Презентация по дуальному обучению в колледжах Внедрение дуальной системы обучения


Внедрение дуальной системы обученияБайназарова С.Д. Цель – создание казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.Задачи:- изучение опыта по внедрению дуального обучения;- создание экспериментальных площадок по внедрению дуального обучения;- выявление особенностей организации дуального обучения в разрезе отраслей и регионов;- подготовка рекомендаций по внедрению дуального обучения в колледжах РК. Дуальное обучение – это такой вид обучения,при котором теоретическаячасть подготовки проходитна базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. В ходе Республиканского семинара «Дуальная система: опыт и перспективы внедрения» в Караганде министр образования и науки Б. Жумагулов рассказал что преимуществом дуального обучения является обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Дуальные системы обучения в первую очередь используются в таких областях, как техника, экономика и социальное обеспечение. При этом спектр специальностей охватывает машиностроение, инженерное дело, строительство, индустрию недвижимости, менеджмент туризма и социальный менеджмент. Не практикуется дуальное обучение в таких областях, как искусство и гуманитарные науки. Концепция дуальной системы образования позволяет иначе подойти к вопросу профессиональной подготовки педагога. Прежде всего на этапе первичной профориентации при определении направления будущей профессиональной деятельности в педагогической сфере нужно исходить из трех основных мотивов принятия решения:- эгоистический;- прагматический;- идеалистический. Эгоистический мотив обусловлен стремлением субъекта к удовлетворению потребностей в установлении новых контактов, в рамках которых обеспечивается большая свобода в поведении, меньшая степень ответственности, ослабление морально-этических ограничений. Прагматический мотив обусловлен стремлением соответствовать общепринятым нормам и правилам, а также желанием сформировать образовательные, общекультурные и профессиональные компетенции будущей жизненной траектории. Идеалистический мотив обусловлен стремлением изменить окружающий мир в соответствии с собственными представлениями о добре, порядочности, чести, справедливости, целесообразности. В рамках проекта «Модернизация технического и профессионального образования» совместно с Всемирным банком ведется разработка профстандартов по 147 приоритетным специальностям ТиПО. Данные стандарты станут основой Национальной квалификационной системы.  В настоящее время ведется разработка профстандартов по 5 педагогическим специальностям ТиПО: «Дошкольное воспитание и обучение» «Профессиональное обучение» «Начальное образование» «Основное среднее образование» «Технология». Также на базе «KazEnergy», Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий и Казахстанской туристской ассоциацией ведется работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации специалистов Для развития системы образования Казахстана в дуальном формате необходимо решать следующие задачи: В каждом регионе и отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения; Необходимо определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования, выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения; Разработать совместно с отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;Обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе. Подготовить будущих педагогов профессионального образования к организации и методике преподавания дуального образования. Зарубежный опытРодоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. В зависимости от профессии обучение длится от 2 до 3,5 лет. Ученики на предприятии получают денежное вознаграждение от данного предприятия. Финансирование системы осуществляется предприятиями и государством. Дуальная система отличается от чисто школьного профессионального обучения, практикуемого во многих странах, двумя характерными признаками: 3-4 дня в неделю обучение проходит на предприятии и 1-2 дня – в профессиональной школе. Российский опытВ 2014 году в России  Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградскаяи Московскаяобласти. Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область. В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе. Свердловская область получила статус ментора в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Считается, что здесь уже сложились программы подготовки кадров по дуальной модели, и этот регион будет учить другие субъекты РФ. Литература:1. Глайсснер О.Ю. «Система высшего образования в Германии: великое множество путей»// Журнал «Alma mater», №10, 2008 г., стр.59-60.2 Аникеев А.А., Артуров Е.А. «Современная структура образования в Германии»//Журнал «Alma mater», №3, 2012г., стр.67-68.3. Мисиков Б. «Современный вуз: дуализм целей»//Журнал «Высшее образование в России», №11, 2006 г., стр.167-168.4. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. «Для подготовки кадров новой формации»// Журнал «Современное образование», №2 (86) 2012 г., стр.55-57.5. Полянин В.А. «Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога»// Журнал «Образовательные технологии», № 2, 2010г., стр.68-96.6. Пресс-служба Министерства образования и науки РК для сайта Pm.kz.