Методика обучения детей дисциплинированности путем сдачи рапорта и выполнения простых строевых упражнений


Методическая разработка:
Дисциплина на уроке физкультуры и как обучить детей сдавать «рапорт»
Урок физической культуры – особый в ряду школьных предметов. Нарушение дисциплины на нем может привести к серьезным травмам. Но задача учителя совсем не в том, чтобы запугивать детей, объясняя им ужас возможных последствий, а в том, чтобы формировать у них осознанное отношение и чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Урок начинается с построения класса, рапорта дежурного или физорга. Некоторые учителя считают это анахронизмом. На мой взгляд, такое академическое начало в совокупности с двумя-тремя строевыми упражнениями настраивает детей на рабочую волну. Также я стараюсь четко и доходчиво объяснить задачи, стоящие перед классом и при необходимости – перед отдельными учащимися на данном уроке. В ходе занятия задачи и методика их решения могут уточняться в соответствии с возможностями ученика, его самочувствием и даже настроением.
Дети могут быть возбуждены или, наоборот, угнетены, раздражены или апатичны. Возможно, у них была контрольная работа или она будет на следующем уроке, возможно, у кого-то день рождения, и школьники собираются идти в гости. Все это влияет на психологический климат в классе и в конечном итоге – на дисциплину. Поэтому так важно создать нужный настрой в начале занятия.
Сдача рапорта
В начале урока я командую: «Класс, в одну шеренгу стройся!»
Сообщаю задачу урока: «Обучение технике сдачи рапорта»
Объясняю суть понятия рапорт. Рапорт – это донесение, сообщение, либо доклад о чем-либо. В нашем случае – донесение о готовности класса к уроку физкультуры.
Итак сдача рапорта:
Рапорт должен доносить дежурный класса
Задача дежурного при сдаче рапорта подготовить и подсчитать количество присутствующих, освобожденных от урока и доложить об этом учителю.
3. Как это выглядит:
- в начале урока учитель строит класс и произносит: «Дежурному сдать рапорт!». В это время дежурный, стоящий в начале шеренги, делает шаг вперед, поворачивается налево и командует: «Класс, равняйсь, смирно! По порядку номеров рассчитайсь» Последний в шеренге ученик делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!»
После чего дежурный поворачивается направо и строевым шагом идет до учителя, так чтобы стоять перед учителем в 2х шагах и говорит: «Товарищ учитель, на уроке физкультуры присутствует ___ класс, в количестве ___ человек. Отсутствующих и освобожденных нет (либо называет их).
Рапорт сдал: Ф.И.
После дежурный делает 2 приставных шага влево и три шага вперед (до учителя), круговой разворот и встает на уровне учителя.
Учитель здоровается с классом, поворачивает голову к дежурному и командует: «вольно!». Дежурный идет обратно к шеренге и произносит команду: «Вольно!», встает в строй.
Технику отрабатываем несколько раз в течение одного урока, по возможности нужно дать каждому ученику попробовать себя в роли дежурного.
Данный урок хорошо проводить в самом начале учебного года, чтобы на последующих уроках дети уже применяли данные умения.
Данное умение сформирует у детей чувство коллектива, ответственности, выработает дисциплинированность и руководящие навыки