«В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» Тип урока:


Конспект
урока по русскому языку
«В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
     составленному плану.
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение  к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей     деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Задачи урока:
Образовательные: 
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.  
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять  инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные: 
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения
Ход урока.
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся.


·. Мотивация к коррекционной деятельности.
Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями,0 чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума
- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?        
- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?


·
·. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- А теперь давайте, проверим вашу домашнею работу. Она у вас было творческая и интересная.
А теперь скажите мне, с каким рассказом мы с вами познакомились на прошлом уроке?
- Кто его главный герой?
- Какой вывод вы сделали после прочитанного рассказа?
- Кто желает рассказать о своем рисунке?
- Кто автор этого рассказа?
- А теперь посмотрите на доску, прочитайте слова, написанные на доске?

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Верно, а теперь скажите мне какие слова относятся к растениям?
- Остальные слова относиться ко второй группе животные.
- Мы можем предположить. О чём писал Виталий Валентинович Бианки?


·
·
·. Локализация индивидуальных затруднений.
 Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. На доске написаны слова помощники, которые нужно расположить в нужном порядке.
  Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком.  От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира  находилась прямо напротив музея, и дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
 Детям  хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных  зверей. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий  впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
  Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.  
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался  футболом. Разными были интересы.  Но своим главным  учителем Бианки считал отца.
 Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились   в  увлекательные рассказы и сказки.
.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович  Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели  ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили  на многие языки мира.
- А теперь назовите авторов, которые пишут о природе для детей, которых вы знаете?
-Откройте свои учебники . стр. 105 
- Но прежде чем начать читать, давайте проведем
Упражнения для интонации:
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Произнести с чувством радости.
Произнести с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды.
- Молодцы
Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением  статью о писателе.  2-3 учащихся читают вслух.
Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
- Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?

·V. Построение проекта выхода из затруднений.
Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
- На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
V. Реализация проекта выхода из затруднений.
Давайте прочитаем  произведение В.В. Бианки,  которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
Физминутка
V
·. Обобщение во внешней речи.
Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
- Определите – это художественный текст или научный?
- Почему?
- Кто может определить, к какому жанру относится произведение?
- А какая это сказка?
 - О чём эта сказка? 
- Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
- Найдите его в тексте    и прочитайте.
- Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
  - Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
  - Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
 Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше.
Теперь будем составлять план.
Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
 На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
     - прочитать произведение.
    - определить смысловые части и опорные слова.
   - определить тему каждой части и озаглавить её.
   - выписать по порядку заголовки каждой части.
  - прочитать получившийся план.
  - сверить план с содержанием текста.
  - пересказать текст по плану.
V
·
·. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
 Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части.
 Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план.
1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось?


2 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось?

3 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось?


V
·
·
·. Включение в систему знаний и повторение.
Вот и план готов. Напомните, что мы должны сделать дальше? (С каждого ряда по одному пересказу.)

IХ. Рефлексия.
 Вот мы и с пересказом справились.  Что у нас дальше по плану?    
- С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о писателе?
- С каким его произведением вы познакомились на уроке?
- Чему вас научило это произведение? 
 Сегодня  хорошо отвечали и получили оценки : Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.
Домашнее задание.
- Стр. 106-107 . Составить план. Пересказ.







- Знакомиться с авторами, их творчеством. Учиться правильно и выразительно читать.
- Прежде чем ответить, нужно поднять руку. Когда мы отвечаем, мы встаем. Хором не выкрикиваем.



- Выставка рисунков
- Островер
- Нельзя бросать в беде, беспомощных и беззащитных животных.

- Виталий Бианки
Береза, дуб, лиса, липа, ромашка, тюльпан, шиповник, медведь, сорока, заяц.
Растения и животные

- Береза, дуб, липа, ромашка, тюльпан, шиповник.

- О природе




Знакомство с писателем
Знакомство с произведением
Составление плана
Пересказ
Закрепление нового материала







































- он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки.

- Знакомиться с произведением
- можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации

утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло,  ключ из-под земли бьёт, полынья






- художественный
потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции.
- сказка
- авторская










познакомились с писателем, познакомились с произведением.

















Осень, Зима, Весна.  
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать  уточку. 2. Лис хватает уточку за крыло. 3.  Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам. 2. Тёплая полынья спасла уточку.
 - 3 ряд:  1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.  2. Лис хочет кинуться в воду.3. Уточка улетела.


- Пересказать текст



Закрепление нового материала

- Виталий Бианки

- добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)