Рабочая программа по биологии 8 класс по УМК Пасечника В.В.


Содержание. 8 класс
№ урока Дата

план Дата 8б план Дата 8а
факт Дата 8б факт Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля, самостоятельной работы Использование ИКТ
Введение (1 час)
1 2.09.15 2.09.15 Науки, изучающие организм человека.
Становление наук о человеке. Изучение нового материала Становление и методы исследования наук о человеке- анатомии, физиологии и гигиены. Терминология: анатомия, физиология, гигиена БУ: знать термины, описывать методы изучения человека. Приводить примеры научных открытий на разных этапах развития наук о человеке
ПУ: различать особенности наук о человеке, характеризовать особенности научных открытий на разных этапах развития наук о человеке. Раздел № 1. Происхождение человека (3 часа)
2 4.09.15 7.9.15 Систематическое положение человека.
Историческое прошлое людей
Изучение нового материала. Повторение курса 7 класса Систематическое положение человека в царстве Животные. Доказательства происхождения человека от животных. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.. Терминология: рудименты, атавизмы, антропология БУ: знать термины, приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека, перечислять характерные особенности современного человека.
ПУ: доказывать принадлежность человека к классу Млекопитающие, типу Хордовые. Находить черты сходства у эмбрионов животных позвоночных и человека. 3 9.9.15 9.9.15 Расы человека Изучение нового материала. Расы человека. Основные типы рас современности. Расоведение. Терминология: раса, негроидная, монголоидная, европеоидная, австрало-негроидная. Расоведение. Расизм как реакционное несостоятельное течение. БУ: знать термины, узнавать по рисункам представителей рас.
ПУ: доказывать равенство всех рас. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
4 11.9.15 14.9.15 Входная контрольная работа № 1 Урок диагностики и контроля знаний и умений за курс 7 класса Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, степени усвоения ими материала по курсу 7 класса «Животные» Контрольная работа Раздел № 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА 60 часов
Общий обзор организма (1 час)
5 16.9.15 16.9.15 Общий обзор организма Изучение нового материала Внешняя, внутренняя среды организма человека. Органы. Системы органов. Значение постоянства внутренней среды организма человека. Терминология: гомеостаз. БУ: знать термины. Узнавать по рисункам расположение органов человека. Называть органы, относящиеся к определённым системам. Раскрывать суть понятия об уровнях организации Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)
6 18.9.15 21.9.15 Строение и жизнедеятельность клетки. Изучение нового материала Клетка- структурно-функциональная единица организма человека. Органоиды клетки. Свойства и процессы живой клетки- возбудимость, рост, развитие, деление клетки. Терминология: субстрат, фермент, ядро, митохондрии. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы, рибосомы. Клеточный центр, мембрана. БУ: называть органоиды клетки и их функции, узнавать основные органоиды клетки на немых рисунках. Называть и кратко описывать основные этапы деления клетки.
ПУ: устанавливать соответствия между органоидами и их функциями. Описывать этапы деления клетки и устанавливать роль ядра в этом процессе. Характеризовать механизм действия ферментов Таблица «Органоиды клетки» Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
7 23.9.15 23.9.15 Строение и жизнедеятельность клетки. Изучение нового материала и закрепления знаний Клетка- структурно-функциональная единица организма человека. Органоиды клетки. Свойства и процессы живой клетки- возбудимость, рост, развитие, деление клетки. Терминология: субстрат, фермент, ядро, митохондрии. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы, рибосомы. Клеточный центр. Строение и функции ядра. БУ: называть органоиды клетки и их функции, узнавать основные органоиды клетки на немых рисунках. Называть и кратко описывать основные этапы деления клетки.
ПУ: устанавливать соответствия между органоидами и их функциями. Описывать этапы деления клетки и устанавливать роль ядра в этом процессе. Характеризовать механизм действия ферментов. Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия органоида для жизни клетки. Таблица «Органоиды клетки» 8 25.9.15 28.9.15 Ткани Изучение нового материала Строение и функции тканей. Основные типы тканей- эпителиальные, соединительные, мышечная, нервная. Терминология: нейрон, эпителий, аксон, дендрит, синапс БУ: знать термины, называть основные типы тканей. Узнавать на немых рисунках основные типы тканей. Приводить примеры расположения тканей в органах.
ПУ: называть разновидности основных типов тканей и приводить примеры органов, образованных ими. Анализировать содержание текста и отбирать информацию для составления таблицы. Таблица «Ткани» Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
9 30.9.15 30.9.15 Лабораторная. работа № 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп Изучение нового материала и закрепления знаний Строение и функции тканей. Основные типы тканей- эпителиальные, соединительные, мышечная, нервная. Терминология: нейрон, эпителий, аксон, дендрит, синапс БУ: знать термины, называть основные типы тканей. Узнавать на немых рисунках основные типы тканей. Приводить примеры расположения тканей в органах.
ПУ: называть разновидности основных типов тканей и приводить примеры органов, образованных ими. Анализировать содержание текста и отбирать информацию для составления таблицы. Лабораторная работа Цифровой микроскоп
10 2.10.15 5.10.15 Мышечная и нервная ткани Изучение нового материала и закрепления знаний Строение тканей. Основные типы тканей- мышечная, нервная. Главные свойства мышечной ткани- возбудимость и сократимость. Главные свойства нервной ткани- раздражимость, возбудимость, проводимость. Терминология: нейрон, эпителий, аксон, дендрит, синапс БУ: знать термины, называть основные типы тканей. Узнавать на немых рисунках основные типы тканей. Приводить примеры расположения тканей в органах. Называть основные свойства мышечной и нервной тканей.
ПУ: называть разновидности основных типов тканей и приводить примеры органов, образованных ими. Анализировать содержание текста и отбирать информацию для составления таблицы. Различать функции аксонов и дендритов. Объяснять механизм проведения нервного импульса. Таблица «Ткани» Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)
11 7.10.15 7.10.15 Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа № 2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения Изучение нового материала Рефлекс- механизм осуществления функций нервной системой. Виды рефлексов- безусловные, условные. Рефлекторная дуга. Терминология: рефлекс. Этапы рефлекса. Рецепторы. Чувствительный нейрон. Двигательный (моторный) нейрон. Вставочный нейрон. Рабочий орган. БУ: знать термины. Приводить примеры безусловных и условных рефлексов. Воспроизводить схему рефлекторной дуги.
ПУ: называть функции каждого этапа рефлекса, характеризовать функции всех видов нейронов-участников рефлекторной дуги. Лабораторная работа Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
Опорно-двигательная система ( 7 часов)
12 9.10.15 12.10.15 Строение костей. Соединения костей. Лабораторная работа № 3. Микроскопическое строение кости Изучение нового материала Кость как орган. Макро- и микроскопическое строение кости. Функции ОДС. Химический состав кости. Соединения костей. Зависимость характера повреждения костей от их химического состава. Терминология: надкостница. Компактное, губчатое костное вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг. Сустав. БУ: называть функции ОДС. Описывать химический состав кости. Воспроизводить схему «Состав ОДС».
ПУ: раскрывать сущность функций ОДС. Объяснять зависимость характера повреждения костей от их химического состава. Характеризовать типы соединения костей. Доказывать принадлежность мышц и костей к одной системе. Лабораторная работа Цифровой микроскоп
13 14.10.15 14.10.15 Скелет человека. Изучение нового материала Скелет человека как опорная часть ОДС. Осевой скелет. Добавочный скелет. Строение черепа, позвоночника, поясов конечностей и свободных конечностей. БУ: знать термины. Называть элементы осевого и добавочного скелета. Узнавать основные отделы скелета по немым рисункам.
ПУ: устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями отделов скелета. Сравнивать строение и функции свободных верхней и нижней конечности. Доказывать преимущества в выносливости трубчатых костей по сравнению с плоскими. Таблица «Скелет человека» Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
14 16.10.15 19.10.15 Строение мышц. Лабораторная работа № 4. Мышцы человеческого тела. Изучение нового материала Скелетная мускулатура как часть ОДС человека. Виды мышечной ткани. Макроскопическое строение мышцы. Свойства мышц- возбудимость и сократимость. Мышцы сгибатели и разгибатели. Терминология: антагонисты, синергисты. БУ: знать термины. Описывать строение мышцы. Демонстрировать расположение основных скелетных мышц. Приводить примеры антагонистов и синергистов.
ПУ: выделять особенности строения и функций поперечнополосатой мышечной ткани в сравнении с гладкой. Использовать для подтверждения теоретических сведений лабораторный опыт. Лабораторная работа Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
15 21.10.15 21.10.15 Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 5. Утомление при статической и динамической работе.
Изучение нового материала и закрепления знаний Динамическая и статическая работа мышц. Утомление. Гиподинамия. Энергетика мышечного сокращения. Терминология: гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект. БУ: знать термины. Называть последствия и причины гиподинамии. Выявлять сроки наступления утомления с помощью лабораторного опыта.
ПУ: различать механизмы статической и динамической работы. Обосновывать улучшения спортивных результатов после начала тренировок в системе. Лабораторная работа 16 23.10.15 2626.10.15 Осанка. Плоскостопие. Лабораторная работа № 6. Выявление нарушений осанки. Профилактика плоскостопия
Изучение нового материала и закрепления знаний Степени и факторы нарушения осанки. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ. Причины развития плоскостопия. Меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия. БУ: описывать нарушение осанки различных степеней, последствия искривления позвоночника. Называть последствия этих нарушений.
ПУ: анализировать правильность положения тела при ходьбе. Чтении, письме. Прогнозировать последствия нарушения осанки. Использовать лабораторную работу для определения собственных показателей осанки и плоскостопия с целью коррекции. Лабораторная работа 17 28.10.15 28.10.15 Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов Урок систематизации и коррекции знаний Повреждения ОДС- ушиб, перелом, растяжение связок. Вывих. Терминология: травма, гематома БУ: перечислять травмы опорно-двигательной системы. Описывать приёмы оказания первой помощи при травмах.
ПУ: определять по рисунку виды травм. 18 30.10.15 2.11.15 Контрольная работа № 2 по теме «Опорно- двигательная система». Урок контроля знаний и умений Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, степени усвоения ими материала по данной теме. Владеть терминологией, знаниями и умениями по теме «Опорно- двигательная система». Контрольная работа Внутренняя среда организма ( 3 часа)
19 11.11.15 11.11.15 Компоненты внутренней среды организма. Изучение нового материала Компоненты внутренней среды. Состав крови. Свёртывание крови и его факторы. Значение лимфы и тканевой жидкости. Терминология: антиген, антитела, фибриноген, фибрин, гомеостаз- относительное постоянство внутренней среды. БУ: знать термины, перечислять компоненты внутренней среды. Называть значение процесса свёртывания крови.
ПУ: устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды. Объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах. Анализировать содержание рисунков. Характеризовать процесс свёртывание крови 20 13.11.15 16.11.15 Кровь. Лабораторная работа № 7. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом Изучение нового материала и закрепления знаний Кровь и её значение. Состав крови. Клетки крови (ФЭК). Строение и функции ФЭК крови. Терминология: эритроциты, лейкоциты, фагоциты, тромбоциты, плазма. Анализ крови. СОЭ (РОЭ). Гемоглобин и его соединения с газами атмосферы. БУ: знать термины. Воспроизводить схему «Состав крови». Называть функции ФЭК. Перечислять органы кроветворения.
ПУ: устанавливать взаимосвязь между строением и функциями ФЭК. Объяснять механизм образования окси- и карбоксигемоглобина. Анализировать содержание рисунков. Прогнозировать последствия нарушений состава крови в организме человека. Лабораторная работа Цифровой микроскоп
21 18.11.15 18.11.15 Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Изучение нового материала Иммунная система. Иммунитет. Виды иммунитета. Проявления иммунитета. Терминология: антиген, антитело, интерфероны, аллергия, СПИД, вакцина. Сыворотка, резус-фактор. Инкубационный период инфекционного заболевания, фагоцитоз БУ: знать термины, приводить примеры инфекционных болезней. Называть органы иммунной системы. Воспроизводить схему «Виды иммунитета»
ПУ: объяснять механизм разных видов иммунитета, причины иммунитета или его отсуствия. Различать механизм действия лечебных вакцин и сывороток. Характеризовать периоды болезни Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
Кровеносная и лимфатическая системы организма ( 6 часов)
22 20.11.15 23.11.15 Транспортные системы организма Изучение нового материала Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов различных типов. Образование тканевой жидкости и лимфы. Терминология: артерии, вены, капилляры, клапаны, лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Замкнутая кровеносная система. БУ: знать термины. Называть транспортные системы организма человека и их органы. Узнавать по рисункам органы транспортных систем.
ПУ: анализировать работу транспортных систем по рисункам. Сравнивать строение и функционирование кровеносных сосудов различных типов. Терминологический диктант 23 25.11.15 25.11.15 Круги кровообращения Изучение нового материала и закрепления знаний Кровообращение и его роль в поддержании гомеостаза. Круги кровообращения. Изменения состава крови в большом и малом кругах. Терминология: вены, артерии, капилляры, артериальная кровь, венозная кровь, газообмен. БУ: знать термины. Описывать движение крови по кругам кровообращения.
ПУ: различать функции кругов кровообращения. Анализировать содержание схем, иллюстрирующих круги кровообращения. Использовать лабораторную работу для подтверждения теоретических сведений. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
24 27.11.15 30.11.15 Строение и работа сердца Изучение нового материала Положение сердца. Топография. Строение сердца. Работа сердца, сердечный цикл. Роль нервной системы в работе сердца. Терминология: сердечный цикл, систола, диастола. Миокард, эндокард, перикард- сердечная сумка. Эпикард. БУ: знать термины. Называть свойства миокарда. Описывать топографию сердца в организме, строение сердца. 25 2.12.15 2.12.15 Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лабораторная работа № 8 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение Изучение нового материала и закрепления знаний Движение крови по сосудам, причины, значение. Регуляция. Постоянство артериального давления. Нарушения АД, причины и последствия. Терминология: скорость кровотока, артериальное давление, диаметр сосудов, вязкость крови БУ: знать термины, называть факторы, влияющие на движение крови.
ПУ: выявлять причины изменения давления и скорости движения крови в сосудах. Объяснять опасность повышения АД. Использовать лабораторную работу для подтверждения теоретических знаний. Лабораторная работа 26 4.12.15 7.12.15 Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа № 9 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Изучение нового материала и закрепления знаний Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Терминология: ударный объём. Стенокардия. Инфаркт миокарда. Первая помощь при болезнях сердца. Пульс. БУ: знать термины. Описывать приёмы 1 помощи при заболеваниях сердца. Знать о повышении частоты сердечных сокращений при физической нагрузке Выполнять лабораторную работу для подтверждения теоретических сведений. Лабораторная работа Датчики цифровой лаборатории Labquest27 9.12.15 9.12.15 Первая помощь при кровотечениях Урок систематизации и коррекции знаний Внутренние и внешние кровотечения. Виды кровотечений. Признаки их и первая помощь. Терминология: гематома, гемофилия БУ: перечислять способы лечения раны как причины внешних кровотечений. Применять действия доврачебной помощи при кровотечениях.
ПУ: различать виды кровотечений- артериальное, венозное, капиллярное. Объяснять необходимость применения обязательных мер доврачебной помощи пострадавшему. сообщения 28 11.12.15 14.12.15 Контрольная работа № 3 по темам «Внутренняя среда» и «Кровеносная система». Урок контроля знаний и умений Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, степени усвоения ими материала по данной теме. Владеть терминологией, знаниями и умениями по темам «Внутренняя среда» и «Кровеносная система». Контрольная работа Дыхательная система ( 4 часа)
29 16.12.15 16.12.15 Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания Изучение нового материала Органы дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы. Терминология: верхние дыхательные пути, дыхательные пути, гортань, голосовые связки, трахея, бронхи, альвеолы.БУ: знать термины. Узнавать по рисункам органы дыхания. Называть этапы дыхания.
ПУ: сопоставлять органы дыхания и их функции. Объяснять преимущества носового дыхания. Объяснять действия защитных барьеров дыхательных путей. Датчики цифровой лаборатории Labquest30 18.12.15 21.12.15 Значение и механизм дыхания. Лабораторная работа № 10 Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Изучение нового материала и закрепления знаний Лёгочное и тканевое дыхания. Вентиляция лёгких. Механизмы вдоха и выдоха. Газообмен. Диффузия газов. Факторы, влияющие на дыхание. Лёгочное и тканевое дыхание. Терминология: канцерогены. Диффузия газов. БУ: знать термины. Описывать механизмы лёгочного и тканевого дыхания.
ПУ: изображать схемы рефлекторной дуги дыхательного рефлекса. Объяснять механизм вдоха- выдоха с помощью лабораторной работы Лабораторная работа 31 23.12.15 23.12.15 Регуляция дыхания. Нервная, гуморальная регуляции дыхания БУ: знать определения терминов.
ПУ: анализировать роль кашля, чихания. Объяснять различия в способах регуляции дыхания 32 25.12.15 28.12.15 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Урок систематизации и коррекции знаний Жизненная ёмкость лёгких. Оказание первой помощи при действии факторов, вызывающих нарушения дыхания. Терминология: инфекционные болезни дыхательной системы, гайморит, дифтерия. БУ: описывать приёмы реанимации при действии факторов, нарушающих дыхание. Называть болезни дыхательной системы и меры их профилактики.
ПУ: объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы. Характеризовать заболевания и последствия болезней верхних дыхательных путей. Пищеварительная система (7 часов)
33 13.01.16 11.01.16 Питание и пищеварение Изучение нового материала Значение питания и пищеварения. Функции пищи. Состав пищи. Виды продуктов питания. Питательные и балластные вещества. Изменение пищи в процессе пищеварения. Этапы пищеварения. БУ: знать термины. Приводить примеры пищи разного происхождения. Называть этапы пищеварения. Перечислять функции пищи.
ПУ: подготовка презентации на тему «Здоровое питание» Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
34 15.1.16 13.1.16 Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 11 Действие ферментов слюны на крахмал. Изучение нового материала Органы пищеварительной системы, строение и функции ротовой полости. Слюнные железы. Механическая и химическая обработка пищи. Роль ферментов. Строение зубной системы человека. Профилактика заболеваний зубов. БУ: знать термины. Узнавать на рисунках органы пищеварительной системы. Описывать строение зуба. Называть виды зубов и их значение. Знать правила ухода за зубами
ПУ: сопоставлять виды зубов и их функции. Объяснять правила ухода за зубами. Объяснять роль ферментов ротовой полости в расщеплении углеводов с помощью лабораторной работы. Лабораторная работа Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
35 20.1.16 18.1.16 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Изучение нового материала и закрепления знаний Органы пищеварительной системы, строение и функции желудка и поджелудочной железы. Механизм пищеварения в этих органах. Терминология: пепсин, трипсин, панкреатический сок, поджелудочная железа. БУ: знать термины. Описывать строение и расположение желудка и 12-перстной кишки в организме.
ПУ: устанавливать взаимосвязь между строением и функциями желудка и 12-перстной кишки. Анализировать содержание рисунков. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
36 22.1.16 20.1.16 Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Изучение нового материала и закрепления знаний Органы пищеварительной системы, строение и функции тонкого и толстого кишечника. Строение ворсинки. Процесс всасывания питательных веществ. Роль печени. Терминология: аппендицит, перитонит, барьерная роль печени, гликоген БУ: знать термины. Описывать механизм всасывания в тонком кишечнике, роль печени в организме. Называть функции тонкого и толстого кишечника. Узнавать на рисунках названные органы. Называть симптомы аппендицита и перитонита.
ПУ: устанавливать взаимосвязь между строением и функциями тонкого и толстого кишечника. 37 27.1.16 25.1.16 Регуляция пищеварения Комбинированный урок Нерваня и гуморальный способы регуляции пищеварения. Работы И. П. Павлова в изучении рефлекторной регуляции пищеварения.. терминология: фистула, пищевой центр. БУ: знать термины. Приводить примеры условных и безусловных пищевых рефлексов.
ПУ: составлять схемы рефлекторных дуг пищевых рефлексов. Сравнивать механизмы нервной и гуморальной регуляции пищеварения в организме. Характеризовать методы работы И. П. Павлова и их значение для науки и медицины. 38 29.1.16 27.1.16 Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций Урок систематизации и коррекции знаний, комплексного применения знаний и умений учащихся. Правила приёма пищи. Кишечные инфекционные заболевания и способы профилактики их. Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Терминология: сальмонеллёз, ботулизм, холера, дизентерия. БУ: знать термины, описывать условия способствующие и затрудняющие пищеварение. Называть правила приёма пищи.
ПУ: объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями. Характеризовать возбудителей инфекций ЖКТ. сообщения 39 3.02.16 1.02.16 Контрольная работа № 4 по темам «Дыхание» и «Пищеварение». Урок контроля знаний и умений Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, степени усвоения ими материала по данной теме. Владеть терминологией, знаниями и умениями по темам «Дыхание» и «Пищеварение». Контрольная работа Обмен веществ и энергии (3 часа)
40 5.02.16 3.02.16 Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни Изучение нового материала Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов ,обмен воды и минеральных солей. Роль ферментов в организме человека. Терминология: метаболизм БУ: выделять признаки обмена веществ и превращения энергии, знать термины.
ПУ: описывать механизм обмена названных групп веществ, выявлять роль ферментов в метаболизме. 41 10.2.16 8.2.16 Витамины Изучение нового материала Витамины. Их роль в организме. Классификация витаминов. Терминология: витамины. Коферменты,, водорастворимые, жирорастворимые витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, цинга, бери-бери, аскорбиновая кислота.БУ: классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в метаболизме, приводят примеры продуктов питания, содержащих витамины, приводят примеры а-, гипо- и гипервитаминозов.
ПУ: приводят доказательства необходимости применения витаминов, готовят сообщения с презентацией «Витамины в жизни человека» Сообщения. Таблица «Витамины» Презентация «Витамины»
42 12.2.16 10.2.16 Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 12. Составление пищевого рациона человека Изучение нового материала Основной и общий обмен. Калорийность пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. БУ: перечислять правила рационального питании. Выполнять лабораторную работу, иллюстрирующую правила расчёта норм питания в зависимости от возраста.
ПУ: объяснять необходимость соблюдения норм питания. Рассчитывать нормы потребления питательных веществ в подростковом возрасте в ходе лабораторной работы. Лабораторная работа Покровные органы. Терморегуляция ( 2 часа)
43 17.2.16 15.2.16 Кожа – наружный покровный орган Изучение нового материала Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Терминология: эпидермис, кожные железы, рецепторы, терморегуляция. БУ: знать термины, выделять существенные признаки покровов тела. Проводить самонаблюдения за поверхностью кожи.
ПУ: делать выводы о принадлежности кожи к определённому типу с помощью самоисследования. Датчики цифровой лаборатории Labquest44 19.2.16 17.2.16 Терморегуляция. Закаливание. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви Изучение нового материала и закрепления знаний Уход за кожей и производными её. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Приёмы оказания 1 помощи при травмах кожи. Профилактика поражений кожи БУ: знать термины. Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, соблюдения правил гигиены.
ПУ: приводить доказательства роль кожи в терморегуляции. Оказывать приёмы 1 помощи при поражениях кожи, а также при тепловом и солнечном ударах. сообщения Выделительная система ( 2 часа)
45 24.2.16 22.2.16 Выделение. Строение и функции выделительной системы Изучение нового материала Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Терминология: мочевыделительная система. Корковый слой почки, мозговой слой почки, почечная лоханка, почечные пирамидки, нефрон. Обратное всасывание. Первичная моча, вторичная моча. Фильтрация. БУ: знать термины, выделять существенные признаки выделения продуктов обмена веществ. Распознавать на рисунках органы выделительной системы.
ПУ: объяснять механизм фильтрации крови в почках и образования мочи. Объяснять роль нефрона как структурно-функциональной единицы почки. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
46 26.2.16 24.2.16 Выделение. Строение и функции выделительной системы Изучение нового материала и закрепления первичных знаний Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Терминология: мочевыделительная система. Корковый слой почки, мозговой слой почки, почечная лоханка, почечные пирамидки, нефрон. Обратное всасывание. Первичная моча, вторичная моча. Фильтрация. БУ: знать термины, выделять существенные признаки выделения продуктов обмена веществ. Распознавать на рисунках органы выделительной системы.
ПУ: объяснять механизм фильтрации крови в почках и образования мочи. Объяснять роль нефрона как структурно-функциональной единицы почки. Нервная система человека ( 5 часов)
47 2.03.16 29.2.16 Значение нервной системы. Строение нервной системы. Изучение нового материала Значение нервной системы и регуляция процессов жизнедеятельности. Общий план строения нервной системы. Терминология: центральная нервная система, периферическая нервная система, соматическая нервная система, автономная (вегетативная) нервная система БУ: знать терминологию, воспроизводить схему «Общий план строения нервной системы». Раскрывать основные функции нервной системы.
ПУ: раскрывать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Выявлять роль нервной системы в адаптации человека к среде. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
48 4.03.16 2.03.16 Спинной мозг Изучение нового материала и закрепления знаний Строение нервной системы. Спинной мозг. Функции спинного мозга. Терминология: Спинномозговые нервы. БУ: знать термины. Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Называть функции спинного мозга.
ПУ: раскрывать функции спинного мозга как органа центров безусловных рефлексов организма. 49 9.03.16 7.03.16 Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок . Лабораторная работа № 13. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение нового материала и закрепления знаний Строение нервной системы. Головной мозг. Функции и особенности топографии отделов головного мозга. Терминология: продолговатый мозг, мозжечок мост, средний мозг, промежуточный мозг, таламус, гипоталамус, ориентировочный рефлекс «Что такое?»БУ: знать термины. Называть отделы головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на рисунках. Проводить самонаблюдение по инструкции.
ПУ: раскрывать функции отделов головного мозга как центров безусловных сложных рефлексов. Лабораторная работа. Таблица «Функции головного мозга» 50 11.03.16 9.03.16 Строение головного мозга. Передний мозг. Изучение нового материала и закрепления знаний Строение нервной системы. Головной мозг. Строение и функции больших полушарий переднего мозга БУ: знать термины. Называть отделы головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на рисунках. Проводить самонаблюдение по инструкции.
ПУ: раскрывать функции отделов головного мозга как центров безусловных сложных рефлексов. Таблица «Функции головного мозга» 51 16.3.16 14.3.16 Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы Изучение нового материала и закрепления знаний Соматическая и автономная (вегетативная) нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. БУ: знать термины. Называть функции периферического отдела нервной системы.
ПУ: объяснять влияние нервной системы на работу органов. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
Анализаторы ( 6 часов)
52 18.03.16 16.3.16 Анализаторы Изучение нового материала Понятие об анализаторах. Органы чувств как периферический отдел соответственного анализатора. Терминология: периферический отдел анализатора- рецептор, проводниковый отдел анализатора, центральный отдел анализатора. БУ: знать и применять термины для объяснения отличий между органами чувств и анализаторами. Воспроизводить схему «Элементы анализатора»
ПУ: выделять существенные признаки в строении всех анализаторов. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
53 30.3.16 30.3.16 Зрительный анализатор Изучение нового материала и закрепления знаний Строение зрительного анализатора и его функции. Строение и функции периферического отдела зрительного анализатора- глаза. Терминология: оболочки глаза, роговица, сетчатка. Радужная оболочка, фоторецепторы, палочки, колбочки, хрусталик, аккомодация хрусталика. Аккомодация глаза. Оптическая система глаза. БУ: знать термины. Называть элементы зрительного анализатора и выявлять значение каждого. Описывать строение глаза.
ПУ: устанавливать зависимость между строением отдельных частей глаза и их функциями. Объяснять механизм восприятия изображения предметов на сетчатке с точки зрения физических закономерностей. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
54 1.04.16 4.04.16 Предупреждение глазных болезней. Гигиена зрения. Лабораторная работа №14 «Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» Комбинированный урок Заболевания органа зрения и их предупреждение. Терминология: преломление световых лучей, дальнозоркость, близорукость, бинокулярное зрение. БУ: знать термины. Указывать по рисункам вид заболевания органа зрения. Называть функции структур глаза. Изображать ход лучей через прозрачную среду глаза.
ПУ: устанавливать взаимосвязь строения структур глаза и выполняемой ими функции. Различать близорукость и дальнозоркость посредством схематического изображения. Объяснять целесообразность соблюдения профилактических мер сохранения зрения. Лабораторная работа Презентация «Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»
55 6.04.16 6.04.16 Слуховой анализатор Изучение нового материала и закрепления знаний Строение слухового анализатора и его функции. Строение периферического отдела слухового анализатора и его функции. Терминология: барабанная перепонка, среднее ухо, молоточек, наковальня, стремечко, кортиев орган, слуховые рецепторы. Вестибулярный аппарат БУ: знать термины. Описывать строение отделов уха и механизм передачи звуков. Узнавать отделы уха. Называть значение слуха для человека.
ПУ: устанавливать взаимосвязь строения уха и его функциями. Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор». Анализировать содержание рисунков и схем. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
56 8.04.16 11.04.16 Предупреждение болезней слуха. Гигиена слуха. Комбинированный урок Гигиена органов слуха причина тугоухости и глухоты. Терминология: шумовое загрязнение окружающей среды БУ: знать термины. Описывать строение отделов уха и механизм передачи звуков. Узнавать отделы уха. Называть значение слуха для человека.
ПУ: устанавливать взаимосвязь строения уха и его функциями. Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор». Анализировать содержание рисунков и схем. Составлять сообщение и презентации на тему «Шумовое загрязнение окружающей среды и его влияние на слух человека» сообщения 57 13.04.16 13.4.16 Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса Комбинированный урок Строение и функции вестибулярного аппарата. Значение органов равновесия, мышечного чувства, об компоненты обоняния, вкуса. Расположение зон центров этих анализаторов. Терминология: компенсация анализаторов, тактильное чувство, химический раздражитель, вкусовые клетки, обонятельные рецепторы БУ: знать термин, устанавливать связь между строением и функциями анализаторов. Узнавать по рисункам компоненты вестибулярного аппарата.
ПУ: объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. Высшая нервная деятельность человека. Поведение. Психика (6 часов)
58 15.4.16 18.4.16 ВНД. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Изучение нового материала Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Терминология: высшая нервная деятельность. БУ: знать термин. Характеризовать вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД.
ПУ: подготовка сообщений о деятельности учёных. сообщения 59 20.4.16 20.4.16 Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа № 15. Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа Изучение нового материала и закрепления знаний Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённая и приобретённая программа поведения. Терминология: рефлекс, этология, динамический стереотип, навык. БУ: знать термины. Выделять существенные особенности поведения и психики человека.
ПУ: объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Лабораторная работа 60 22.4.16 25.4.16 Сон и сновидения Изучение нового материала и закрепления знаний Сон и бодрствование. Значение сна. Терминология: глубокое торможение. Быстрый сон, медленный сон, фазы сна. БУ: знать термины. Называть значение сна и фазы сна.
ПУ: раскрывать значение сна как глубокого торможения нервных процессов головного мозга. Презентация «Сны и сновидения»
61 27.4.16 27.4.16 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Изучение нового материала и закрепления знаний Особенности ВНД человека. Речь. Познавательные процессы и познавательная деятельность. Память и обучение. Терминология: письменная речь, устная речь. Кратко- и долговременная память, зрительная и слуховая память, произвольная и непроизвольная память. БУ: знать термины. Называть особенности ВНД человека. Раскрывать роль речи в адаптации человека в обществе. Подготовка сообщений.
ПУ: характеризовать особенности ВНД человека. Объяснять причины расстройства особенностей ВНД человека. Сравнивают понятия «рассудочная деятельность» и «мышление» Демонстрационные тесты. Сообщения 62 29.4.16 2.5.16 Воля, эмоции, внимание Комбинированный урок Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания. Терминология: эмоции, аффект, рассеянность БУ: знать термины. Выявлять с помощью демонстрационных тестов собственный уровень внимания. Объяснять влияние воли на качество обучения.
ПУ: объяснять значение творческих, интеллектуальных. Эстетических потребностей человека. Выявлять особенности внимания и наблюдательности. Демонстрационные тесты. сообщения 63 4.05.16 4.05.16 Контрольная работа № 5 по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» Урок контроля знаний и умений Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся, степени усвоения ими материала по данной теме. Владеть терминологией, знаниями и умениями по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» Контрольная работа Железы внутренней секреции ( 2 часа)
64 6.05.16 9.05.16 11.05.16 Роль эндокринной регуляции Изучение нового материала Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции. Терминология: железы внутренней секреции, секреция, гормоны, биологически активные вещества. БУ: знать термины. Выделять существенные признаки строения и функционирования желёз внутренней секреции.
ПУ: устанавливать различия между железами внешней и внутренней секреции. Устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции. Электронное учебное пособие 8 класс изд. «Дрофа»
65 11.05.16 11.05.16 Функции желёз внутренней секреции Изучение нового материала и закрепления знаний Влияние гормонов на организм человека. Заболевания эндокринной системы. Терминология: железы внутренней секреции, секреция, гормоны, биологически активные вещества. БУ: знать термины. Выделять существенные признаки строения и функционирования желёз внутренней секреции.
ПУ: устанавливать различия между железами внешней и внутренней секреции. Устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции. Раскрывать влияние гормонов на организм человека. Раздел № 3. Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)
66 13.5.16 16.5.16 Жизненные циклы. Размножение. Изучение нового материала Особенности размножения человека. Репродуктивная система человека. Половые железы. Половые клетки. Половое созревание. Терминология: гаметы. Яйцеклетка, сперматозоид, зигота, оплодотворение. Яичники, семенники БУ: называть органы репродуктивных систем. Знать терминологию.
ПУ: выделять существенные признаки репродуктивной системы мужского и женского организма человека. 67 18.5.16 18.5.16 Развитие зародыша и плода. Изучение нового материала Закон индивидуального развития. Оплодотворение и индивидуальное развитие. Развитие зародыша и плода. БУ: знать основные признаки беременности. Определять факторы, отрицательно влияющие на развитие плода.
ПУ: характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша и плода. 68 20.5.16 23.5.16 Наследственные и приобретённые заболевания Изучение нового материала и закрепления знаний Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Факторы, отрицательно влияющие на внутриутробное развитие ребёнка. Инфекции, передающиеся половым путём БУ: раскрывать вред алкоголя, никотина, наркотиков на развитие плода. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, ВИЧ- инфекции.
ПУ: характеризовать значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний у детей. Презентация «Наследственные заболевания человека»
69 25.5.16 25.5.16 Развитие ребёнка после рождения. Урок систематизации и коррекции знаний Рост и развитие ребёнка после рождения. Терминология: онтогенез, ювенальный период БУ: ПУ: определять основные возрастные этапы развития человека. 70 27.5.16 30.5.16 Интересы, склонности, способности Урок систематизации и коррекции знаний Темперамент. Индивидуальные особенности человека. Становление личности человека: индивид, индивидуальность, личность. БУ: знать термины, участвовать в беседе и выявлять собственные особенности при выполнении демонстрационных тестов.
ПУ: доказывать поэтапность становления личности и необходимость вклада собственных усилий в этот процесс. Демонстрационные тесты Презентация «Темперамент»