Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Вовка в тридевятом царстве


Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему “Вовка в тридевятом царстве”. Подготовила и провела Аверина М.М.
Цель: Закрепить знания детей подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
1.Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 20.
2.Закрепить знание цифр от 0 до 9.
3. Совершенствовать представление о понимании отношений между числами натурального ряда.
4.Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 10 и активизировать способность раскладывать числа на два меньших.
5.Закрепить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
6.Совершенствовать представление о временных отрезках. Упражнять в определении времени по часам.
7.Развивать внимание, память, логическое мышление.
Материал:
-Нарисованные сюжеты из сказки “Вовка в тридевятом царстве”: 1страница-“Реши сам” с перечисленными логическими задачками; 2 страница-Царь красит забор; 3 страница-“Сказка о рыбаке и рыбке”; 4 страница-золотая рыбка на волне; 5 страница-Василиса Премудрая.
-Персонаж из сказки-Вовка. -Два набора цифр от 0 до 9.
-Арифметические пеналы на каждого ребенка.
-Демонстрационные часы (если есть возможность на каждого ребёнка).
Ход занятия:
I.Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость. Кто узнал его? (Показ плоскостного изображения Вовки из тридевятого царства).
Так вот, в тридевятом царстве Вовка уже побывал, и захотелось ему попасть в царство Математики. Не умеет он решать уроки, задачи, вот Вовка и пришёл к нам, чтобы мы ему помогли. Ну что поможем?
В библиотеке Вовке дали книгу “Реши сам”. Решив задачки на первой странице, мы поможем Вовке попасть в царство математики. Итак, открываем 1-ую страничку (открыть):
1.Утром 10 ребятишек в группу садика пришли,
10 вечером забрали, сколько в группе, говори? (0).
2.Было 10 рукавичек. 9 вдруг поела моль.
И я знаю, что осталось рукавичек ровно……..(1).
3.Ира ходила в детский садик всю зиму, весну и лето. А Серёжа целый год.
Кто из них меньше ходил в детский сад? Объясни, почему?
4.8 груш купила Маша, отдала 4 Даше.
И, нетрудно угадать, груш осталось ровно……(4).
5.На сосне поспели груши,
Мы решили их откушать:
Было 8, стало 3, сколько съели, говори.
Молодцы! Считаете вы хорошо, но это была только маленькая разминка, ведь впереди нас ожидают задания посложнее. Мы должны научить Вовку всем премудростям математики.
Итак, библиотекарь нарисовала Вовку (ведь в книжках могут жить только нарисованные мальчики) и отправила его в царство математики.
II.Вовка входит в ворота (перелистнуть).Не успел Вовка перелистнуть следующую страницу. А чудеса уже начались….. Перед Вовкой стоял царь и красил забор.
-Посчитайте, сколько досок в заборе. (Правильно 10).
-Три доски царь уже покрасил. Сколько досок ему осталось покрасить? (7) Добиваться полного ответа.
-Правильно, 7 да 3 вместе составит 10.
-Из каких ещё чисел, можно составить число 10? ( Число 10 можно составить из чисел из 5 и 5, вместе будет 10 и т.д.)
-Давайте посчитаем доски по порядку до 10. (Первая, вторая и т.д.)
-А теперь посчитаем обратно. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
-Хорошо вы считали по порядку и обратно, а теперь давайте посчитаем “двойками” до 20. (спросить одного ребёнка, а затем счёт хором).
Молодцы! А сейчас вернёмся в нашу сказку.
-Какие по счёту доски покрасил царь? (6, 7, 8).
-Какая доска по счёту находится между 5 и 7 доской?
-Каких досок больше покрашенных или непокрашенных?
-Сколько царь покрасил досок? Сколько ему осталось?
-Что можно сказать о числах 3 и 7? Сравните их. (3<7, а 7>3)/
-На сколько 7>3?
-Какое число идёт до 5? После 5? На сколько 5>1?
-Назовите три числа, которые идут после 4, а теперь три числа до 4.
-Какое число я пропустила? 6 и8, 9 и 11, 3 и 5.
А сейчас немножко отдохнём. Тихо выйдите из-за стола и постройтесь в круг.
Дидактическая игра “Кто знает, пусть дальше считает”:
Будьте внимательны, не спешите с ответом. Я кидаю мяч, а вы думайте и отвечайте
-Один,2, 3… .
-10, 9, 8… .
-10, 20, 30…. .
-100, 90, 80… .
-16, 17, 18…. .
-Понедельник, вторник… .-Утро, день… .-Май, июнь… .-Август, сентябрь…. .-Назови зимние месяцы.
-Назови летние месяцы.
-Назови весенние месяцы.
-Назови осенние месяцы.
-Сегодня вторник, завтра?
-Сегодня вторник, вчера был?
-Назови 5 дней недели, не называя их названия. (Сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра)
Что-то мы забыли про нашего Вовку, давайте вернёмся в сказку.
Удивился Вовка, что царь забор красит:
-Вы же царь! Вам н положено ничего не делать!
-ну что ж помоги мне старенькому забор докрасить, а я тебя считать научу.
-Вот ещё, выдумал, забор ему красить!
-Ах вот оно что? Тунеядец, значит, явился. Эй, стража, отрубите-ка ему голову!
Бросился Вовка бежать с этой страницы и попал в “Сказку о рыбаке и рыбке” (Перелистнуть страницу).
III страница.(Сюжет из сказки, где бабка сидит у разбитого корыта):
-Здравствуйте, бабушка! Мне бы золотую рыбку повидать! –говорит Вовка.
-Что ж, помогу я тебе рыбку золотую повидать, а ты помоги задачи решить.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке решить задачи? Боюсь, что Вовка без вашей помощи не справится.
Итак, первая задача:
В понедельник поймал старик 6 рыбок, во вторник поймал 2 рыбки, а в среду 1 рыбку. Сколько всего рыбок поймал старик за 3 дня.
-О чём говорится в задаче
-Как называется эта часть задачи? (Условие).
-О чём спрашивается в задаче? (Сколько рыбок поймал старик за три дня).
-Повторите задачу.
-О каких числах говорится в задаче?(6, 2, 1). Выложите.
-Как узнать. Сколько всего рыбок поймал старик за три дня? (Надо сложить числа).
6+2+1
-Что мы выложили? (Решение).
-Посчитайте и скажите, сколько рыбок старик поймал за три дня? (6+2+1=9)
-Мы ответили на вопрос задачи.
А сейчас придумайте свою задачу, с таким решением:
5-2=…. (Условие, вопрос).
И последняя задача:
Шоколадка стоит 6 рублей. Какими монетами можно расплатиться при покупке:
5 рублей и 1 рубль, будет 6 рублей.
2 рубля+2 рубля+ 2 рубля=6 рублей.
1 рубль+1 рубль+1 рубль+ 1рубль+1 рубль+1 рубль, получится 6 рублей.
IV страница (Перелистнуть):
Воспитатель: Посмотрите, где же наш Вовка, а он пошёл к синему морю, и зовёт золотую рыбку:
-Эй, золотая рыбка! Ты что, не слышишь, что ли? Я хочу, чтобы ты…..
-Что? А ты задачи решал? За тебя всё дети решали. Иди-ка и поучись у Василисы Премудрой и выкинула Вовку из своей сказки. (Перелистнуть страничку).
А пока наш Вовка не попал Василисе Премудрой давайте и мы отдохнём и сыграем в игру.
Физкультминутка “Ну-ка, цифры, встаньте в ряд. Я командир, вы мой отряд!”.
V страница (Перелистнуть). И вот попал наш Вовка к Василисе Премудрой. Пожалела она его и решила научить его своим премудростям. Подарила она ему часы, чтобы он на уроки не опаздывал. Но оказалось, что он и этого не умеет. Давайте его научим.
Воспитатель берёт большие демонстрационные часы и выставляет время:
-Ровно 4 часа. Сколько время показывают мои часы?
-8.30. Сколько времени сейчас на часах?
-Как надо поставить стрелки, чтобы они показывали ровно 9.00? (Маленькая часовая стрелка на 9, а большая минутная на 12).
-Как должны стоять стрелки, когда на часах 2.30? (Часовая между 2 и 3, а минутная на 6).
Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и помогли Вовке. Давайте вспомним, что же мы делали сегодня на занятии:
-Решали логические задачки.
-Вспомнили состав числа.
-Порядковый и обратный счёт, счёт 2 и 3.
-Вспомнили соседей чисел, месяца и дни недели.
-Вспомнили, из каких частей состоит арифметическая задача, решали её и придумывали задачу на заданное решение.
-Какими монетами можно пользоваться при расчёте в магазине.
-Вспомнили, как правильно определять время по часам.
Итак, наше занятие закончилось. Я надеюсь, что все знания, которые мы получили в царстве Математике, вам пригодятся в школьной жизни.