Урок русского языка в 11 классе Сочинение в жанре эссе

Астапкова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы Фёдоровской средней школы, Узункольского района, Костанайской области.

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Сочинение в жанре эссе
Цель урока: Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе; способствовать формированию знаний и умений учащихся писать сочинение в жанре эссе. Знать, чем эссе отличается от обычного сочинения. Научиться анализировать сочинение – эссе. Уметь писать эссе на свободную тему. Развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитывать культуру речи.
Оборудование урока: Схема, словарь (толковый).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. Цель обучаемые формулируют сами.
3. Усвоение новой темы.
А) Вступительное слово учителя.
Мы уже не раз говорили о том, что сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Сегодня мы должны подробно остановиться на анализе сочинений в жанре эссе.
Эссе – это разновидность очерка, в центре внимания которого не жизненное явление, что и отличает его от традиционного очерка, а анализ литературно-критической, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Жанр эссе предполагает индивидуальность осмысления проблемы, неаргументированность отдельных выводов, свободную композиционную организованность сочинения, афористичность и образность речи. Сочинение в жанре эссе требует от пишущего эрудированности, склонности к рассуждению, оригинальности мышления, лёгкости изложения.
Б) Самостоятельная работа с учебником на стр. 202 - 203
В) Виды эссе. Анализ схемы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.
Для эссеистического стиля характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения. Жанр эссе помогает нам раскрыть глубокие неоднозначные темы, такие как: отношения человека и общества, человека и природы, народа и власти, помогает высказать собственные представления о нравственных основах счастья, отношении к добру и злу.
3. Работа с текстом.
- Прочитайте фрагмент из «Книги отражений» И. Анненского. Определите жанровую принадлежность. ( Нет анализа, выражено отношение автора к книге).
- Какой тип текста? (рассуждение).
- Композиция? (свободная, выводов нет).
- Прозаические произведения. О чём? (ближе к этюду или очерку).
4. Работа со словарём.
- Что такое эссе? (жанр, композиция, объём)
ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции в форме рассуждения на частную тему. (запись в тетрадь)
(Субъективная точка зрения, индивидуальность впечатления)
- Докажите, что текст субъективен? (На первом месте чувства, ассоциации самого автора).
- Что такое ассоциации? (одно представление вызывает другое). (запись)
- Докажите, что текст ассоциативен?
- Мысли автора выражены оригинально? (синоним к слову оригинально – необычно, по-но
·вому, субъективно).
5. Слово учителя: А теперь нам надо определиться с темой эссе. Я предлагаю вам написать эссе на тему: «Цветы любимому писателю». В этом году вы оканчиваете школу и за всю вашу школьную жизнь вами прочитано столько стихов, поэм, рассказов, повестей и романов! Наверняка, у каждого из вас есть свой любимый писатель, который сыграл определённую роль в вашей жизни, дал ответы на волнующие вас вопросы. Так вот попробуйте написать сочинение в жанре эссе о своём любимом писателе. Порассуждайте и поразмышляйте над вопросами: почему вам нравится этот писатель, чему он учит читателей с вашей точки зрения, какие бы цветы вы ему подарили.
- Каков объем произведения в жанре эссе? - Какой должна быть тема эссе? - Что требуется от автора для создания эссе? - Какие требования предъявляются к композиции эссе? - Какие стилевые особенности должны быть в эссе?
6. Анализ сочинения-эссе (образец).
Сергею Есенину.
По- моему, нет человека, который бы был равнодушен к поэзии С.Есенина. Читая стихи поэта, я вспоминаю душистый запах сена, тихие заводи с белыми лилиями и жёлтыми кувшинками Но особенно дорога была Есенину белая берёза. Этот образ неотделим от русского пейзажа, русской песни. В ранних стихах поэта берёзы – лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде, в «лунных перьях серебра». В стихотворении «С добрым утром» Есенин создал новый образ берёзки-девушки, юной, прекрасной, целомудренной:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
В поэзии Есенина мы видим берёзку во все времена года: зимой в пушистом серебряном убранстве; весной и летом «в зелёной причёске»; осенью в золоте опадающих листьев. Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты и непорочности останется в нашей памяти берёзка в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде», посвящённом сестре Шуре. Образы сестры и берёзы сливаются в нём:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
С этими строками перекликаются строчки из стих. «Берёза»:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к Родине.
Вот почему я подарил бы С.Есенину веточку русской берёзки, перевитую луговыми цветами, которые так любил поэт.
По-моему, в этом небольшом сочинении есть всё: и краткий обзор любимых стихотворений, и признательность поэту за его великолепную поэзию, и обоснован выбор цветов от признательных потомков – читателей. Постарайтесь так же лаконично и убедительно передать свои чувства и цветы вашим любимым поэтам и писателям, видя в цветах какой-либо символ их творчества.
7. Самостоятельное написание сочинения в жанре эссе.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание: повторить тему «Стили речи»










Виды эссе

Литературно-критические

публицистические

философские

беллетристические

Историко-библиографические