Из опыта работы социального педагога.Интерактивные формы работы с родителями.

Конищева Светлана Анатольевна,
учитель изобразительного искусства,
социальный педагог
БОУ города Омска
«Средняя общеобразовательная
школа № 50»

Интерактивные формы работы с родителями

Моральные ценности  не бессмысленное изображение дряхлых моралистов.
Они потому и называются ценностями, что без них невозможны
ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь.
Андре Моруа

Изменения в обществе, изменения типа современной семьи, а также системный кризис института семьи в современных российских условиях повысили интерес исследователей, государства, школы к насущным проблемам семьи, как института воспитания.
Нынешний кризис семьи, деформация многих семейных ценностей среди различных категорий населения происходят с изменением ценностных ориентаций современной молодежи. Идёт переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной. В современной российской семье главной функцией становится не ведение совместного хозяйства, не рождение детей, а отношения между супругами, происходит отказ от единой модели семьи для всех групп населения, а также параллельное существование и функционирование нескольких видов семейных отношений, гражданский брак чаще встречается среди представителей молодого поколения.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка в школе, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Для реализации Стратегии воспитания, разработанной до 2025 года, педагоги школы проводят большую работу, возрождая утерянные формы и методы работы с семьей, практикуют синтез нового и старого опыта, создавая инновации в этом направлении работы. Ожидаемые результаты реализации Стратегии должны обеспечить создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей. Для достижения результата Федеральные государственные общеобразовательные стандарты создают благодатный путь, который ведёт к взаимопониманию семьи и школы, к взаимопониманию детей и родителей. Таким образом, задачи школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев; объединить усилия педагогов и родителей по формированию ценностей.
Педагоги школ, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи работают в едином направлении, организуя мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей, на повышение воспитательной функции семьи, профилактику вредных привычек, ЗБОЖ. Работа с родителями планируется, проводится комплексно, систематично. В работе используются как традиционные формы организации (собрания, лектории др.), так и нетрадиционные формы. Более продуктивными в направлении профилактики являются интерактивные формы работы.
«Интерактивные методы», «интерактивное обучение» - термины пришли из английского языка . «interactive» - Inter- между, меж, akt- действовать, действие. Название метода происходит от психологического термина «интеракция» , что означает «взаимодействие». Интерактивный процесс- процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников

Формы интерактивного обучения:
Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры)
Использование общественных ресурсов
Социальные проекты и внеаудиторные мероприятия
Ролевые игры
Нестандартные уроки
-математический экспресс,
-урок-поиск,
-урок-размышление,
-урок-ринг,
-урок открытых мыслей,
-урок-защита диссертации;
-уроки, которые ведут ученики;
-урок-турнир и другие
Видеофильмы, видеоролики, просмотр и обсуждение.

В сборнике представлены следующие разработки, сценарии с использованием интерактивного обучения с участием, привлечением родителей:
1. Деловая игра "Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания».
Цель игры: помощь в исследовании и решении семейных психологических проблем, улучшение психического здоровья семьи, а также развитие самосознания с целью само изменения и коррекции поведения личности в семье.
Задачи деловой игры:
- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем
- группа отражает общество в миниатюре, а семья является социальной (общественной) структурой
- в группе участники могут идентифицировать себя с другими
- группа облегчает процессы самораскрытия, само исследования и самопознания.
2.Внеклассное мероприятие по формирования ЗОЖ «День здоровья».
Целевая аудитория: учащиеся 6-9 классов, родители.
Цели: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.
3. Круглый стол для старшеклассников и родителей «Беда, которая приходит внезапно».
В борьбе с распространением ВИЧ-инфекции самым эффективным средством является профилактика. Поэтому сегодня актуально развивать активную профилактическую работу в образовательных учреждениях. Этому способствует и такая форма работы как "Круглый стол".
Цель: продолжить формирование здорового образа жизни, формирование разумного отношения к вступлению в ранние половые связи, формирование милосердного отношения к людям, зараженным ВИЧ.
Задачи:
1. Развить мотивы, умение аргументировать свою точку зрения. 2. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Вид деятельности: интеллектуально- познавательная.
4. Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х- -8 классов и родителей “Крестики-нолики”.
Цель: закрепить у школьников первоначальные минимально необходимые знания о полезных и вредных привычках, о здоровом образе жизни; профилактика употребления ПАВ, приобщение родителей к проблеме профилактики.
Оборудование: интерактивная доска, презентация или учебная доска, бумажные поля для игры. Таблички название команд “Крестики” и “Нолики”
Форма проведения: Игра “Крестики-нолики”.
5. Сценарий праздника ко Дню матери «Я люблю тебя, мама!».
Цели: - воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; - обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труде; - воспитание желания помогать маме в ее работе по дому, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками; - обучение детей умению общаться друг с другом и взрослыми людьми; - учить детей непринужденному участию в беседе, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями; - развивать память и творческое воображение, интонационную выразительность речи; - воспитывать нравственные и эстетические чувства.
6. Городской семейный марафон среди обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Счастливы вместе».
Цель - повышение статуса семьи, воспитывающий детей особой заботы, укрепление семейных традиций и ценностей Российских семей.
Задачи Семейного марафона:
- создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала семьи; - расширение эмоциональных контактов родителей с детьми;
- повышение значимости семейного воспитания, вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию творческих способностей детей с ОВЗ;
- привлечение внимания общественности, государственных органов, средств.

Правильный семейно-нравственный ориентир с комплексом воспитательных мер, охватывающих наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства – залог возрождения моральных ценностей общества.




15