РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС в СПО по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»


Филиал НОУ СПО
«Ставропольский кооперативный техникум
экономики, коммерции и права» в г. Буденновске
ДОКЛАД
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС в СПО по СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Подготовила преподаватель Павлюк Т.В.
План:
Введение.
1. Формирование и значение механизма социального партнерства в сфере подготовки квалифицированных специалистов.
2. Система социального партнёрства в Буденновском филиале НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права».
3. Роль социального партнерства при внедрении ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Современное образование является основой формирования успешного будущего России, ее конкурентоспособности в мире, важнейшим фактором национальной безопасности и создания условий для благополучия и постоянного развития страны и ее регионов. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании говорят, как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют новых форм управления, координации, сотрудничества.
Научная мысль в педагогике среднего профессионального образования (СПО) сегодня повернулась в сторону работодателя, от которого напрямую зависит будущее квалифицированного специалиста. Завершилось нормативно-правовое оформление нового социального заказа для среднего профессионального образования, основанного на компетенциях, умениях, знаниях – утверждены федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), определяющие необходимость социального партнерства образовательного учреждения с организациями. Очевидно, что совершенствование профессиональной подготовки выпускника техникума сегодня не может происходить без участия в этом процессе организаций, являющихся потенциальными работодателями.
1. Формирование и значение механизма социального партнерства в сфере подготовки квалифицированных специалистов.
Тенденции развития экономики страны, реализация ФГОС ставят перед образовательными учреждениями СПО стратегическую задачу – осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда. Решение данной задачи позволяет повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников техникума,  обеспечить их профессиональное и личностное развитие. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы выявления актуальных направлений образовательных учреждений СПО и социального партнерства, оказывающего существенное влияние на подготовку конкурентоспособного выпускника.
Социальное партнерство в сфере образования – социально-правовое явление, возникшее в нашей стране относительно недавно и требующее теоретического и прикладного изучения, а также нормативно-правового оформления. На сегодняшний день часто социальное партнерство понимается только как взаимодействие учебных заведений профессионального образования с работодателями и службами занятости, либо  в категорию социальных партнеров включают все структуры и организации, с которыми учебные заведения взаимодействуют в ходе осуществления своей деятельности.     По-моему мнению,  социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста. Система социального партнёрства призвана помочь учебному заведению полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда. Основными условиями успешной деятельности в этом направлении я считаю изучение рынка труда, уточнение квалификационных требований работодателей, мониторинг меняющейся структуры профессий и специальностей, учёт конкретных интересов социальных партнёров, повышение собственной конкурентоспособности путём развития объёмов и качества образовательных услуг. 
Очевидно, что без совместной работы с широким кругом предприятий и организаций различных организационно-правовых форм организация практического обучения студентов просто невозможна, и что от взаимодействия социальных партнеров во многом зависит решение основной задачи – повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов, влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.
Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей.
Цель современных российских техникумов – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей предприятий. Постепенно развивая эти отношения, сегодня российское профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнёрства.
Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:
- обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с  новейшими типами оборудования и технологическими процессами.
Прежде чем добиться таких результатов необходимо пройти три основных этапа развития системы социального партнёрства.
I этап – подготовительный. Его цель – мотивация педагогических работников на необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей на рынке труда.
II этап – содержательный, его цель – корректировка содержания и форм обучения квалифицированных рабочих и специалистов, разработка программ с ориентацией на потребности рынка труда, на отражение требований федерального государственного стандарта СПО, квалификационных характеристик. Отработка технологий взаимодействия с социальными партнёрами.
III этап – заключительный. Его цель – создание устойчивой и постоянной системы социального партнёрства.
Анализ открытых источников разных учебных заведений СПО позволяет сделать вывод о том, что администрацией и педагогическими коллективами  российских образовательных учреждений проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.
2. Система социального партнёрства в Буденновском филиале НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права».
Филиал НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» в г.Буденновске  осуществляет свою деятельность с 1998 года. Филиал имеет государственную аккредитацию, имеет лицензию Министерства образования Ставропольского края. За 15 лет в филиале подготовлено более 2500 специалистов по следующим специальностям:
Экономика и бухгалтерский учет – квалификация бухгалтер;
Финансы – квалификация финансист;
Менеджмент – квалификация менеджер;
Правоведение – квалификация юрист.
Банковское дело – квалификация специалист банковского дела;
Товароведение и экспертиза качества товаров – квалификация товаровед - эксперт;
Право и организация социального обеспечения – квалификация юрист;
Коммерция (по отраслям) – квалификация менеджер по продажам.
Наряду с основной специальностью студенты получили и углубленную подготовку по образовательной программе в области экономики, финансов, налогов и налогообложения, а также приобрели рабочие профессии:
Оператор ЭВМ;
Продавец, контролер-кассир;
Секретарь-референт;
Бухгалтер.
В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования при разработке основных профессиональных образовательных программ преподавателями техникума велась тесная работа с работодателями Ставропольского края. Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей рецензированы  работодателями.  Вариативная часть ФГОС также распределена в соответствие с запросами работодателей. 
 Система социального партнёрства, реализуемая в техникуме, является составной частью программы развития учебного заведения. За эти годы сложилась определенная система работы с социальными партнерами, в числе которых производственные, торговые предприятия, предприятия общественного питания, муниципальные организации, взаимодействие с которыми осуществляется в различных формах и охватывает основные аспекты учебного процесса от содержания до контроля качества образования.
Работодатели – основные партнеры техникума. От них во многом зависит перспектива развития образовательного учреждения. Неоднородность предприятий, в последнее время появляющихся на рынке труда, усложняет задачу по созданию системы социального партнерства. Целостное видение педагогическим коллективом требований со стороны социальных заказчиков позволяет уточнить миссию техникума, определить оптимальные модели выпускников, удовлетворять и развивать спрос на образовательные услуги филиала со стороны работодателей, служб занятости населения, осуществить выбор стратегических направлений развития техникума.
На сегодня техникум взаимодействует с социальными партнерами по следующим направлениям:
участие представителей предприятий в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику еще на этапе подготовки;
производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;
участие работодателей (представителей) в процессе проведения ИГА;
участие работодателей в процессе аккредитации, лицензировании новых образовательных профессиональных программ, востребованных для города;
участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, неделях по специальностям, профессиям, заседаниях «круглых столов»;
краткосрочная стажировка преподавателей техникума и на профильных предприятиях и в организациях;
расширение возможности получения в техникуме дополнительного образования в соответствии с запросами населения;
психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве, формирование банка вакансий.
Большое внимание в техникуме уделяется практической направленности подготовки будущих специалистов.   Отдельным и очень значимым этапом является производственная и преддипломная практика, которые проводятся под руководством специалистов предприятий. Большая часть студентов Буденновского филиала проходит практику в организациях и предприятиях различных форм собственности, с которыми заключены договора. Взаимодействие с партнерами становится устойчивым и постоянным, поддержка контактов с работодателями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей педагогического коллектива техникума. Для этого вносятся уточнения в должностные инструкции руководителей практики, мероприятия по социальному партнерству включаются в план работы учебного заведения и т. д. Организуется взаимодействие на уровне руководителей практики через проведение совместных культурно-образовательных мероприятий и конференций, конкурсов. Специалистами организаций осуществляется консультативно-методическая помощь преподавателей специальных дисциплин и руководителей практик от техникума. Достигается договоренность с руководителями базовых учреждений о прохождении стажировки преподавателями специальных дисциплин и руководителями практики в процессе проведения технической учебы в конкретных организациях (совместно со специалистами базовых учреждений).
3. Роль социального партнерства при внедрении ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Одной из самых востребованных специальностей в Буденновском филиале НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» на сегодняшний день остается специальность «Экономика и бухгалтерский учет». Наряду с основной специальностью студенты получают и рабочую профессию – кассир.
Организация профессиональной подготовки по реализуемой в филиале специальности осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ставропольского края и востребованности специалистов на рынке труда.
Примером плодотворного социального партнерства по специальности Экономика и бухгалтерский учет является многолетнее сотрудничество филиала с будущими работодателями и в лице Покойненского рабкоопа, Буденновского РПС, Прасковейского и Архангельского рабкоопов, МО ДОСААФ России в г.Буденновске. Основная цель социального партнёрства состоит в совместной разработке, принятии и реализации трудовой политики учебного заведения, основанной на интересах работодателей. Такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон: партнеры предоставляют места и создают необходимые условия для прохождения практики, а филиал техникума помогает им подготовить востребованного на рынке труда специалиста бухгалтерского учета, способного без «доучивания» приступить к работе.    
В целях успешного развития социального партнёрства руководством филиала, прежде всего были выявлены субъекты социального партнерства; исследован рынок труда; изучен баланс между спросом кадров и предложением образовательных услуг; созданы условия для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации учебной  и производственной практики. 
Ежегодно руководство предприятий предоставляет условия для организации полноценной производственной практики и стажировки  обучающихся, а также краткосрочной стажировки преподавателей техникума с целью ознакомления с учетными операциями и изменениями в налоговом законодательстве.
Учитывая тот факт, что в современных условиях  в подготовке бухгалтеров на первый план выдвигается не готовый набор профессиональных навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умение анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать знания, педагогический коллектив техникума широко использует  в учебном процессе практиориентированные методы обучения: решение конкретных профессионально-практических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций будущей специальности, производственных задач, курсовое проектирование по конкретной производственной тематике, студенческие научно-исследовательские работы и т. д. Свои уроки преподаватели стараются разнообразить и внести такие элементы, которые вызывают интерес у студентов, позволяют им быть более активными участниками учебного процесса. Подготовка и проведение таких занятий являются полезными и привлекательными для обучающихся. Они позволяют заглянуть в историю специальности, развивают коммуникативные навыки, учат навыкам публичного выступления, умению понимать свой внутренний мир. Особой популярностью у студентов пользуются нетрадиционные виды занятий, например: урок с приглашением специалиста, деловая игра, «круглый стол», урок- презентация, семинарские занятия и др.
Рассматривая постоянную взаимосвязь с работодателями как одно из важных оснований для обеспечения стабильности и гибкости образовательного учреждения, его готовности своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения окружающей среды как возможность обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, в своей программе по развитию социального партнерства техникум предусматривает наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества с предприятиями и организациями и реализацию таких внутренних возможностей, как:
целевая подготовка специалистов под конкретные рабочие места;
стимулирование деятельности предприятий и организаций по планированию и конкретизации потребности в кадрах;
привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;
оказание техникумом исследовательских и консультационных услуг по заказам работодателей;
расширение возможности трудоустройства выпускников.
По моему мнению, основным показателем качества работы нашего филиала по данной специальности является трудоустройство выпускников и их последующая профессиональная ориентация.
После окончания филиала выпускники особо востребованы на рынке труда и имеют большую перспективу. В современных условиях они способны работать в различных коммерческих структурах, маркетинговых службах, налоговых инспекциях, совместных предприятиях, банках, а также имеют широкую перспективу работы в системе потребительской кооперации. Востребованность и конкурентоспособность образованных молодых специалистов на рынке труда повышается при наличии у них не только профессиональных компетенций, сформированных уровнем ФГОС, но и знаний, умений и навыков в области управленческой деятельности.
Техникум активно взаимодействует со своими выпускниками,  развивая сотрудничество с ними при помощи различных внутриучрежденческих мероприятий, нацеленных на их постоянное привлечение к тому, чем живет образовательное учреждение. Целенаправленное взаимодействие  филиала с выпускниками позволяет выявить пока еще недостаточно используемый их ресурс, решать проблемы, связанные с созданием сети «своих агентов» на предприятиях-партнерах для того, чтобы уже новые поколения выпускников через авторитет этих агентов могли пополнить кадровый потенциал предприятий, с которыми установлены взаимовыгодные партнерские отношения. В отзывах предприятий и организаций, где работают выпускники Буденновского филиала, отмечается их достаточная теоретическая и практическая подготовка, соответствующая требованиям, предъявляемым к современному специалисту.
Заключение.
Сегодня российское профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнёрства. Они приглашают на производственную практику целые группы, идут на то, что предоставляют свои рабочие места не только для прохождения практики, но и для проведения производственного обучения, организуют экскурсии, предусмотренные учебно-воспитательным процессом техникума. Все эти мероприятия повышают интерес студентов не только к профессии, но и к самому предприятию. Представители предприятий присутствуют на итоговой аттестации выпускников, где осуществляется комплексная оценка качества обучения через открытую защиту обучающимися дипломных работ.
Выстроенная система социального партнёрства постоянно совершенствуется, жизнь заставляет искать новые пути совместной работы. Но уже сегодня можно говорить о налаженном механизме социального партнерства. Эта работа продолжается, филиал рассматривает ее как долгосрочную, от которой выигрывают все: и техникум, и предприятия, и в целом экономика района.
Реализация всего многообразия форм и направлений социального партнерства несомненно зависит от ряда объективных и субъективных причин, в частности от состояния и специфики отрасли, социально-экономической обстановки в Буденновском районе, творческого и профессионального потенциала педагогического коллектива, которые он стремится учитывать при выстраивании плодотворных взаимоотношений с предприятиями, организациями и органами управления, как одного из важных условий профессиональной подготовки выпускников техникума.
Администрацией и педагогическим коллективом филиала проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.
Литература.
1. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. — М.: КДУ, 2012. — 242 с.
2. Медведева Н.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: проблемы и перспективы // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №7.
3. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. // Проблемы современной экономики. – 2011. -  № 4(28).