КТП по внеурочной деятельности Клуб юных историков


внеурочная деятельность
КЛУБ ЮНЫХ ИСТОРИКОВ
учитель МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска
Калинина Светлана Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 2 класса «Клуб юных историков» разработана на основе программы М. В. Хлоповой, Н.А. Лимовой, ТМ. Шиловской (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1/Сост. О. М. Корчемлюк. – М..: Баллас, 2013. ( Образовательная система «Школа 2100») в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данный курс является продолжением учебного предмета «Окружающий мир».
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально –культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так ка образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решением следующих задач:
формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, её законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразие современного мира, о людях, живущих на родной земле;
знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
формирование коммуникативных умений детей , обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
воспитание патриотизма и гражданственности, любви привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
Создание условий для социально – исторического развития личности младшего школьника.
Теоретико – методологические основы курса строятся на системно-деятельном подходе.
Объём: программа рассчитана на 128 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4 классов. Участниками учебного процесса предложены занятия в «Клубе юных историков» 1 раз в неделю.
Основные разделы программы внеурочной деятельности
«Клуб юных историков»
Первый год
«Моя родословная»
№ основные темы курса
во 2 классе авторская программа рабочая программа примечание
Раздел 1. Моя родословная. 6 7 Раздел 2. Я и моё имя. 10 11 Раздел 3. История моей семьи. 6 7 Раздел 4. Семейные обязанности и традиции. 10 7 итого 32 32 Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня ( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о предмете истории, значении знаний об истории, исторических источниках, об истории России и всемирной истории, фактах, событиях, явлениях истории России, её творцах, деятелях, о выдающихся путешественниках, ученых, полководцах; о принятых нормах взаимоотношений в семье, о ценностях семейной жизни, принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации.
Результаты второго уровня ( формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, семье, истории страны, знаниям, миру, людям, к своему собственному внутреннему миру.
Результаты третьего уровня ( приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
у школьника появляется возможность приобретения опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по проблемным вопроса; опыта охраны памятников истории культуры; опыта общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыта сбора и сохранения исторических источников; опыта заботы о младших.Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Клуб юных историков» (32ч)
№ Тема занятия Кол-во часов дата примечание
Раздел 1. Моя родословная. 7ч Вводное занятие. Понятие о родословной. 1 Моя семья. 1 Поколение, потомки, предки. 1 Родословное дерево 1 Практическое значение родословных в прошлом. 1 Составление родословного древа семьи. 1 Повторение по разделу: «Моя родословная.»1 Раздел 2. Я и моё имя. 11ч. Кто я? Где живу? 1 Что означают наши имена 1 Как родители выбирают имя ребёнку. 1 Имена и прозвища в Древней Руси 1 Откуда к нам пришли наши имена 1 Тайны наших имен. 1 Имя и ангел-хранитель 1 Моя фамилия. Моё отчество 1 Что могут рассказать имена, отчества и фамилия о прошлом. 1 «Говорящие фамилия» 1 Повторение по разделу: «Я и моё имя.»1 Раздел 3. История моей семьи. 7ч. Профессия моих родителей 1 Мои братья и сёстры 1 Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники 1 Кто, кому и кем доводиться 1 Мои прабабушки и прадедушки. 1 Профессии моих предков. 1 Повторение по разделу: «История моей семьи.»1 Раздел 4. Семейные обязанности и традиции. 7ч. Что мы знаем о традициях 1 Мир семейных увлечений 1 Семейные обязанности 1 Семейные традиции 1 Фамильный герб и фамильный девиз 1 Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» 1 Повторение по разделу: «Семейные обязанности и традиции» 1