Статья Развитие ОК студентов на уроках истории и обществознания, применяя игровые формы обучения по средствам информационно-коммуникаттивных технологий


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Высокогорский многопрофильный техникум»
филиал с. Лая
Статья
Тема: «Развитие общих компетенций студентов на уроках истории и обществознания, применяя игровые формы обучения по средствам информационно-коммуникативных технологий»
Составитель:
Хаймина Наталия Сергеевна
Должность:
преподаватель истории и обществознания
высшей категории
Нижний Тагил,
2017
Современная образовательная политика как важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
Для современного человека необходимо умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет. Достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как первейшая задача образовательной политики на современном этапе. Это не только внешние изменения – появление лицеев, гимназий, частных школ, а главным образом изменения касаются, прежде всего, пересмотра целей педагогической деятельности, изменения содержания образования, осваивания новых педагогических технологий, изменения их в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на компетентностном подходе. Формирование компетенций является одной из важнейших задач ФГОС, одним из значимых результатов профессионального обучения. Этот результат, может быть, достигнут, если в процессе обучения применять игровые формы по средствам информационно-коммуникативной технологии, рассчитанной на развитие общих компетенций.
Прежде всего, уточним значение терминов «игровая педагогическая технология» и «информационно-коммуникативная технология».
По определению Г. К. Селевко, «понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр» (Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии». М., 1999, с. 53).
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. (Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск. 2011.с. 140-146). Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
А.С. Макаренко утверждал «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Психолого-педагогическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом, позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX веке предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими, бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос, которой, предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления обучающихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. (А.А. Максимова ИКТ- технологии в образовании. М., 2005, с. 3).
Игра – это нестандартная в современном образовании форма ведения урока. Студенты, как правило, почти не играют, у них уже другие увлечения, но именно поэтому, игра вызывает у них живой интерес. Причем первоначально он проявляется к самой игре как таковой, как к чему-то необычному и непривычному, и лишь потом распространяется на конкретную тему, предмет, дисциплину. Явление это не случайно, ведь именно в игровой ситуации у обучающихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества (такие как начитанность, находчивость, эрудированность и др.).
По мнению педагогов, психологов (Абрамова Г.С., Козлов Н.И., Битянова Р.М.) игровые формы обучения нацелены на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты, тем самым развивая общие компетенции, согласно требования федерального государственного стандарта.
Согласно требованиям ФГОС более важным для педагога становится приобщение обучающихся к самостоятельному обучению, анализу и поиску информации для достижения заданного качества обучения в условиях реализации информационно-коммуникативных технологий обучения, развития у обучающихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное образование диктует необходимость поиска новых путей повышения качества теоретической подготовки обучающихся, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное самостоятельно находить методы и формы реализации поставленных задач перед ними.
Игровая форма обучения по средствам информационно-коммуникативной технологии универсальна. Любая организационная форма легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Где логика?», «Своя игра», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?» может быть перенесена в учебный процесс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении, по мнению педагогов, начинается с разрушения стереотипов.
При использовании игровых форм обучения с технологией компьютерного обучения на своих уроках, неизбежно возникают ряд противоречий, отражающихся на работе педагога. С одной стороны обучающиеся: приобретают новые знания, умения, навыки; усваивают способы самостоятельной деятельности; развивают познавательные и творческие способности; происходит формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных и нетипичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, воспитание гражданской, идейно – нравственной позиции, необходимых во всех сферах общественной жизни общества, все это необходимо для успешной социализации современного человека и профессионала своего дела в обществе. Бесспорно, это является положительным моментом в совместной учебной и познавательной деятельности.
Но с другой стороны, использование игровых форм обучения по средствам информационно-коммуникативной технологии ведёт к дополнительным материальным затратам, так как для организации урока требуется дополнительное оборудование, дополнительные источники литературы, справочники, компьютеры. При подготовке к уроку, педагогу приходится затрачивать несколько больше времени, чем при традиционном обучении.
Очень важно педагогу в современных условиях уделять внимание отбору содержания учебного материала по учебным дисциплинам «История», «Обществознание». При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Общеизвестно, что образное знание истории является живым и полноценным. Если обучающиеся не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то усваивают, лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с обучающимися помимо текста учебного пособия и слова учителя, применяются тексты художественных произведений, исторических художественных произведений, например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года», используется вид интегрированного урока: литературы, мировой художественной культуры, прослеживаются метапредметные связи. Это четко показывает значимость знаний по литературе, дает возможность применить полученные знания на практике. Для этой же цели служат исторические учебные картины, художественно-документальные фильмы, альбомы русских и советских художников, отражающих русскую историю в картинах.
Для достижения поставленных целей и задач важно получить результат – обратную связь. Обратная связь заключается в следующем: учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – обучающиеся, в свою очередь, используют те же средства и методы, формы в своей самостоятельной работе.
На современном уроке истории и обществознания важно использовать разнообразный спектр средств обучения, применяя игровые формы обучения, например, работа с учебником, использование аппарата учебника, иллюстрации учебного пособия, исторические карты, различных исторических эпох, учебные исторические картины, учебные тематические фильмы, тематические мультимедийные презентации, видео-уроки, тематические кроссворды, филворды, художественные альбомы и открытки, тексты, отрывки художественных произведений. На каждом уроке применяются данные средства обучения, в большей или меньшей степени, в зависимости от изучаемой темы.
Одним из противоречий применения данной формы обучения является с мотивированное не желание студента обучаться истории и обществознания, аргументируя тем, что ему как будущему специалисту нет необходимости изучать историю, обществознание. В такой ситуации ставится тематическая задача, при которой обучающимуся необходимо на практике применить знания, полученные по истории и обществознанию ранее, на школьной ступени обучения, таким образом, происходит формирование и развитие общих компетенций у обучающегося. В результате чего происходит процесс включения студентов в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении поставленных перед ними учебных задач.
Современная образовательная система усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать полученные знания. Эти характеристики следует учитывать при разработке педагогических технологий реализации идеи компетентностного образования в области истории и обществознания. Итогом сформированности личных, метапредметных и предметных результатов освоения основной профессиональной образовательной программы в части получения среднего общего образования является обладание выпускниками общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся характеризуются следующими критериями:
– Личностные: (ОК1, ОК4, ОК7);
– Коммуникативные: (ОК 3, ОК 5,ОК6);
– Регулятивно-познавательные (ОК 2, ОК 3, ОК 4).
Таким образом, в результате использования на уроках игровых форм обучения по средствам информационно-коммуникативной технологии у обучающихся улучшилось отношение к обучению, повысился уровень самостоятельности, в последние годы возросло качество обучения по предметам «История», «Обществознания». Приобретенные навыки самостоятельной работы на уроках, бесспорно, помогут обучающимся успешно пройти процесс социализации в современном информационном обществе, способствовать формированию гармонично развитой личности, быть востребованным в любой жизненной ситуации.
Список литературы
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации от 12.12.93.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М. 2012.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) Нового поколения. Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 №632.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
Государственная программа развития образования в Российской Федерации 2013-2020 г. – М. 2012.
Письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180 «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (доработанные по итогам совещания ФГАУ «ФИРО», 25.02.2015 г., Минобрнауки РФ от 17.03.2015 г. № 06-259).
Список литературы
Азамова  М.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей // Молодой ученый. – 2012г. - №11.
Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002.
Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. – М.: Логос, 2003.
Артемов В. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 47 с.
Викторова К.М. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций. М., 2013.
Гиль Е.А. Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций. М., 2015.
Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара, 2003.
Дмитриева Н. П. Профессионально-игровая компетентность будущего педагога как важнейшее условие эффективности его профессиональной деятельности // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч.– практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 146–154
Дрягина Г.В. Основные требования и идеи ФГОС на уроке. М.,2014.
Егорова Т.А. Использование деловых игр на занятиях Английского языка с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС. Канск. 2015.
Заславская Е.В. Некоторые аспекты формирования общих компетенций в СПО. Канск. 2015.
Карева Е. В. Игровые технологии в образовательном процессе. М. 2012.
Козлова В.Н. Формирование общих компетенций через активные формы обучения. Канск. 2015.
Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 349-351.
Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
Титкова М. Ю. Использование игровой педагогической технологии развития коммуникативных умений на уроках // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 73–83.
Федоренкова О.Г. Организация деятельности по формированию базовых социальных компетенций на уроках общественных дисциплин. Канск. 2015.
http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809http://www.academy.edu.by/sites/logoped/kommtechno.htm