Статья Музейная педагогика в духовно — нравственном воспитании учащихся в условиях ФГОС


МАОУ Прудовская средняя общеобразовательная школа
п. Пруды
Краснобаковский район
Нижегородская область
РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Роль литературы и краеведения
в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
ДОКЛАД
«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
Автор работы
Ганеева Ольга Константиновна
учитель русского языка и литературы
1 категория
2015 год
Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании в условиях введения ФГОС.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся.
Введение музейной педагогики в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.
Это ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XX в. в Германии. В нашей стране это понятие нАчало употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Главное в музейной технологии - уроки доброты.
Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов.
НО основная форма работы музея – экскурсии.
Экскурсии, как одна из форм организации учебного процесса, возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе.
С момента внедрения новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
• литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
• литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
• историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
• литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
• обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер. Использовать форму работы в виде виртуальной экскурсии на уроке можно по - разному. Сейчас в системе интернет можно найти уже готовые к использованию на уроке виртуальные экскурсии.
Эти и подобные материалы можно использовать на уроках литературы, когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством в целом, а также на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивает видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить ученикам.
Так в Программе учебного предмета «Литература» в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС предусмотрены часы музейной педагогики:
«М.В.Ломоносов - великий россиянин». Образовательная экскурсия «дом-музей М.В.Ломоносова»
А.С.Пушкин. Образовательная экскурсия «Захарово» (при изучении стихотворения «Няне»)
Образовательная экскурсия «Тарханы – государственный музей – заповедник М.Ю.Лермонтова».
Образовательная экскурсия «Усадьба Н.В.Гоголя на Полтавщине»
Образовательная экскурсия «Карабиха» Н.А.Некрасов.
Образовательная экскурсия «Спасское – Лутовиново» И.С.Тургенев.
Образовательная экскурсия «Ясная Поляна» Л.Н.Толстой.
Образовательная экскурсия «Таганрог – родина А.П.Чехова».
Образовательная экскурсия «Дом – музей И.А.Бунина»
и другие.
Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор.
Что касается уроков русского языка, то применять элементы музейнойтехнологии можно и здесь.
Так, изучая тему «Лексика» на уроках русского языка, мы говорим о
замечательном человеке, составителе «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Дале. Однако не каждый знает, что многие страницы жизни собирателя слов связаны с Петербургом: в Морском кадетском корпусе он учился, также В.И. Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке,12 был до последнего часа, стараясь облегчить страдания друга (во время урока можно показать презентацию, слайды о местах в Петербурге, связанных с именем В.И. Даля).
Так же использовать виртуальные экскурсии можно на уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами. Здесь можно обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам того музея, где находится картина.
Таким образом, использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход к учебному процессу, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. Совершенно справедливо полагать, что «в рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов»
Типы музейных уроков исходят из целевой установки учителя, и мой опыт позволяет представить уже разработанные типы музейных уроков:
•урок-экскурсия;
•урок-лекция;
•урок-исследование;
•урок-концерт;
•урок-презентация;
•урок-беседа;
•урок внеклассного чтения.
Методы, формы, приемы работы на уроках музейного типа исходят из законов дидактики, основаны на современной технологии личностно ориентированного обучения.
Специфика музейных уроков состоит в хорошем владении учителем материала, в умении отобрать его на конкретный урок, не перегрузить урок декларативными лозунгами.
Цель музейного урока может быть достигнута только тогда, когда урок организован по своим специфическим законам: в отличие от обычного урока в его традиционной форме музейный урок должен быть организован как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов бытия.
На уроках музейного типа нет и не может быть привычных критериев в оценке знаний - здесь допустимо только восприятие, самопостижение, самопознание, а это не подлежит оцениванию вообще. Результативность таких уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого ученика - индивидуальных, доступных и посильных.
Каждый музейный урок, и в этом его специфика, должен быть вписан в систему деятельности, иметь цель, учитель должен представлять смысл своей работы, формы организации деятельности учащихся после музейного урока.
Музейные уроки должны носить цикличный характер: одна и та же тема может быть, и должна быть, представлена много раз, на различных возрастных уровнях, организована разными методами и формами.
Кроме музейных уроков, основанных на использовании материалов музея, большой потенциал в нравственном формировании учащегося представляют уроки, на которых материал музея является «фоном», создающим особую атмосферу; музейные экспозиции - живые свидетели происшедшего - позволяют достичь нравственной высоты.
Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком методическом уровне. В проведении их не может быть мелочей. Важно, чтобы всё было продумано.
Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости от типа, темы и целей урока завершающий этап может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.
Моей задачей, как педагога является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, среды, которая способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем-словесником. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда ребенок стал участником процесса познания.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее (даже если это виртуальная или заочная экскурсия) или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.
Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности определено: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».
Условием для формирования личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус и способность к общению. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в стандартах второго поколения определяют: «Обеспечить принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций». Это позволяет утверждать, что тема духовно-нравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень важна и востребована. Знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями ребёнок обогатит внутренний мир, приобщится к традициям нашей страны, сможет оценить сложность и поэтичность народной живописи и художественного ремесла. Это позволит развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств. Полагаю, что это будет способствовать росту мотивации обучающихся к учебному труду, повысит познавательную активность школьников, обогатит интеллектуально-познавательный мир и позволит накопить ученику нравственно-эстетический опыт.
Поэтому возникает необходимость обновления подходов к обучению литературе и русскому языку как основной предпосылки для формирования нравственных ценностей у учащихся и развития у них гуманитарного мышления. Исходя из этого в педагогической деятельности были поставлены задачи: разработать и апробировать приёмы нравственной активизации личности и создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, их познавательной и исследовательской активности. Автором были исследована целесообразность применения предпочтённых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы с целью превращения их в пространство нравственного совершенствования учащихся.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность учащихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие обучающегося.
Преимущество виртуальной экскурсии состоит в отказе от схоластических методов преподавания, в развитии у учащихся наблюдательности, умения анализировать, навыка самостоятельной творческой работы. Без такой экскурсии сегодня нельзя представить преподавание учебных предметов в образовательном учреждении.
Почему сегодня появилась необходимость преподавателю использовать виртуальные экскурсии в своей педагогической деятельности? Потому что данная форма обучения развивает метапредметность: дети учатся находить и обрабатывать информацию, сжимать, анализировать, синтезировать, уметь ориентироваться. Кроме этого, виртуальные экскурсии развивают визуальное мышление. Получив навыки составления экскурсии – обучающийся сможет ими воспользоваться на всех уроках. Данная форма работы развивает и исследовательское мышление. ФГОС хочет видеть выпускника самостоятельным, креативным, находчивым, ответственным, любящим свой край и Родину - все это и можно развить у обучающихся, применяя такую форму организации обучения.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор нравственных категориях был не формальны, а актуальным необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.