Презентация Проявление криминальной агрессии в процессе асоциализации личности подростка


1Тема: « Проявление криминальной агрессии в процессе асоциализации личности подростка» Повышенная агрессивность - одна из наиболее острых проблем не только для психологов, но и для общества в целом.ухудшение социальных условий жизниНеблагоприятные факторы:кризис семейного воспитанияневнимание школы к нервно-психическому состоянию подростковувеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка Многообразию проявления агрессивного поведения посвящено много работ. Наиболее полное описание можно найти в работах К. Бютнер, Д. Ричардсона, Р. Берона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Румянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В.Холличера и др. (Бандура, Берковиц, Бютнер К., Фрейд З., Платонова Н.М., Паренс Г., Лисина М.И., Стаценко Ю.М., Лебединская К.С) Агрессивное поведение - этосильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него;внутренняя сила (не объясняя ее происхождения), дающая человеку возможность противостоять внешним силам (Ф. Аллан);акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу». Агрессия — любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому.Агрессивное поведение — такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствияАгрессивность — свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению. Основные теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведенияТеории влечений (инстинктов) Фрустрационные теории. Гомеостатическая модельТеории социального научения. Бихевиоральная модель Формы агрессивных реакций (Кернберг О.Ф. )Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Склонность к раздражению Негативизм Формы враждебных реакций (Кернберг О.Ф.)ОбидаПодозрительность Формы агрессивного поведения (Платонова Н.М.):Несоциализированные Социализированные Цели агрессивного поведения• причинение боли жертве, ее страдания;• месть, за перенесенное страдание;• причинение ущерба;• доминирование, власть над другим человеком;• получение материальных благ;• аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;• самоутверждение;• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;• отстаивание автономии и свободы;• завоевание авторитета в группе сверстников;• удаление препятствий на пути к удовлетворению по­требностей;• привлечение внимания. Бреслав Г.Э. предлагает следующую классификацию видов агрессии: 1)разделение по направленности на объект: гетероагрессия и аутоагрессия; 2)разделение по причине появления: реактивная агрессия и спонтанная агрессия; 3)распределение по целенаправленности: инструментальная и целевая (мотивационная);4)распределение по открытости проявлений: прямая и косвенная; 5)распределение по форме проявления: вербальная, экспрессивная, физическая. Агрессия может быть направлена:• на окружающих людей вне семьи;• только на близких людей;• на животных;• на себя;• на внешние физические объекты;• на символические и фантазийные объекты. Признаки агрессии ( Бэрон Р., Ричардсон Д. )1.Агрессия всегда адресована другому субъекту. 2.Агрессивное поведение всегда проявляется в ситуации, которая не может удовлетворить субъекта, препятствует реализации его потребностей. 3.При агрессии субъект настаивает на изменение ситуации и реализации своих мотивов. Дифференцирование агрессивного поведения конкретной личности: 1. По степени личностной вовлеченности:— ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);— агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);— устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности:— пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);— активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). 3. По эффективности:— конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);— деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям). По выраженности психопатологической составляющей:— нормальное агрессивное поведение;— агрессивное поведение в рамках патологических реакций;— агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств— агрессивное поведение в рамках личностных расстройств;— агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др. Уровни в структуре агрессивного поведения (Платонова Н.М.) В теориях возникновения агрессии у подростков Реан А.А. выделяет две основные тенденции биологический механизмдинамическая теория агрессивного поведения Диагностические критерии агрессивности для подростков (Смирнова Т.П. Отклоняющимся (девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.Социальные отклонения агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбления словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться как на уровне докриминогенном, так и посткриминогенном До 42% подростков страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.(детский психотерапевт А.И. Захарова) По данным, приведенным Ф.Г. Уголовым, наблюдения за 1500 женщинами-роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и 74% матерей, злоупотребляющих спиртным. Среди лиц, совершивших тяжкие преступления против личности, около 68% составляют преступники с различными аномалиями психики1 место: лица, страдающие алкоголизмом (около 30%), 2 место: психопаты (20%) 3 место: лица с остаточными явлениями черепно-мозговых травм (10%) и олигофрены (5,3%). Биологические факторы, органические предпосылки изначально безличностны. Они играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от социальных факторов, воспитания, среды, определяющих, в конечном счете, социальную ситуацию развития человека. Причины агрессивного поведения подростков:26социальныевнешниеиндивидуальныебиологические Основными причинами проявлений подростковой агрессивности являются (Бреслав Г.Э.):- стремление привлечь к себе внимание сверстников;- стремление получить желанный результат;- стремление быть главным;защита и месть;- желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Основными причинами проявлений подростковой агрессивности являются (Бреслав Г.Э.) стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Гарднер Р. выделяет такие формы проявления агрессии у подростков: 1. Мотивационная или смысловая агрессия. 2. Агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. 3. Агрессия как результат неадекватного оценки ситуации подростком. 4. Аффективная агрессия. Существует две формы проявления агрессии ( Г. Паренс ): недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Типы импульсивного преступного поведения (А.Ф. Зеленский):1) преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения;2) преступления в состоянии аффекта;3) преступления лиц, находящихся в болезненном состоянии илисостоянии усталости;4) скоротечные преступления. Категории неосознаваемых мотивов преступного поведения (В.Н. Кудрявцев):1.Мотивы свойственные типу личности2.Мотивы компенсаторного или гиперкомпенсаторного характера3.Мотивы, связанные с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму импринтинга травматического опыта.4.Мотивы, связанные различными патологическими особенностями личности. При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: 1. Случайным, противоречит общей направленности личности 2. Возможным, с учетом общей неустойчивости личностной направленности3. Результатом общей отрицательной ориентации личности4. Результатом преступной установки личности Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:□ проявлять открыто, получая подзатыльники и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством□ прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:1.Эндокринный взрыв2. Органические поражения головного мозга 3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.А.Эмоциональное отвержение Б.Ужесточение контроля Ухудшение социально- экономических условий в стране привело к росту преступности, особенно, среди несовершеннолетних подростков. Причем данные правонарушения отличаются особой жестокостью, повышенной агрессивностью и являются в большинстве случаев безмотивными. Исследование агрессивного поведения подростков, предотвращение его наиболее жёстких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направления развития взаимоотношения следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества. Спасибо за внимание36