Консультация для педагогов в рамках подготовки к аттестации Самообразование педагога. Подготовка педагогического портфолио


Консультация для педагогов в рамках подготовки к аттестации
 «Самообразование  педагога.  Оформление педагогического портфолио»
Введение
В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования «всесторонне развитой личности» приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги.
Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.
 
Понятие самообразование
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Формы работы по самообразованию
•         Самообразовательная  работа над рефератом по теме
•         Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
•         Обзор в Интернете информации по теме
•         Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.
•         Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
•          Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
•         Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
•         Изучение информационно-компьютерных технологий.
•          Общение с коллегами в ОО, городе и в Интернете.
•         Участие в конкурсах в Интернете.
•         Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете.
 
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких учителей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ОО. Если школа готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
 
Алгоритм составления плана по самообразованию
   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов
Оформление педагогического портфолио 
Современный педагог может иметь широкий спектр деятельности, результаты которого невозможно собрать в одном документе. Поэтому желательно составить портфолио, объединяющее все аспекты работы воспитателя. Заинтересованный в своем успехе и карьере педагог оформляет два варианта портфолио: в электронном и бумажном виде.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио педагога  показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в разнообразных видах деятельности.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Инструкция по созданию портфолио
1.     Начните составление портфолио с общих сведений о себе. Пропишите фамилию, имя и отчество красивым, хорошо читаемым шрифтом. Укажите год рождения, образование – основную специальность и квалификацию согласно диплому. Если дипломов несколько, перечислите все. Напишите о трудовом и педагогическом стаже работы и не забывайте постоянно обновлять этот раздел.
2.     Создайте раздел участия в МО, в конкурсах, конференциях.
3.     Приложите к портфолио копии грамот, наград и благодарственных писем. Все эти документы позволяют составить мнение о индивидуальном развитии педагога. Указывайте эти достижения в порядке значимости, так как обычно на последние строчки обращают меньше внимания.
4.     Включите свои разработки занятий, конспектов развлечений и т.д.
5.     Следующий раздел – «Результаты педагогической деятельности». В нем нужно собрать материалы, которые подтверждают степень освоения учащимися образовательной программы, привести анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов, конкурсов и олимпиад, в которых участвовали ученики. Здесь же укажите результаты итоговой аттестации. Эти материалы дадут возможность получить представление о динамике результатов деятельности педагога.
6.     Включите раздел самообразования педагога, где укажите тему, цель, задачи, актуальность, итог, форму отчета.
Заключение
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.