Рабочая программа по русскому языку (5класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в целях:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение
качественного общего образования;
- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- повышения профессионального мастерства педагогов.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях состоят в следующем:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний и навыков полноценного, грамотного пользования богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- воспитание бережного отношения к языку;
- стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федерального Закона от 29.12.12г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
Приказа Управления образования и науки Липецкой области №385 от 23.04.2014г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»;
Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 29.08.2014г. №66
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
Учебного плана филиала МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Ивановка на 2014-2015 учебный год

Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, реализованной в учебниках: «Русский язык. Теория. 5-9кл.»: учеб.для общеобразовательных учреждений (под ред.В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой) - 18-е изд.- М.: Дрофа, 2014; «Русский язык .Практика. 5 кл.»: учеб. для общеобразовательных учреждений (под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеевой) – 16 –е изд.- М.: Дрофа, 2012; «Русская речь. Развитие речи. 5 кл.»: учеб. для общеобразовательных учреждений (под ред. Е.И. Никитиной) – 16-е изд.,перераб. – М. : Дрофа, 2010, с учетом федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Обоснованием выбора примерной программы по русскому языку в 5 классе является: ее структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для гибкого ее пользования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами русского языка, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. А также соответствует требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, соответствует Концепции модернизации Российского образования, сохраняет принцип приемственности, возможность вариативности содержания материала.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 3 часа из федерального компонента и 3 часа из регионального компонента для изучения курса русского языка в 5 классе.

Главная роль обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усилена речевая направленность курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Речевая направленность курса усилена в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, обособлениями и т.д.). Предусматривается систематическая работа над орфоэпической грамотной речью.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно- углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
5 класс имеет морфолого-орфографическую направленность. Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа по русскому языку рассчитана на 6 часов в неделю, что составляет 210 чаов за учебный год. Количество контрольных работ - 12.
Основными формами организации учебного процесса являются уроки (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, контрольный урок), семинары на заданную тему, конференции по актуальным вопросам (с использованием новейших информационных технологий).
Основными технологиями обучения являются:
личностно – ориентированные;
информационно – коммуникативные;
предметно – ориентированные;
здоровье сберегающие;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Ключевыми компетенциями по русскому языку являются:
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, коллективно-творческое дело, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, контурными картами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
В конце изучения темы предусматриваются контрольные диктанты с грамматическим заданием, контрольное изложение, тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знании, свое отношение к действительности в устной и письменной форме;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Итоговый контроль проходит в виде контрольного диктанта с грамматическим заданием.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класс:
Учащиеся должны знать
-определение основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Умения и навыки:
-разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически, составлять простые и сложные пре6дложения изученных видов;
-разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться орфографическим и толковым словарями;
-соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;
-находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;
-правильно писать слова тс непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
-находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с выученными правилами;
-определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты
-составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинение повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:
«Русский язык. Теория. 5-9кл.»: учеб.для общеобразовательных учреждений (под ред.В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой) - 18-е изд.- М.: Дрофа, 2009;
«Русский язык .Практика. 5 кл.»: учеб. для общеобразовательных учреждений (под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеевой) – 16 –е изд.- М.: Дрофа, 2010;
«Русская речь. Развитие речи. 5 кл.»: учеб. для общеобразовательных учреждений (под ред. Е.И. Никитиной) – 16-е изд.,перераб. – М. : Дрофа, 2008,










5, Знак Знак1 Знак Знак Знак Знак