Статья Работа социального педагога с семьей


РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ.
Понимание, великодушие, милосердие,
 терпимость и вера в ребёнка -
вот  наши главные лекарства.
И ещё – полнокровная, радостная,
яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других, жизнь.
                                       Дубровский А.А.
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации Ее функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития, Современная семья переживает Сложный этап — переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни. За последние годы наблюдается сокращение состава и структуры семьи (рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.). Сегодня преобладающий тип семьи это простые семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В материальной поддержке государства нуждается большинство семей одиноких Матерей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Социальный педагог ориентирован не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Основные функции социального педагога в работе с семьей: 1. диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды); 2. прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи); 3. организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения); 4. правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); 5. предупредительно - профилактическая (профилактика девиантного поведения); 6. социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи); 7. социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи); 8. организаторская (обеспечение культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей). 
Социальный педагог проводит социальную диагностику, и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни. Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.). Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к меняющимся условиям. При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе. Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.