Доклад:«Развитие креативной личности на основе дифференциации и индивидуализации на уроках географии и биологии.

Ухорская Светлана Юрьевна Творческий отчет.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках, в пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Б.Пастернак

Отчет о проделанной работе за период 2007-2011 у.г. По методической теме: «Развитие креативной личности на основе дифференциации и индивидуализации на уроках географии и биологии.

МБОУ «Гимназия №28»

Отчет о проделанной работе за период 2007-2011 у.г. Ухорской С.Ю.
По методической теме: «Развитие креативной личности на основе дифференциации и индивидуализации на уроках географии и биологии.
Все люди –ученики.
Сохранение квалификации необходимо в связи с процессом старения профессиональных знаний ,которые требуется систематически обновлять. Этот процесс соответствует по темпам научному прогрессу, вследствие чего реальные знания сокращаются наполовину каждые 6-7 лет, если специалист не учится. Повышение квалификации касается каждого работника ,долг каждого учителя -достичь вершины мастерства ,т.е . максимально повысить квалификацию.
Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Поэтому я не боюсь новых знаний, а, наоборот стремлюсь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Итак человек должен учится всю свою жизнь.
Учеба –это труд. Труд -целенаправленная деятельность человека.
Поэтому готовясь к урокам я ставлю две цели :
Общая цель- научить детей учиться и индивидуальные цели: научить, давать одинаковые общеобязательные знания всем ,но разными способами, в зависимости от способности учащихся, правильно использовать и развивать в нужном направлении.
Для меня, я сейчас поняла, что урок – фрагмент жизни. Поэтому для меня важно научиться: образно говорить, прибавляя к языку слов -язык тона ,мимики, жестов, переходя , когда нужно ,с научно- популярного языка на научно художественный .Стараюсь всех детей на уроке называть по имени, что бы в классе было чисто ,аккуратно, полки заполнены самыми необходимыми учебниками, средствами ,пособиями, учебным материалом.
Добиваюсь ,чтобы говорящий говорил лишь когда его слушали и сам направлял свою речь всем присутствующим в классе, а не только рассказывал учителю. В основе любой методической системы лежат педагогические приемы наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.
Владимир Александрович Блаженов предложил формулу развивающего обучения, которую я применяю в своей деятельности:
+ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МОТИВАЦИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
или применительно к географии географически образованная личность.


Какие же приемы я использую в своей работе.
Приемы мотивации учащихся
Приемы развития внимания
Приемы развития памяти
Приемы развития логического мышления

Оценка
Музыка
«хочу запомнить»
Сообщения

Компъютер
Эпиграф
«надо запомнить»
Эссе

Консультант
Картины
Графика
Реферат

Игра
Слайды
Схемы
Проект

Новизны
Ассоциации
Таблицы
Презентация


Видеоролик
Опорные знаки
персонификации


Видеофильм



Исходя из этой формулы использую приемы на разных этапах работы, рис №1


На первом этапе урока, так сказать для "разогрева", необходимо заставить учащихся активизировать мыслительную деятельность, подготовить учащихся к основной части ответа. Для данного этапа подходят такие методы, как диктант или тестовый контроль знаний учащихся. Продолжительность этих заданий должна составлять 5-10 минут.
Следующий этап урока должен укрепить в сознании, для основного этапа проверки, те знания, которые были извлечены на поверхность. Здесь наиболее приемлемым будет использовать легенду, притчу, тренажер или рассказы-задачи. Интерес к предмету нужно поддерживать на каждом уроке, а первый урок в любой параллели должен быть особенным – ярким и необычным. Введение в мир географии у 5 кл. можно построить в виде путешествия по земным оболочкам, рассказывая про каждую из них сказку, например: « Отправился  Иван-царевич в дальнюю дорогу, ключ от Земли отыскать, чтоб достать его  – колодец надо глубокий вырыть. Начал копать Иван – царевич, сначала землю рыть было легко, породы попадались лёгкие, рыхлые, но с глубиной становилось сложнее, так как горные породы становились плотнее и тверже. Что же находится внутри нашей Земли, из каких горных пород она состоит?  Ответит на эти вопросы интереснейшая наука – география!»
Иллюстрированные карточки могут включать вопросы и задания, направленные на выявление знаний об изученных объектах. (Напишите, что обозначено цифрами .... Поясните почему ...); умений сравнивать, находить общее и отличное, делать соответствующие выводы и др. так же карточки с выбором ответов повышают активность и самостоятельность учащихся на уроках. Эти задания развивают умение анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения.
Очень помогает ребятам глубже понять, лучше усвоить существенные черты изучаемого объекта: сравнение общего и отличного. Развитию логического мышления служит и выполнение заданий, требующих сравнить новый материал с ранее пройденным. Какие климатические пояса расположены в Африки? .При обучении работе с книгой, прежде всего, добиваюсь, чтобы школьники внимательно читали текст, понимали его смысл (а не заучивали дословно) при пересказе. Для этого им предлагается вспомнить такие, например, задания: найдите в учебнике определение изучаемого понятия; примеры, иллюстрирующие данную тему; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа. Осмыслить, прочно усвоить текст учебника помогает также составление плана параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Ученики, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут сообщения ,эссе, доклады, рефераты к семинарам конференциям.
Обучая школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц и графиков, учителя предлагают ребятам рассказать, что изображено на рисунке; что говорится об этом рисунке в тексте учебника; составить задачу, рассказ по рисунку и т. п.
Для того чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения ,выводы по аналогам.
Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.); б) географическими картами; в) географическими картинами;
Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения заданий без непосредственно участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных действий.
Программированное обучение усиливает, систематизирует самостоятельную работу учеников. Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе
Очевидно, для успеха обучения педагогу необходимо, прежде всего, управлять вниманием учащихся. В этом плане окажут пользу следующие приемы:
Прием новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтересовывает учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое. Например: учитель обращается к учащимся:
- Из чего состоят облака?
- Из воды.
- А что тяжелее: воздух или воды?
- Конечно, вода.
- А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
Весьма действенным может стать прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить даже самую нелепую или абстрактную мысль, возбудить интерес к ней.
Иногда хорошую роль может сыграть прием участия. Учитель, раскрывая тему, говорит: «Представьте себе, что вы находитесь », затем урок вы продолжаете своим чередом или учитель рассказывает школьникам о строительстве БАМа. Выразительно передает картину трудностей строительства. Ставятся вопросы: «Зачем же прокладывать дорогу по таким непроходимым местам? Нельзя ли было найти путь, по которому легче проложить магистраль? Путь длиннее, но зато удобнее?» Возникает всеобщий интерес. Слушатели приглашаются к совместному поиску пути по карте. Обсуждают все возможные варианты с учетом рельефа, полезных ископаемых, возможности транспортировки рельсов, строительных материалов. Вместе ищут и рисуют наиболее удачный вариант. Найденный путь решают сравнить с трассой Байкало-Амурской магистрали. Напряженное ожидание. Все участвовали в поиске, все заинтересованы. И что же оказалось? Оказалось, найденный вариант есть трасса Тында – Бам!

Самый беспроигрышный вариант – юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление. Однако, смешная история, рассказанная не к месту, явится только помехой и может испортить все.

Развитию логического мышления служит и выполнение заданий, требующих сравнить новый материал с ранее пройденным. Какие климатические пояса расположены в Африки? .При обучении работе с книгой, прежде всего, добиваюсь, чтобы школьники внимательно читали текст, понимали его смысл (а не заучивали дословно) при пересказе. Для этого им предлагается вспомнить такие, например, задания: найдите в учебнике определение изучаемого понятия; примеры, иллюстрирующие данную тему; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа. Осмыслить, прочно усвоить текст учебника помогает также составление плана параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Ученики, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут сообщения ,эссе, доклады, рефераты к семинарам конференциям.
Обучая школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц и графиков, учителя предлагают ребятам рассказать, что изображено на рисунке; что говорится об этом рисунке в тексте учебника; составить задачу, рассказ по рисунку и т. п.
Для того чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам.
Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.); б) географическими картами; в) географическими картинами;


Работа организуется с помощью ИКТ и технических средств. Но, кроме готового программного обеспечение можно и самостоятельно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в т.ч. презентации, используя программу Microsoft Power Point. Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6 и 7 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 и 9 классов. Возможности программы Power Point очень широкие, кроме изображения сюда можно вносить и звук ( сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное).
Учебный материал является отражением разных сторон жизни .Связь с жизнью происходит особенно часто в старших классах Придет время, когда в процессе жизненной практики учащийся столкнется с необходимостью применить приобретенные знания и навыки в ситуациях, которые не в состоянии заранее предвидеть.
Поэтому часто на уроках мы делаем сообщения ,презентации по темам:
Россия на мировом рынке, Научный центр –Сколково, Ракеты-Эскандер ,Проблемы демографии в России и т.д.
Вторым принципом считаю ,что ученик начинается с общения. Стараюсь наладить контакт с каждым учеником. Будучи студенткой я услышала на лекции притчу : «Жил был мальчик , и как то на каникулы он приехал погостить к своей тете. Однажды к тетке пришел очень важный человек , и они повели долгий серьезный разговор, а мальчик сидел в уголке и слушал открыв рот, хотя ничего не понимал. Важный человек заметил мальчика ,подошел к нему, спросил как зовут, чем он интересуется. В этот период жизни мальчик очень интересовался лодками, и они повели долгий разговор о лодках. Когда гость ушел,мальчик сказал; «Тетя , какой хороший человек?Это здорово, что он тоже интересуется лодками, как я»
Тетя ответила: « Что ты ,мой милый,? Он в жизни никогда не интересовался лодками»
Я считаю ,общение –основа учения. и если эта связь односторонняя ( учитель дает знания),то обучение и воспитание будет эффективным с хорошо действующим механизмом обратной связи и сделать обучение эффективным.
В основе моей педагогической деятельности лежит предельно простая идея –с праведливость.
Насорил в классе- убери, хлопал дверью в классе так,. что сломал ,придется пойти за папой и устроить дверь, не выучил урок –получи «2».Для этого существует программа продвижений по предмету. И самое главное мои дети знают пропустил урок ,занимайся самостоятельно, если не получается подойти к учителю. По одной ,двум оценкам четвертные не выставляются. Поэтому я часто пользуюсь инструкциями, которые помогают ученику получить желаемую оценку.
Инструкция по контрольным работам.. Для получения оценки «3» достаточно правильно выполнить 25% заданий и хотя бы ! практику.. Для получения оценки «4» или «5» необходимо выполнять задания больше половина При этом не требуется выполнить все задания работы, но для получения отметки «5» среди верно выполненных должно быть хотя бы одно задание из части С. При этом оценка выставляется следующим образом:
-выполнено более 56 (из них одно из части С) - пять.
-от 40 до 56 - четыре.
-20-39 - три
-менее 20 - два.

Почти на каждом уроке провожу рефлексию для самооценки урока и ученики воспроизводят весь материал и отвечают на вопросы
Какие термины узнали
Что нового узнали.
Чему научились
Что не понравилось на уроке
Ваши пожелания.

С этих вопросов я начинаю следующий урок, что позволяет напомнить о системности занятий для учеников (не был на уроке-узнай сам).
Что можно и чего нельзя на уроке?
-Для меня урок-духовный поиск истины
-Серьезная и честная работа каждого ученика на уроке, а это значит « нельзя не работать»
-Урок –это работа души, развития своих способностей, оформление мысли, речевые умения.
«Мы знаем, страх парализует волю, он должен быть уверен в добром расположении учителя и каждого ученика в совместно-урочной деятельности».





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении географии. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов.
Причина прироста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.
Поэтому в данной работе рассматриваются одни из основных вопросов этой проблемы.
Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.







30.11.2016



Рисунок 715