевского.
Учащиеся - творческий ответ. Исполнение песни “Моя Москва”
Учитель - Давайте подведем итог урока;
VII. Итог урока:
Учитель - Какие песни прозвучали на нашем уроке?
Учащиеся- песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.
Учитель - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?
Учащиеся - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.
Учитель- Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?
Учащиеся - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!
Учитель - Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, написанным после войны в 1968 году.
А песня ходит на войну,А песня рушит доты,Я тоже песню знал одну,Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,Когда трясет планету,Она приходит - и ужеНи зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет,Ее сечет граната,А песня- влет. И все поет,И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет.Она как свет, живуча.Над нею рыщет самолет,Летит снарядов туча.
В нее стреляют сто полков…Висит разрывов проседь…Но в мире нет таких стрелков,Чтоб мир обезголосить.
Сергей Островой.
VIII. Выход из класса под звуки “Гимна России”.