Утренник Здравствуй, Наурыз(1-4 классы)


Тема: «Кош келдiн! Здравствуй, Наурыз!».
Цель: развитие инереса к национальным праздникам, обычаям и традициям казахского народа.
Задачи: расширить знания учащихся о традициях и обычаях празднования Наурыза; на основе этого воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование: домбра, воздушные шарики, конфеты, на классной доске слова: «Кош келдiн! Здравствуй, Наурыз!», канат.
Ход праздника:
1-ый ученик:
Бyта бiткен бурленiп, дала эсем турленiп,
Масайрады бар элем, кутты жана жыл келiп.
Басы барлык ырыстын, басы барлык улы iстiн.
Кутты болсын, Наурыз – улы кунi Улыстын!
2-ой ученик:
С приходом ранней весны приятней тепло луча.
Мне снятся яркие сны, и слышится звон ручья.
Когда снега растают, и гимном славы – пеньем
Все птицы поздравляют природу с обновленьем.
3-ий ученик:
В подснежник жизнь вдыхает весна. Он чист и ярок.
Стоит, благоухает земли живой подарок.
Деревья листья расправляют. Они проснулись ото сна.
И пусть снежинки пролетают, но к нам уже пришла весна!
4-ый ученик:
«Весна! Весна!» - встречает нас ребячий гомон дружный.
То долгожданный пробил час: повеял ветер южный.
Весь мир готов нежнее стать от жарких дуновений,
И до зари тебя ласкать рад ветерок весенний.
5-ый ученик:
Звенят потоки вешних вод, снег тает под ногами,
И птица весело поет пригожими деньками.
И все проворней ручейки журчат на всю округу,
И бог весть, что озорники спешат шепнуть друг другу.
6-ой ученик:
Нам в Новый год дано сполна раздольем наслаждаться,
Затем и радостна весна для малыша и старца.
Моя весна, моя любовь, души моей награда,
Ну вот и ты явилась вновь! о, как же сердце радо!
Игра на домбре.
Ведущий:
22 марта люди многих стран отмечают Наурыз – начало года по восточному календарю. Этот праздник зародился в Иране. В этот день люди одевают свои лучшие наряды, ходят друг к другу в гости и выражают свои лучшие пожелания. В каждом доме накрывают дастархан и готовят наурыз коже из 7 компонентов.
Пробуждается природа, этот день казахи называют великим днем улыса. Он самый любимый и длинный в году – продолжается целый месяц.
Все народы к встрече нового года готовились одинаково: убирали и украшали свои жилища, шили или покупали новую яркую одежду, готовили праздничную еду. Отмечали Наурыз весело, с песнями, плясками, играми, состязаниями, дарили друг другу подарки. Как бы ни праздновали его в разных углах земли, непременным атрибутом всех является благопожелание.
Существовало и существует поверье о том, что если Наурыз войдет в чистый, ухоженный дом, то все болезни, беды и напасти будут обходить этот очаг стороной. Поэтому накануне в жилье наводят порядок: белят потолки и стены, моют полы и окна, вытряхивают ковры и дорожки…
Исходя же из другого поверья, в ночь с 21 на 22 марта, в момент наступления Нового года, всю имеющуюся в доме посуду наполняют до краев пшеницей, просом, ячменем, кукурузой, овсом, а также молоком, молозивом, простоквашей, родниковой водой. Поступая так, люди надеются, если год начнется с изобилия, то изобилием и завершится.
Наурыз наступает в три часа ночи. Где-то в это время над восточной частью земного шара встает солнце, начинается новый день. Данное соответствие во времени имело особое значение, к сожалению, ныне утраченное.
В эту ночь аульные девушки угощали приглянувшихся им парней приготовленным своими руками специальным лакомством из сохраненных специально для этого случая куском мяса забитого на зиму животного с добавлением молодого молозива. Кушанье это в шутку называлось «уйкы ашар», что значит «заставляющее бодрствовать».
В ответ жигиты преподносили девушкам зеркальца, духи и гребешки, именуя это «селееткизер» - «заставляющее вздрогнуть, оглянуться». Зеркальце в данном традиционном подарке – символ чистоты и молодости, гребень – красоты, духи – весеннего цветения, возрождения.
За час-два до прихода Наурыза молодежь ловила в стаде ретивую необученную телку, надевала ей на шею колокольчик, рога украшала птичьими перьями, к спине привязывала большую куклу и ровно в три часа ночи выпускала ее из загона на улицу. Тут начинали лаять собаки, реветь верблюды, плакать от испуга дети, словом, разнаряженная да разъяренная телка поднимала такой шум, что никто после этого и не думал о сне – аул выходил на встречу Нового года.
С рассветом мужчины с лопатами и кетменями в руках принимались за очистку окрестных родников, а старцы сажали деревца по бережкам. Женщины, низко кланяясь восходящему солнцу, опрыскивали саженцы молочком, а над родниками опрокидывали чашки с топленым жиром, приговаривая при этом: «Мать-Земля, одари добром!»
С утра люди, надев на себя лучшие одежды, обязательно отдав при этом предпочтение белым, белоснежным цветам, шли поприветствовать друг друга. У животноводов, перенесших долгую и холодную зиму, приветствия эти были горячими и искренними. За щедрым дастарханом они расспрашивали друг друга о здоровье, делах, состоянии скота, желали этой юрте счастья в новом году, благословляли молодых.
Обычно в Наурыз люди прощали друг другу прежние обиды: мирились между собой даже большие племена и роды, которые еще вчера готовы были идти друг на друга войной. В этот день старейшины аулов женили одиноких жигитов, сводили рассорившихся супругов, за беспомощными и калеками закрепляли опекунов. Мальчикам, рожденным в этот день, давали имена Наурызбай или Наурызбек.
Далее это все перерастало в большое веселье. Слышались несни, шутки, смех, на улице появлялись парни и девушки в костюмах персонажей из казахских народных сказок. Тут же устраивались состязания борцов, наездников, певцов. Люди щедро угощали друг друга наурыз-коже – жидкой кашей, приготовленной из 7 видов продуктов (вода, соль, пшеница, просо, мясо, сметана, рис). Когда тебе подают наурыз-коже, то его нужно съедать до дна, иными словами надо съедать столько, сколько влезет. «Год будет сытым»-поясняют суть этого требования старшие. В связи с этим в народе сохранилась поговорка: «Пусть уж лопнет мой плохой живот, чем пропасть хорошей пище»…
Вечером на круг выходили два певца-импровизатора и начинали между собой извечный спор Добра и Зла, Холода и Тепла. С закатом солнца Зло и Холод терпели поражение и убегали восвояси.
Также к вечеру устанавливали качели – алтыбакан. Юноши и девушки качались на них и пели песни.
С наступлением темноты в двух разных местах разводились большие костры. Люди с факелами в руках обходили окрестность, как бы очищая ее огнем от всего грязного и скверного.
Более смелые жигиты прыгали через костер. И теперь уже над ночным аулом вновь раздавались песни, смех, продолжалось веселье. Те из людей, кто еще не устал, кто по-настоящему рад был Наурызу, выходили на возвышенность за аулом и оттуда встречали новый рассвет…
Народы, живущие в Казахстане, такие разные – у каждого свои традиции и обычаи, свой язык и своя история. Но это не мешает людям понимать друг друга.
«Лучше всего душа народа видна в праздниках».
Весна была самым важным и ответственным временем, когда природа пробуждалась от зимнего сна, и надо было готовиться к новому хозяйственному сезону. Все свои надежды люди возлагали на пробуждение производящих сил природы, благополучный сев и богатый урожай, на большой приплод у скота.
Поворот безжизненного холода к животворному теплу, обновление природы в новом сознании воспринимались как грань между прошлым и будущим, как начало нового жизненного цикла, нового года.
Викторина:
Когда начиналось празднование Наурыза? (21 марта в 3 часа ночи)
В какой стране зародился праздник Наурыз? (В Иране)
Какие 7 продуктов были необходимы для приготовления наурыз-коже? (Вода, соль, пшеница, просо, мясо, сметана, рис)
Какое название имели качели, устанавливаемые к вечеру празднования Наурыза? (Алтыбакан)
Какими именами нарекали рожденных в этот день мальчиков? (Наурызбай, Наурызбек)
Проводятся игры: «Такия тастамак», «Аркан тарту», «Аксуйек».
Ведущий:
Радость, солнце и улыбки
Ты несешь нам Наурыз!
Всем «шашу» на радость дарим.
Будет щедрым Наурыз!
(Кидает конфеты).